10 малоизвестных фактов из биографии морпорта
Рыбаки застыли на пирсе в позах гаргулий. Чайки вырывают из рук хот-доги. Пузатые яхты качают бедрами — треть из них годами не покидает стоянку. Полмиллиона пассажиров в год. 15 причалов, полтора километра. Официально самый длинный (и, по общему мнению, самый понтовый) порт России. Летом нынешнего года Сочинскому морпорту стукнуло 75 лет. Осенью будущего года 55 лет исполнится зданию морвокзала. Мы заглянули в их личное дело.
Звезда вифлеема
Комплекс морвокзала проектировала группа из 12 архитекторов во главе с К. Алабяном, лауреатом Сталинской премии (за руководство Генпланом восстановления Сталинграда). Но принимал проект уже Хрущев. В эскизах 70-метровый шпиль венчал бронзовый парус. Под ним — перекладина, как блинда-рей на бушприте корабля. «Вы что же это, — наморщился генсек, — на кладбище намекаете? Крест, икона, как на погосте…» Алабян вспылил: «Может, надо звезду, как в Вифлееме?!» Верхушку перерисовывали много раз, пока не прошел вариант со звездой из нержавейки и серпом-молотом в центре (чем не якорь?) Вместо реи четыре волнистые линии. Позже вкрутили лампочки.
Крещение мускатом
Вопреки дождю, на открытие порта собралось полгорода. Под звуки оркестра на 145-метровый грузовой пирс (тогда цементный) выкатили десяток квасных бочек… с белым мускатом. «Отличный подарок жителям и гостям курорта преподнесли виноградари Адлера!» — бодро рапортовала пресса. Остатки пиршества слили в прибой, что можно считать каноническим обрядом крещения. Это вторая такая церемония в истории — порт Бильбао в 1903 году «крестили» десятью галлонами черного рома. Всего-то две канистры. Жмоты!
Дельфины икс
На территории порта раньше находилась штаб-квартира Черноморского пароходства, затем научная станция. Эксперименты по использованию афалин в военных целях велись здесь с 1930-х. Их учили обезвреживать глубинные мины и помогать раненым водолазам. Для закрепления рефлексов в спинной мозг вживлялись электроды. В
1942-м, когда возникла угроза высадки немецкого десанта, оборудовали садок-цистерну диаметром 50 метров. Она сообщалась с морем коротким тоннелем. Млекопитающих превратили в камикадзе: каждый нес на себе 15-килограммовый пояс с взрывчаткой и детонатором. Испытать в бою «живые торпеды» не пришлось. После войны афалин переправили в Туапсинский НИИ морской фауны. Но пара особей (по другим данным, три) ускользнула в море. Может, где-то плавают их гениальные потомки, приглядываясь к нам.
Ныряющие монстры
Кошачье поголовье, тусующееся в порту, отличается отвагой, граничащей с хамством, а также любовью к воде. Они запросто ныряют в волны за снулыми ставридками. Внешне все мелкие, черно-рыже-белого окраса, с плоской мордой и прижатыми ушами. Наши «трехцветки» знамениты — их снимают не только туристы, но и НТВ, для скандального расследования о мутантах. Директор клуба фелинологов «Бастис» А. Ревенева уверена, что новая порода «сочинская водоплавающая» скоро затмит бесхвостых кошек острова Мэн.
Китайский близнец
На площади, у фонтана «Навигация», довелось видеть веселую реакцию бизнесменов из Шанхая. Оказалось, дворец в центре их города — подарок Мао Цзэдуну от СССР — почти полная копия нашего морвокзала (на снимке справа). Тогда это был Дом советско-китайской дружбы, ныне просто выставочный центр. Да, похож. Да, ваш больше. Ну и что? В древнем Египте тоже случались повторы. Клонирование — не плагиат…
Прилив вдохновения
Порт Сочи в большом искусстве — это не только сцена прощания Семена Семеновича с семьей в «Бриллиантовой руке». В 1962 г. поэт К. Ваншенкин набросал на салфетке стихотворение, пока ему несли кофе (в зале ожидания на втором этаже был ресторан), а неделю спустя композитор А. Островский, прогуливаясь по пирсу, сочинил к тексту музыку. Вскоре вся страна распевала хит вместе с Эдуардом Хилем: «Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Морские медленные воды — не то, что рельсы в два ряда…» Там еще припев шикарный: «Вода-вода, кругом вода-а-а» (повторяется 6 раз).
Счастливый доллар
В 2008 г. морвокзал попал на деньги. Его отчеканили в серебре, а отражение здания в воде покрыли цветной эмалью. На аверсе — портрет Елизаветы II, номинал один доллар. Монету произвел на свет банк Ниуэ — это коралловый остров в Тихом океане, оффшорная зона для отмывания денег. На реверсе «порт» читается как «порг», а карта побережья над звездным шпилем зеркально перевернута. Деньги с ошибками нумизматы очень любят: сегодня один такой Ниуэ стоит уже 500 евро. В планах островитян выпуск «сочинской серии» из 14 монет, каждая в синей коробочке со снежинками. Нумизматы их ждут, затаив дыхание.
Макси — мини
Самое громоздкое судно, входившее в акваторию, — 205-метровый круизный лайнер «Prinsendam» (сентябрь 2008) под флагом Нидерландов. Самое высокое — 6-этажный «The World» со 125 американскими миллионерами на пенсии. Самым маленьким может стать плавучий батискаф испанца Рико Гарсиа «Поньо» (в честь рыбы из мультика, дрейфующей в стеклянной банке). Длина аппарата всего 1,8 м, но в нем есть даже камбуз и «видеосалон». Если все пойдет по графику, «Поньо» ошвартуется в Сочи в ноябре, рейсом из Трабзона.
Пиратская гавань?
Состояние защищенности Сочинского морского торгового порта (ОАО «СМТП») не отвечает требованиям Международного кодекса «Охрана судов и портовых средств». В I квартале с.г. в ходе проверки Южная транспортная прокуратура выявила нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Сделаны ли выводы? Будем надеяться, нам не придется узнать это наверняка. Страховое агентство «Lloyd» в августе снизило рейтинг опасности для грузов, проходящих через порт Сочи, с 2,49 до 1,16 (из десяти). Наверно, оценили меры по обеспечению политикам безопасного отпуска. Каждая сотая балла в этом рейтинге — десятки тысяч евро в страховом полисе груза. Для сравнения: наивысшую ставку вероятности «непрохождения транзита» сегодня имеют порты Судана и Сомали — по 8,6.
Время желаний
В Сети есть форум портовых фанатов. Не подумайте плохого — эти люди тихо балдеют от воплей чаек, нефтяных радуг в волнах, скрипов контейнеров в доках, таможенников. Им нравится сама атмосфера — пестрая и соленая. Экс-сочинка из Австрии пишет о трех заветных желаниях касательно нашего порта. Во-первых, усевшись на пирс, поболтать ногами в море (казалось бы, что мешает?) Во-вторых, «нырнуть с маяка на северном моле» (с этим сложнее). И главное — «снова встретить свою любовь под часами над главным входом». Дама развивает мысль: «Квадратный циферблат — не то! Помните, висели круглые часы, в штурвале, над кассами, в зале с колоннами? Где теперь это время?» Где, где… В воде.
Виталий ТЮННИКОВ