О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЯРМАРКА VS РЫНОК

Рыночная экономика с ярмарочным уклоном

   На минувшей неделе предприниматели, работающие на одном из самых популярных рынков города, обратились в управляющую компанию рынка с просьбой освободить их от платежей за торговые места на три дня: пятницу, субботу и воскресенье. Причина — убытки, которые предприниматели якобы понесли в эти дни. Торговля не задалась из-за того, что в городе массово работали ярмарки-привозы. В городе 17 рынков, из них реализацией продукции сельского хозяйства занимаются 13. Проблемы практически на всех 13 стационарных рынках одинаковы. Впрочем, «хозяев» — управляющих компаний — у всех сочинских рынков, по разным данным, то ли 4, то ли 6.

   Признаться, перед блиц-опросом горожан на улицах города мы и не ожидали реакции на ярмарки-привозы, отличной от горячей поддержки. Мнение сочинцев, которое они искренне нам высказывали во время опроса, нам дорого именно своей искренностью. Искренние восторги ценами были. «Нормальная такая картошка» по 16 рублей, трехлитровые баллоны сока по 50 рублей. За яблоками по 26 рублей в первые дни выстраивались очереди, но к минувшему воскресенью они ажиотажа уже не вызывали.
   Искренность была и в том, что одна из респонденток рассказала о «бунте торгующих» в Хосте, и в том, что отношение к быстро портящимся продуктам на ярмарке по цене в полтора раза ниже среднесочинской у части людей настороженное. А вот, кстати, опасение, что товар не проходит ветконтроль, необоснованно. Еще в начале кампании по устройству ярмарок администрацией города было отдельно оговорено, что санитарные нормы будут контролироваться очень жестко. И не доверять этому контролю оснований нет. Скорее пугает картинка, когда туши разделываются неподалеку от прилавка «на пенечке»…
   А еще искреннее недоумение у сочинцев вызывали очень знакомые лица торгующих — часть из них (причем немалая) в «будние дни» торгует на окрестных рынках. Рыночек на Бытхе, например, переезжает на ярмарку на выходные дни чуть ли не всем торгующим составом.
   Всего три недели назад принять участие в сочинских ярмарках обещали 160 представителей производителей. Но за прошедшее время эта цифра была скорректирована, причем по причине самой банальной — под видом производителей на ярмарки пытались попасть перекупщики. По словам заместителя главы города по вопросам сельского хозяйства Н. Говорущенко, после чистки торгующих рядов на ярмарках остались 74 прямых товаропроизводителя. Из них 41 привозит свою продукцию из Краснодарского края, 23 — родные, сочинские и десяток добирается к нам из других регионов. Эта «чистка» выбила с прилавков ярмарок турецкий виноград и помидоры с глянцеватым блеском из неизвестной страны-производителя.
   Но, боюсь, собственно производителей на сочинских ярмарках не много. И держать на ярмарках цены «кубанские» — задача, которая руководством города ставилась, выполняется с трудом.
   Перекупщик — тот самый «человек с «Газелью» — в этом году покупает «у забора» у жителей станиц картошку по 12 рублей за килограмм. Есть ли ему резон работать — везти свой товар в Сочи, если ценник на входе на ярмарку ограничит его отпускную цену? И, с сожалением о состоянии сельского хозяйства, можно констатировать, что производители этой самой картошки, которую вырастить — труд адский, не то что «Газели», а порой и «Жигулей» 70-го года выпуска не имеют. Картинка мрачная, но это — реальность сегодняшнего дня. Транспорт (а значит, и возможность везти товар) есть у некоторых крупных хозяйств, переживших тряски последних двух десятилетий с минимальными потерями, — размаха славянского «Сада-гиганта», «Динских садов», да у некоторых производителей колбас и причисленных к ним изделий.
   Но даже перекупщиков «первого уровня», казалось бы, надо встречать в Сочи с распростертыми объятиями, на всех постах ГАИ включать им «зеленый свет» и т.д. Увы, надпись на ветровом стекле грузовичка «Ярмарка Сочи», которая первые недели акции гарантировала хоть небольшие, но преференции при перемещении по краю, уже сегодня свою значимость исчерпала. Неделю назад одному торговцу удалось поставить на «ласковом» отношении к оптовикам-ярмарочникам «крест». Под арбузами в огромном МАЗе в Сочи везли 20 тонн(!!!) спирта. Как с юмором, но очень точно отметила пресс-служба УВД города, этим спиртом можно год поить целый сочинский микрорайон, включая грудных младенцев.
   Ни в коем случае не подозревая порядочных производителей и оптовиков в массовой контрабанде, можно отметить характерный факт: если бы одна из канистр не дала течь и по специфическому, отнюдь не арбузному запаху на посту ГИБДД не обнаружили «ценный груз», то «арбузный рейс» окупил бы все затраты МАЗовладельца, даже если бы ему пришлось продавать арбузы по 5 рублей (такой рекомендованной цены на ярмарках нет, однако как-то она звучала в планах преобразования ценовой политики).
   Цены — вот единственная причина, по которой сочинцы идут на привозы. И это их единственная привлекательная часть. В условиях, когда доходы у людей в массе своей или низки, или очень низки, — ярмарка, которая делает хотя бы часть продуктов доступной, становится важнейшим инструментом сдерживания социальной напряженности. Этот инструмент, как правило, имеет неприглядный вид. Да, идеям и попыткам ввести ярмарки в сочинскую жизнь — не один, как помним, год. Но они по-прежнему располагаются на «приспособленных» территориях, по-прежнему проблема туалетов решается с помощью биокабинок, в которые зайти к середине торгового дня страшно — но они бесплатны, и это их безусловный плюс. А с мусором, к примеру, на Ареде, вообще не стали мелочиться — устанавливать контейнеры и тем более делать цивилизованное лицо, заморачиваясь с евроконтейнерами, а попросту огородили для него площадку. Не украшает местность ничуть, но такова потребность. И все же, когда молодежный парламент проводит свои регулярные рейды, то в «черные» списки по итогам его мониторинга попадают и ярмарки, и стационарные рынки. По итогам прошлой недели на «позорные фотографии» попали рынок на пересечении ул. Конституции СССР и Пластунской, «Светлана», «Хоста», «Новая Заря», «Юбилейный», «Молодежный», рынок на Ареде и привоз там же. У молодежного парламента, кстати, есть еще один проект, рассчитанный специально на привозы. Есть идея организации «досок позора» для тех, кто обсчитывает и обвешивает покупателей. Как это будет воплощаться — подскажет молодежный креатив.
   Меж тем в федеральном законодательстве очень четко записано, как все это рыночное хозяйство должно выглядеть. Регламентированы и расположение торговых мест, и товарное соседство, записаны необходимость санитарных мероприятий и обязательность подъездов. Требований к рынкам и ярмаркам — немало. К ярмаркам, впрочем, закон немного мягче. А вот в городе отношения к стационарным рынкам жестче.
   Пару недель назад глава города, проинспектировав рынок на ул. Московской, мало того, что имел очень жесткий разговор с работающими там людьми — как хозяевами, так и торгующими, так еще и дал месяц на приведение его в непозорящий курорт вид. По большому счету, это напоминало ультиматум: либо нормальные условия для торговли и покупок, либо прощай, договор аренды муниципальной земли под частным рынком. «Муниципалитет не может до бесконечности беспристрастно взирать на то, сколь бесхозяйственно сочинские арендаторы относятся к территориям, — подчеркнул А. Рыков, первый заместитель главы города. — Использование участков должно быть эффективным. Назрела острая необходимость перехода на обоснованное определение арендных платежей для тех, кто ведет торговую деятельность на муниципальных землях». Собственно, поручению создать в каждом районе межведомственную комиссию по контролю за торговлей на рынках тоже скоро месяц. В комиссию должны войти сотрудники милиции, Роспотребнадзора, представители общественности, а при необходимости и прокуратуры. Но тут и без прокуратуры ясно, что если бы у сочинцев была возможность ходить не на ярмарку типа привоз, которая по природе своей очень четко напоминает «автолавки», разъезжавшие по определенным дням по поселкам в период всеобщего дефицита, а на нормальный рынок, с нашим южным колоритом и нормальными рыночными, а не заоблачными, как подчас бывает сегодня, ценами, то они, безусловно, выбрали бы второй вариант.
   Увы, несмотря на ультиматум и комиссию, особых изменений на рынках пока не замечено. Укладка брусчатки у рядов торгующих овощами-фруктами отложена на конец сентября, а необходимость в мясном павильоне установить охлаждаемые витрины — никем не оспаривается, но и, похоже, никто и не спешит проводить эту реконструкцию. Ситуация по центральному рынку усугубляется еще и тем, что строительство башни «Александрия» заявлялось в свое время как первый этап инвестиционного проекта по его реконструкции. Башня — как и земля под ней — вотчина «хозяев» рынка. Но почему-то на строительстве этого торгово-офисного центра реконструкция и затормозилась, а в центре места для собственно рынка, как видим, и не предусматривалось — ему там, прямо скажем, не место.
   Торгующие считают, что на масштабную реконструкцию, которую рынок ни разу со времен основания не видел, денег просто нет. Проверяющие утверждают, что денег нет из-за непомерных поборов с продавцов, которым приходится платить и за место на прилавке, и за место под прилавком, и за стоянку, и за туалет, и за охрану. В результате — и такая ситуация не только на главном рынке города — большинство ему подобных находятся в состоянии, близком к убитому, а цены там заоблачные, такие, что горожане и не самого малого достатка предпочитают идти за покупками на привозы. Самое удивительное, что нет от рынков толку и бюджету города. По официальной информации, озвученной на планерке у главы Сочи, со всех рынков бюджет города имеет всего 9,6 млн рублей налоговых поступлений. В масштабах рыночной деятельности это копейки… А при условии, что в большинстве случаев земля под рынками — в аренде на 49 лет, переломить ситуацию и сместить управляющие компании с пьедестала «удельных князей» очень непросто. Предполагается, что земля под торговыми образованиями будет оценена по рыночным меркам, и уже от этой оценки станут начисляться арендные платежи. Так что как ни хотелось бы кому-то представить жесткую политику на рынках «чистым переделом» и «рейдерским захватом» — скорее всего, мы видим «всего лишь» попытку навести там порядок. Правда, методы давления на «хозяев» уже перешли в стадию неприкрытых угроз о разрыве контракта и активного поиска способов прекращения договорных отношений.
   Горожанам нет нужды участвовать в этой части наведения порядка в городе. Все, что записано в законах, должно исполняться и контролироваться, раз уж без контроля рынок может быть доведен до убитого состояния. Но если борьба за низкие цены остановится на организации привозов, то это будет означать только одно — «бизнес», увы, победил закон и порядок. Причем пример победы «бизнеса» в Сочи уже есть — добро пожаловать на до сих пор функционирующую ярмарку у Центрального универмага. Впрочем, на заседании координационного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства глава города А. Пахомов сообщил, что этот вещевой рынок завершит работу до конца 2009 года: коммерсанты отработают летний сезон, после чего получат другие участки для продолжения своей деятельности. А там, быть может, дойдем и до нормальных цен на нормальных рынках…

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT