Что такое лифт и как с ним «бороться»? На этот вопрос у большинства сочинцев, проживающих в высотных домах, есть четкий и однозначный ответ: это устройство, крайне необходимое в быту, но приносящее столько проблем, что мало не покажется. А ведь за использование его приходится еще и платить, причем немалые деньги.
Для начала — несколько характерных примеров о «работе» сочинских лифтов. Долгое время не работал один из двух лифтов в доме № 19 по улице Абрикосовой. Причина? Она более чем типична. Несколько жильцов застряли в нем и вынуждены были более часа в разгар лета, в жару ждать помощи. Но не от диспетчера лифтового хозяйства — связи с ним, как обычно, не было. В конце концов, с помощью пришедших на выручку соседей им удалось выбраться через узкую щель. Но лифт встал, и надолго. Потому что вскоре на его дверях появилось объявление, гласящее, что для его ремонта необходимо собрать… миллион рублей.
В другом доме в том же микрорайоне Макаренко, чтобы доехать, скажем, до седьмого этажа, нужно было на одном лифте доехать до третьего, потом пересесть в другую кабину и уже в ней подниматься дальше. Соответственно и спускаться вниз можно было только таким методом.
Не менее оригинально и по сей день работает лифт в Кудепсте — в доме № 54 по улице Искры. Раньше, если вы поднимались на нем до седьмого этажа, то там он останавливался и категорически отказывался спускаться до вызова мастера. В конце концов, седьмую кнопку вообще отключили. Но тут же произошла новая напасть: теперь вы заходите в кабину, скажем, на первом этаже, двери закрываются, нажимаете нужную кнопку, но лифт стоит… пока кто-то с необходимого вам этажа не нажмет кнопку вызова. Жильцы дома теперь по мобильнику вызывают для этого соседей. Кстати, выйти из этого лифта, после того как вы зашли и нажали кнопку нужного этажа (даже если он стоит), уже невозможно.
Досталось от этого так необходимого в бытовом отношении устройства и жильцам одного из многоэтажных социальных домов. В течение очень долгого времени лифт здесь «бастовал», и старикам (а их там большинство) приходилось пешком добираться до своих квартир, надеясь, что выдержит сердце и ноги не подведут.
И еще один момент. Знаете ли вы, что в некоторых наших лифтах кнопки почему-то иногда оказываются под напряжением и при их нажатии вас может так шарахнуть током, что от неожиданности у вас самих искры из глаз посыпятся.
Вот такие у нас своенравные и непредсказуемые лифты. А может, все-таки не техника виновата, а люди, отвечающие за ее работу? Тем более что оплату за это они взимают немалую.
А с мая этого года еще раз повысили, причем совершенно удивительным способом. Дело в том, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.07.2004 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (интересно, а почему только сейчас о нем вспомнили? Финансовый кризис заставил?) лифты переведены в разряд мест общего пользования, и плату за них теперь берут не с количества проживающих людей, а с …площади квартиры. Естественно, стоимость этой «услуги» тут же взлетела почти в пять(!) раз. Мало того. Теперь за «пользование» лифтом платят и жильцы первых этажей, которым эта «услуга» абсолютно не нужна. Кстати, замена этого тарифа по закону должна была обязательно согласовываться с жильцами. Однако этого не произошло. Лифтовики ограничились изменением этого пункта договора с управляющими компаниями, которым, естественно, это только выгодно. Суммы платежей выросли, однако лифты от этого, как мы видим, лучше работать не стали.
Кстати, в этих договорах отдельным пунктом оговаривается, что «в случае непредвиденной остановки лифта с находящимися в нем пассажирами (запомните, в кабине вы становитесь пассажирами — В.С.) «исполнитель» (т.е. лифтовое хозяйство — В.С.) осуществляет освобождение пассажиров в течение 30 минут после получения сообщения диспетчером, без учета времени проезда до объекта». Как «легко» вызвать диспетчера, мы все прекрасно знаем. Сколько времени ему понадобится, чтобы добраться до «объекта» с учетом наших пробок — этого вообще никто не знает. Мало того. В Дагомысе, например, мастер аварийного ремонта на месте находится только с 9 до 17 часов. Но ведь лифт не подчиняется «временной указке». И как быть, если ты в нем застрянешь, например, вечером или в выходной день? И это притом, что в тех же договорах записано, что в случае неисправности специалисты должны прибыть на место в течение двух(!) часов и, если на ремонт требуется более четырех часов, проинформировать «заказчика» о сроках его выполнения.
Ситуация, сложившаяся с эксплуатацией лифтов в Сочи, настолько критична, что стала темой обсуждения на заседании комитета по городскому хозяйству, промышленности, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Городского Собрания. Ибрагим Караев, долгое время руководивший одним из сочинских МРЭПов, с горечью констатирует: «Из-за безответственности соответствующих служб в городе много неработающих лифтов, что вызывает многочисленные справедливые нарекания со стороны жителей. Эксплуатация их, как и взимание за это денег, ведется бесконтрольно. Создался своего рода вакуум — как технический, так и юридический. В не меньшей степени вину за это несут и управляющие компании в соответствии с заключенными договорами (кстати, составленными в произвольной форме)».
В этой статье мы сознательно (пока!) не коснулись финансовой стороны взаимоотношений лифтовиков, управляющих компаний и жильцов многоквартирных домов. Она ждет отдельной проверки, тем более что на уже упоминавшемся заседании комитета Горсобрания администрации города и прокуратуре было рекомендовано провести проверку деятельности организаций, обслуживающих лифты, на законность заключенных ими договоров, реальность цен и т.д. Что же касается аргументов лифтовиков, то нам так и не удалось их выслушать: в течение нескольких дней мы пытались дозвониться до руководства Черноморского управления ООО «ОТИС Лифт», но в ответ слышали одно и то же: «Начальника нет, когда будет — неизвестно, перезвоните». Впрочем, стоит ли этому удивляться, если даже ответ на запрос депутатов (с тех пор прошло уже более двух месяцев!) в ГСС до сих пор так и не поступил. А ведь любой лифт, стоит напомнить, — это объект повышенной опасности, и деятельность обслуживающей его организации требует абсолютной прозрачности — и организационной, и технической, и юридической, и, тем более, финансовой.
Владимир СУРОВЦЕВ