Десятого числа каждого месяца, когда все горожане уже получили счета на оплату коммунальных услуг и цены, имеющие обыкновение дергаться в начале месяца, устоялись на временном уровне, наша газета уже третий раз вычисляет своеобразный «индекс Сочи» — «С-5» — сводный показатель стоимости определенного набора продуктов и основного комплекса «непищевых» услуг и товаров, стоимость которых, так или иначе, касается каждого сочинца. «Продукты» в нашем городском индексе по-прежнему представлены раскладкой рецепта салата «Столичный»: картофель — 60 г, колбаса вареная — 60 г, огурцы соленые (малосольные — по сезону) — 40 г, яйца — 1 шт., горошек — 1/4 жестяной банки, лук — 5 г, майонез — 1/3 мягкой упаковки.
Показатели этого месяца свидетельствуют не только о сезонном изменении цен на ряд продуктов и инфляционных течениях, но и — причем достаточно «впрямую» — о социальных процессах, протекающих в городе. В этом плане наш городской индекс перекликается с мировым индексом Актуариев, введенным еще в 1962 году. В него вошло более 700 составляющих из разных секторов экономики, и, благодаря своему широкому покрытию, он смог стать инструментом измерения поведения рынка в длительный период. Существенное преимущество индекса Актуариев в том, что он показывает инвесторам не только движение рынка в целом, но и отдельных секторов и отраслей в частности, как и наш «С-5».
Уже в этом месяце ожидалось падение общей стоимости «непищевой доли» индекса «С-5» за счет снижения показателя «типичный транспорт». Предыдущие индексы рассчитывались, опираясь на показатель 14 рублей, так как типичным общественным транспортом в Сочи по-прежнему является маршрутное такси. Ожидания падения основывались на заявлениях из главного администрирующего органа города о сокращении маршруток и привлечении большего числа мощных автобусов. Это автоматически бы повлекло падение на 5 пунктов — с 14 до 9 рублей. Но не сложилось. Действительно, микроавтобусов-такси на некоторых маршрутах центра города стало значительно меньше. Но это не реальное их сокращение, а перераспределение — огромная масса «Газелей» стоит в пробках на объездной. И пока сокращение повлекло за собой не массовую любовь к автобусам, а массовые пешие походы горожан домой. Особенно пострадали в этом плане жители Бытхи и Светланы. Но даже для тех, кто лишен возможности пользоваться услугами общественного транспорта — хоть по 14, хоть по 9 рублей, показатель «типичный транспорт» не равняется нулю: маршрутки держат город.
Продолжился рост котировки яиц. Перешагнув к 10 августа отметку в 33 рубля, они не сдали своих позиций и к сентябрю. На ярмарках выходного дня появились яйца по 25 рублей. К сожалению, они очень мелки и в нашем индексе использоваться их цена как «типичная для города» не может. Картофель, который на тех же ярмарках стоит от 14 рублей, в городских «Овощах-фруктах» держится на уровне 30 рублей, что, впрочем, ниже августовского показателя.
Наши респонденты отметили значительный — на 4-7 рублей — рост цены на сахар (в индекс «С-5» не вошедший) и странное поведение на рынке Сочи бананов, также не являющихся для нашего индекса показательным продуктом.
На прилавках Сочи бананы уверенно держатся за ценник «40 рублей», в сетевых магазинах одной торговой марки этот фрукт стоит менее 30 рублей, и эта тенденция сохраняется уже более трех месяцев, странным образом опровергая теорию «продуктовой интервенции», неизбежно влекущей общее снижение цен в этой категории.
Зато подтверждением предположения о взаимосвязи всех цен в одном городе в минувшем отчетном месяце явились яблоки, цена на которые все-таки упала до 20 рублей за килограмм. Этот уровень установился не для всех сортов, но яблоки по этой цене очень хорошего качества продаются практически во всех районах города.
Уже в августовской публикации нами было обоснованно предсказано повышение цен на бензин. До 7 сентября мы надеялись, что цены этого показателя нашего индекса не изменятся: ФАС оштрафовала ряд нефтяных компаний именно за задирание цен. К всеобщему сожалению, несмотря на миллионные штрафы, а быть может, как раз «благодаря» им, бензин в городе подорожал разом на 50 копеек за каждый литр АИ-92. Удорожание бензина произошло и в Краснодаре, правда, там рост начался с меньшего значения — изначально посещение заправки там обходилось дешевле. В Сочи также переписали ценники не на всех заправках, однако вряд ли на них цены устоят в обозримом будущем.
В результате, в период с 10 августа по 10 сентября показатель ценовой активности в Сочи — наш индекс «С-5» — установился (см. таблицу на с. 4) на уровне 250,02. Сама по себе эта цифра, как и все индексы, по большому счету, смысла не имеет. Смысл ей придает сравнение с показателем предыдущего периода, который равнялся 249,12. Увеличение индекса за этот месяц — 0,9. С 10 июля по 10 августа этот показатель вырос на 1,5 пункта, так что минувший период мониторинга принес нам некоторую ценовую стабилизацию. Более того (признаемся — к нашему удивлению), рост индекса на 0,9 пунктов странным образом совпал с официальным показателем инфляции по России на август 2009 года.
Светлана ИВАНОВА