Газета, которую вы держите сейчас в руках, готовилась к печати за несколько дней до начала VIII Международного инвестиционного форума, так что рассказ о том, кто выступил на открытии, каких благ пожелали Сочи на пленарном заседании и как в натуре выглядела экспозиция нашего города — еще впереди. Следующий — «постМИФический» выпуск газеты «Наш дом — Сочи» обязательно осветит планы и проекты, касающиеся, так или иначе, нашего города и представленные на проходящем в эти дни форуме. А пока осмелимся на самое неблагодарное дело — прогнозы. И официозные, и житейские. Разделить эти категории в Сочи — проще простого: граница проходит по заградительным кордонам и усилена милицией. Все «мирское» будет происходить, бурлить и нередко возмущаться за пределами закрытой территории форума. Все парадное останется за огороженной территорией в центре города, предназначенной для обсуждения перспектив экономического роста.
По эту сторону
Все прогнозы на время МИФа, касающиеся собственно городской жизни, сделаны давно и за две недели до него начали потихоньку сбываться. За прогнозом погоды в Сочи на дни экономического форума ни к метеорологам обращаться, ни «к бабкам ходить» нужды нет. Погода будет стоять отменная. Это не прогноз, это наблюдение, которое год из года подтверждается: поразительно хорошая погода ждет участников форума.
Сочинцев же с 17 сентября ждут выходные и просьбы не выезжать на личном автотранспорте в город, дабы видом бесконечных пробок не расстраивать гостей и участников. Эти выходные большинство «временно отдыхающих сочинцев» уже отработали во внефорумное время. Но предсказания выходных были сделаны еще два месяца назад вполне официально.
Прогнозам по пробкам также нет возможности не поверить. Было это счастье с нами всегда, а еще за 10 дней до открытия разрослось до мифических размеров. Можно было добираться более трех часов из центра города до аэропорта, без труда можно было опоздать на самолет, а опоздания на работу большинство нормальных работодателей и за трудовой грех-то не считало. Не будет пробок только у гонщиков «Рено» с «Формулы-1» — показательные заезды пройдут 18 сентября у морского порта. Зато объездную ждут поистине фундаментальные заторы.
Неплохо складываются звезды над открывающимся в эти дни фестивалем разнообразного алкоголя. Это — одно из крайне немногих мероприятий, идущих в рамках форума и доступных «простым сочинцам». На личном автотранспорте на такие мероприятия, безусловно, ездить не стоит, и при небольшом везении сюда можно будет добраться транспортом общественным: маршруток по Курортному проспекту нет, зато есть автобусы, пущенные в усиленном режиме.
А еще в городе подкрасили, подбелили, промели и промыли практически все «гостевые» места, что, безусловно, положительно сказалось на общем внешнем виде города. С нами же останутся и 200 тысяч растений позднецветущей виолы, и свежие посадки самшита. По прогнозам главного художника города Э. Баранской — куратора цветочного проекта, разноцветные виолы будут радовать горожан до глубокой осени.
А что у них?
По делам, касающимся собственно форума, также делались прогнозы. Некоторые — давно, и они уже сбываются, кое-какие только ждут своего часа.
Модераторами круглых столов станут Д. Чернышенко, Д. Козак, Ж. Килли, Э. Набиулина, А. Мау, Г. Греф, А. Новиков (ресторатор) — известнейшие и уважаемые профессионалы. Председатель правительства России В. Путин — главный докладчик пленарного заседания с темой «Россия. Инвестиционная стратегия», мэр нашего города А. Пахомов — по программе «Сочи — гостеприимный город».
Первым сбылся прогноз по ценам на жилье для участников форума. Цифры еще в начале года, на первых ярмарках турпродуктов на эти дни приводились мифические, и, воплощаясь в счета, неподготовленного человека могут шокировать. Судите сами. Номер «эконом» в «Москве» предлагается почти за 7 тысяч рублей в сутки. «Пакет» на 4 дня — 27160 рублей. Стандартный номер в «Лазурной» — 51950 рублей в сутки, на 4 форумных дня — 207800 рублей. Это с завтраком. Занятно — на фоне некоторой пафосности МИФа — выглядит прайс-лист «Софии», где номера делятся на «с кондиционером» и без оного. В сутки кондиционер прибавляет к стоимости номера чуть меньше 500 рублей к «базовой» ставке в 6600 рублей. Но это уже к вопросу о местном колорите и понятии сервиса. Понятно, что цель оправдывает средства, а спрос рождает такие предложения.
А если прибавить к этой сумме сумму взноса с каждого участника — а это 75000 рублей, и регистрацию «стендистов» — по 11800 рублей, то выходит приятная круглая цифра. С учетом того, что приехали делегации из свыше трех десятков государств, 12 иностранных диппредставителей и порядка 4500 участников из 50 российских регионов, получается, что с финансами у МИФа все сложится нормально. К сожалению, для части обслуживающих МИФ людей это — по мрачным прогнозам — будет не так. И если какому-нибудь оркестру, отработавшему полночи на благо форума, не заплатят, то оркестранты будут обижены. Признаться, это предсказание сделано на опыте прежних лет. Но музыка будет — факт. Равно как и нет оснований предсказывать, что не заплатят по контракту «Дип пеплу», — этот легендарный, проверенный временем коллектив будет главной изюминкой развлекательной программы форума.
Стенды, площадки, проекты
С уверенностью можно предсказать (на основании официальных пресс-релизов делать это можно со стопроцентной гарантией), как будет выглядеть наш город на стендах и при обсуждении.
Именно на примере Сочи и его постолимпийского будущего участники форума будут обсуждать новые стандарты урбанизма для России. На этом форуме, как и на всех предыдущих, Сочи будет представлен новыми направлениями концепции развития. На этот раз выставляется 17 наших макетов (в прошлом году их было 10), причем 8 проектов — олимпийские. На самом видном месте экспозиции Сочи будет расположен макет центральной части города с учетом олимпийского строительства.
Представленные инвестиционные предложения Сочи — а их в этот раз 60 — касаются разных отраслей: от инженерных сетей и железнодорожной инфраструктуры до проектов свалок. Впервые Сочи представит на МИФе свободные инвестиционные площадки. Эти земельные участки уже сформированы, включены в единый краевой реестр и ждут своих инвесторов. Кроме того, на форуме представлено 14 площадок, которые целенаправленно предназначены для создания автостоянок силами малого бизнеса. Общая сумма рассматриваемых инвестиций в этом году перешагнула за 100 млрд рублей. Скорее всего, на форуме будет подписан договор между администрацией города и кипрской компанией по инвестиционному проекту «Концепция развития Имеретинской низменности как курорта мирового уровня». Торжественное подписание приурочено к форуму, хотя принципиальные соглашения достигнуты несколько месяцев назад. К подписанию значится и «Концепция разработки проекта планировки поселка Дагомыс».
И все же некоторые из крупных проектов нынешней экспозиции Сочи вызывают определенно смешанные чувства. К примеру, снова вынесен на форум инвестпроект строительства горнолыжного курорта «Горная карусель». У тех, кто макет и проект не видел, это сочетание слов вызывает только воспоминание о том, что два года назад «Горную карусель» уже запускали. Первые лица края с кнопкой запуска, торжественный фуршет и прочие признаки того, что «открыли», тогда явно были налицо. Конечно, в ту пору речь шла о первой очереди, и спустя два года могут презентовать планы по созданию какого-нибудь бюгеля. «Оригинально» и то, как за четыре года до Олимпиады выставляются на инвестиционный форум «планировочные решения горной части олимпийского комплекса». Впрочем, сроком реализации этих проектов заявляется 2011- 2013 годы. Но не побоимся и печального предсказания: простые сочинцы увидят пробки и спецпроезды, но эту экспозицию не увидят. Так что в случае чего — и не возмутятся несбыточностью планов МИФа.
В то же время судьба некоторых инвестиционных соглашений, подписанных на прошлом форуме, вызывает настороженность. К примеру, чтобы выяснить судьбу соглашения между Сочи и французскими специалистами водоснабжения и водоотведения, приходилось долго объяснять, что это за французы и какие предложения они делали. Подписан был договор тогдашним мэром В. Афанасенковым. Сумма соглашения — свыше 700 тыс. евро, которые должны были пойти на модернизацию сочинских сетей водоканала и организацию глубоководных выпусков. Кардинальная перестройка, как обещала французская фирма, выигравшая грант у правительства Франции, будет проведена за 6-8 месяцев. Однако в этом году выпуски будут представлены вновь: по проекту, в Лазаревском районе появится пара глубоководных сбросов. Следов французов обнаружить не удалось.
Оригинальные трудности ждут гостей форума в… аэропорту. В связи с продолжающейся реконструкцией аэродрома количество свободных мест для стоянок воздушных судов во время проведения международного экономического форума «Сочи-2009» будет ограничено. Во избежание отказов рекомендуется заранее подать заявки на выполнение чартерных и заказных рейсов по аэропорту Сочи. Время стоянки воздушных судов также будет ограничено и составит один час.
…Автор этой публикации, вся редакция газеты «Наш дом — Сочи», как и все сочинцы, с большим уважением относятся к МИФу. Это действительно крупнейшее и по многим параметрам важнейшее событие экономической жизни всего южного региона России. Оно проводится — для гостей и участников — на высочайшем уровне, и если случаются «сучки и задоринки», то о них никто и не догадывается. Кроме тех, кто оперативно, грамотно и с высочайшим профессионализмом организаторов «тушит» эти «пожары». Именно поэтому мы с огромным интересом будем следить за форумом, отслеживать инвестиционные проекты и искренне радоваться, если наши мрачные прогнозы не оправдаются.
Светлана ВОЛОШИНА