Есть самоволки — есть проблемы
Пожалуй, нет в Сочи проблемы заметнее, чем проблема незаконного строительства. Особенно когда речь идет о строительстве многоэтажном. Оно порой принимает масштабы и явные черты вакханалии. Найти причины сложившегося положения важно для того, чтобы ситуацию не усугублять. Однако и с проявлениями ситуации необходимо бороться. Но как?
Причины, по которым становится возможно незаконное строительство, — на поверхности. И в массе своей в основе имеют банальную коррупцию. Не станем огульно, без подтвержденных фактов, развивать эту тему, но всем известны мытарства при попытке получить разрешение на строительство или — тем паче — оформить земельный участок. Известны расценки на подключения к сетям — официальные и «ускоренные», многие сталкивались с «недостачей», «утерей» и «просроченностью» подаваемых в различные инстанции документов. Да и схема «узаконить через суд» тоже работает.
С другой стороны, не является секретом и тот факт, что самострой, даже тот, по которому есть решение суда о сносе, не будет снесен быстро и без скандала. Таких примеров — единицы. А вот примеров, что на месте ИЖС вырос восьмиэтажный дом и продолжает строиться и даже продаваться поквартирно — предостаточно. И в чем причина «слепоты» контролирующих органов, можно только догадываться, хотя и не так уж сложно об этом догадаться.
Более того, в городе пока не известны даже масштабы трагедии: работа идет по «горячим точкам» — по заявлениям горожан, по совсем уж наглым стройработам. И, к сожалению, не редки случаи, когда у стройплощадок, которые, казалось бы, ни по какой логике не могут располагаться в некоторых местах, оказываются разрешающие документы именно на эти места.
Но, тем не менее, в городе — впервые за последние лет двадцать — предпринята попытка создать реестр самовольных построек. Изначально в него попали 780 объектов. В июне-июле проверили 240. Почти половина из этих объектов по документам даже не подключена к основным инженерным коммуникациям. На деле — здесь и вода, и газ, и канализация, и свет.
На недавнем заседании межведомственной городской комиссии (МВК) под председательством первого заместителя главы города Анатолия Рыкова было выдвинуто требование подобные объекты отключать максимум в течение недели. Протокол заседания МВК был направлен в судебные инстанции. Безоговорочный вердикт «сносить» получили 6 из рассмотренных объектов. Такие объекты как шестиэтажное явно многоквартирное строение, без проекта выросшее на садовом участке на Лысой горе, решено сносить. Причем, МВК возьмет снос под особый контроль. Не менее странно строительство в Хостинском районе очень красивого, современного здания, явно гостиничной направленности. Оно всем было бы прекрасно, но на шести сотках — девятиэтажка, вместо трехэтажного дома по проекту.
Хотя есть и решение об исключении из реестра «самоволок» 30 объектов. Причем, исключались и вполне понимаемые стройки. Например, в Красной Поляне человек на собственном участке реконструировал, пусть и без проекта, собственный дом, не увеличив жилплощадь и не пристроив «гостевые» комнаты. Разрешили узаконить и восьмиэтажный дом с мансардой и тренажерным залом. В этом случае и земля выделялась именно под строительство многоквартирного дома, и взнос в бюджет города застройщик сделал немалый. К сожалению, и взнос по договору инвестирования в бюджет, и разрешение на строительство застройщик получил только после того, как был внесен в черный список самовольщиков.
Не станет ли межведомственная комиссия еще одной возможностью «узаконить» самоволку? Этот, прямо скажем, неудобный вопрос мы задали начальнику правового управления администрации Сочи Марии Бороздиной. И ей удалось сомнения развеять.
Цель работы комиссии — не узаконивание самовольных построек и, как следствие, подмена административной процедуры получения разрешительных документов. Целью является открытость работы самой администрации по вопросам пресечения самовольного строительства и подключение к этой работе всех органов и организаций города для достижения эффективных результатов и уменьшения числа самовольно возводимых объектов.
Проверка строящихся объектов на наличие у них разрешений на строительство осуществляется в рамках муниципального земельного контроля с 2006 года. На тот момент этим занималась архитектурно-земельная инспекция. Причина, по которой стали необходимы подобные проверки, — участившиеся на территории города Сочи случаи самовольного строительства объектов без соответствующей документации, в отсутствие прав на земельные участки, с нарушением строительных норм и правил. Зафиксированные факты такого самовольного строительства вносились в общий реестр самовольных построек, форма которого утверждена на территории Краснодарского края.
Сегодня реестр ведет муниципальное учреждение «Земельная инспекция города Сочи», которая передает информацию о выявленных объектах в администрацию города, управление государственного строительного надзора, УВД, организации, эксплуатирующие сети, для принятия мер по приостановлению, пресечению самовольного строительства. К примеру, управление государственного строительного надзора и УВД привлекает лицо, виновное в осуществлении самовольного строительства, к административной ответственности. Администрация города и управление госстройнадзора по Сочи подают исковые заявления в суд о сносе самовольно возведенных объектов.
Необходимо отметить, что законодатель однозначен в определении правовой судьбы самовольной постройки, предусматривая, что она подлежит сносу.
Постройка может быть сохранена, то есть, на нее может быть признано право собственности, при наличии у лица, осуществившего самовольное строительство, в собственности — пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании — земельного участка, где осуществлена постройка, при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном порядке.
Перечисленные условия закона требуют определение правовой позиции в суде представителей администрации Сочи по вопросам сноса самовольных построек. Кроме того, количество зафиксированных с 2006 года по настоящее время самовольных построек — а их 866 — влечет необходимость определения причин и условий, способствующих их строительству.
Обратите внимание, что в 2008 году работа по актуализации реестра не велась. Все вновь обнаруженные объекты самовольного строительства включались в реестр самовольных построек, однако об уже включенных объектах, принимаемых по ним мерах, информация не формировалась. Поэтому и возникла необходимость в создании коллегиального органа из представителей всех служб и ведомств, задействованных в вопросах пресечения самовольного строительства. Помимо работников администрации, в комиссию вошли представители правоохранительных органов, служб контроля, надзора, организаций, эксплуатирующих сети. Для приостановки строительных работ, отключения самовольного объекта от сетей — а как правило, такое отключение также является самовольным — необходимо эффективное взаимодействие, принятие совместного комплекса мер со стороны службы судебных приставов, организаций, обслуживающих сети, госстройнадзора.
Вместе с тем, как показала практика, работы по реестру, ряд объектов на сегодняшний день легализованы. Они значатся в реестре как самовольные, но на них получены разрешения на строительство, свидетельства о регистрации права собственности. Наша задача — исследовать каждый включенный в реестр объект и принять по нему коллегиальное решение, основанное на мнении всех участников комиссии из числа представителей роспотребнадзора, госпожнадзора, госстройнадзора, управления архитектуры и градостроительства и т.д., о необходимости сноса постройки или о возможности ее сохранения и, согласно законодательству, признания на нее права собственности. С учетом этого решения представитель администрации Сочи будет излагать позицию в судебном заседании.
Поэтому думать, что межведомственная комиссия позволит узаконить самовольный объект, неправильно. И все же именно такая форма работы как заседание комиссии позволяет оперативно, за один раз, а не путем «переписки», обозначить мнение каждого представителя органа контроля и надзора относительно объекта самовольного строительства и определить наличие нарушений строительных норм, правил, интересов граждан.
В целом работа созданной по распоряжению главы города комиссии направлена на коллегиальное принятие решений в отношении объектов самовольного строительства. Это согласуется с законодательством о борьбе с коррупцией и позволяет администрации принимать весь комплекс мер по пресечению самовольного строительства».