О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ДРУЗЕЙ ИЗ СТАЛИ В УТИЛЬ НЕ СДАЛИ?

   Они сиротливо ютятся во дворах домов и на обочинах отдаленных улиц. Они терпят, когда с ними бесцеремонно играет детвора, и вынужденно становятся едва ли не лучшими друзьями бомжей. Когда-то их холили и лелеяли, пылинки сдували, а потом выбросили за ненадобностью, не особо задумываясь об их дальнейшей судьбе. Они — наши «железные кони». Машины, верой и правдой отслужившие свой век.

   Жильцы дома на улице Воровского уже дважды просыпались от воя автомобильной сигнализации. ВАЗовскую «семерку» вполне работоспособного вида в их дворе поставил кто-то неизвестный. Но авто успело покрыться слоем пыли, а хозяин так и не объявился. В следующий раз, решили жильцы, вызовут эвакуатор. Правда, пока договаривались, за чей счет, машина исчезла.
   Жители дома на Пасечной с тревогой поглядывают на детвору, резвящуюся в полуразвалившейся «Волге». Облезшая краска, торчащие металлические детали, раскрошившееся стекло — таковы декорации современных детских игр. По ночам в салоне автомобиля спят бездомные собаки и кошки, а после дождей скапливается мутная вода. Какое-то время «Волга» здесь стояла в гордом одиночестве. Но потом появилась вторая.
   Если проехаться в район села Верхний Юрт, можно без труда отыскать проржавевшие остовы легковых автомобилей и кабин грузовиков. В Дагомысе местные жители долгое время диву давались брошенной рядом с одной из высоток пассажирской «Газели». Жители Макаренко, как байку, рассказывают историю об эвакуаторе на обочине дороги с собственной кабиной на погрузочной платформе. А на улице Островского до сих пор вспоминают, как пару лет назад в одном из дворов дотла выгорела бесхозная легковушка.
   Десятки историй. Сотни дворов. Тысячи машин…
   Как-то не повелось в России «провожать в последний путь» автомобили. Несмотря на то, что утилизация — святая обязанность каждого автовладельца, каких-либо серьезных мер воздействия на совесть наших несознательных сограждан в законодательстве не обнаружено. Равно как и стимулирующих, впрочем. Для хозяина машины процесс утилизации — это бюрократическая волокита, финансовые затраты и потеря драгоценного времени. Впрочем, не в стимуле дело, утверждают специалисты. В Европе, к примеру, «проводы» стального друга — дорогое удовольствие. Но там даже в голову никому не придет бросить авто на улице. Для западного водителя это равносильно тому, что оставить почившего родственника в морге.
   Поскольку самым действенным методом в России испокон веков был добровольно-принудительный, российские власти предложили финансово поощрять автомобилистов, сдающих старые машины на утилизацию, а за отказ отправлять на переработку отслужившее срок авто — штрафовать. Законопроект разработало Министерство природных ресурсов.

   «На покой» — по евростандарту
   Сегодня почти в каждом дворе любого крупного города можно обнаружить брошенные машины. По примерным прикидкам, в Сочи насчитывается свыше 5 тысяч таких автомобилей. Специалисты утверждают, что это более трех тысяч тонн металлолома, тысячи резиносодержащих отходов, полутора тысяч тонн мусора. Без учета отходов от текущей эксплуатации автомобилей — технических жидкостей, масляных фильтров, аккумуляторов. Стоит ли говорить, что владельцы брошенных машин не торопятся оплачивать автомобильный налог? В текущем году около половины сочинских автолюбителей, кстати, оказались в должниках. Казна не досчиталась миллионов рублей.
   Весной премьер-министр России Владимир Путин выступил с инициативой денежных выплат за сдачу автомобилей старше 10 лет на утилизацию. И вот, появился законопроект, подготовленный Минприроды. За основу была взята уже обкатанная европейская модель. Предполагается, что россиянам, сдающим старые авто на утилизацию, будут выдавать сертификаты в размере 50 тысяч рублей, которые можно будет использовать при покупке нового автомобиля отечественного производства или экологически чистого топлива.
   — Повального спроса на отечественные автомобили не последует, — Алексей Голованов, представившийся «частным дилером», к новой законодательной инициативе относится скептически. — Поклонники отечественного автопрома вряд ли выстроятся за сертификатами в очередь. Во-первых, потому, что бросают старый автомобиль во дворе, как правило, не потому, что он непоправимо поломался, а потому, что новый уже куплен. Во-вторых, даже машину-десятилетку зачастую можно продать дороже 50 тысяч. А порою пятилетняя не стоит и половины этой суммы. Так что сертификат в ряде случаев вряд ли будет существенным стимулом.

   Пять тысяч «бывших»
   Однако у медали, как водится, есть и обратная сторона. Помимо стимулирующих сертификатов в законопроекте предусмотрен ряд карательных мер, так или иначе, побуждающих российских автолюбителей призадуматься о судьбе своего старенького авто. Местным органам власти планируется разрешить признавать брошенные автомобили бесхозными, снимать их с регистрации и направлять на утилизацию. На сегодняшний день чиновники не имеют права забирать автомобиль, даже если по всем признакам видно, что он брошен хозяином.
   Правда, есть моменты, которые пока остаются непонятными. Еще не определен размер штрафов для тех, кто не захочет сдавать вышедшие из строя автомобили. Неизвестно, какие бонусы будут предложены владельцам машин в аварийном состоянии, возраст которых менее 10 лет. Ездить такое авто вряд ли уже будет, а вот улицу захламляет. Не сообщается также, из какого бюджета — федерального или регионального — автосалонам будут выплачиваться компенсации за принимаемые ими сертификаты. 5 тысяч сочинских «беспризорных» авто — это 250 миллионов рублей. А в целом по России — десятки миллиардов. Где взять такие деньги, если стоимость эвакуации к месту утилизации на Кубани даже 1/10 от номинала сертификата не стоит, а за килограмм металла в Сочи и трех рублей не дают? Более того, на сегодняшний день в России не разработана система утилизации, отсутствует нормативная база, нет необходимой инфраструктуры. А в самом Сочи, несмотря на остроту проблемы, днем с огнем не сыщешь ответственного за вывоз четырехколесного чермета.
   — Я попробовал что-то придумать, но ничего не вышло, — расстраивается пенсионер Виталий Александрович. — В САХ позвонил — там ответили, что не их это дело. Попробовал с эвакуаторщиками договориться — те называют примерную цену и спрашивают: «Куда отвозить машину?». А я-то откуда знаю, куда… Так и стоит мой «Жигуль» в гараже, пылью покрывается. А сын машину вынужден на платной стоянке держать. «Давай, — говорит, — где-нибудь во дворе поставим». А у меня рука не поднимается как-то… Хочется хоть немного денег получить за машину. Все какая-то прибавка на жизнь.
   Но, судя по всему, на прибавку Виталию Александровичу особо рассчитывать не придется. Внук ездит на иномарке, а его дед за баранку садиться уже не планирует. Впрочем, тех, у кого не поднимается рука выбросить старый автомобиль, с каждым годом становится все меньше. Поэтому новый законопроект, без сомнения, придется весьма кстати. Насколько он окажется эффективным — покажет время. А пока брошенные хозяевами машины сиротливо ютятся во дворах домов и на обочинах отдаленных улиц. Терпят, когда с ними играется детвора, и становятся гостеприимным домом для замерзающих ночами собак и кошек.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT