Говорят, диджей Грув — один из самых известных в стране асов микса — сначала от перспектив разделить сцену с главой Сочи долго чесал затылок… Возможно, боялся, что фестиваль клубной музыки придется из «политических» соображений открывать нетленным: «Уважаемые зрители. Слово для доклада имеет…». Но Анатолий Пахомов ограничился тем, что напомнил: Сочи — город фестивалей, в котором каждый найдет развлечение по потребности. Теперь и самые известные диджеи страны, и все сочинцы знают, что у мэра города есть бейсболка, которую он при случае может надеть козырьком назад, трендовые джинсы и достаточно драйва для того, чтобы выйти и перед толпой в тысяч эдак под шесть постоять у диджейского пульта на главной площади Сочи — перед Художественным музеем.
Такого размаха сочинского «MUZ-прорыва», пожалуй, не ожидали даже оптимистично настроенные организаторы. Надеялись, но все же успех первого фестиваля электронной музыки в Сочи ожидания явно превзошел. И площадь перед Художественным музеем не была его единственной площадкой — в «клубную» зону попали и Зимний, и «Колизей» и солидная часть Приморской набережной.
…«Колизею» к подобному обращению с винилом не привыкать. Этот клуб давно известен проектами непопсовой направленности, а вот Зимний театр, привычный ко многому — и к труппам Большого театра и к местным джаз-бэндам, стал ареной сражений за звание лучшего аранжировщика (так немного старомодно именуется профессия диджея), пожалуй, впервые.
Более того, худрук фестиваля Михаил Гребенщиков признал, что фестиваль еще до открытия — на стадии первичного отбора работ и авторов — уже стал явным лидером среди проектов подобного толка. «Что-то подобное уже проводилось в некоторых городах, — сказал он, — но все же менее грандиозное».
Кстати, о первичном отборе. Информация, возможно, пригодиться тем, кто на этот «MUZ-прорыв» не попал и попытается прорваться в следующем году: фестиваль явно не останется одноразовым. Для участия в конкурсе необходимо и достаточно на сайте фестиваля повесить свой шедевр, желательно не один. Специальная серьезная комиссия из деятелей клубных искусств прослушивает присланное, где-то ужасается, чем-то восхищается и из последней категории набирает конкурсантов. В этом году отобрали всего 25 участников. Для сравнения: в жюри — 9 клубных тяжеловесов, во главе с Гребенщиковым. Они же провели для знавших расписание счастливчиков мастер-классы, среди которых особенно выделялись жизненно важные для диджеев «Формат радиоэфира» и «Специфика клубов Европы».
Кроме профессионального жюри на судьбы фестивальных дебютантов повлияло и интернет-голосование. А на судьбу фестиваля — в частности, на размах пробного форума клубных тусовщиков в Сочи — влияние оказал не только московский флер, принесенный столичными диджеями, загоревшимися идеей из Сочи сделать маленькую Ибицу, хотя бы на три фестивальных дня, сколько все же фактор высокой поддержки. Она пришла из министерства культуры страны, комитета Госдумы по молодежной политике (здесь влияние оказал факт проведения Года молодежи) и из администрации города (сработала, похоже, традиция поддержки самых креативных начинаний).
Есть и еще одно условие, при котором, возможно, «MUZ-прорыву» не удалось бы так зажечь. «Наши ребята из «Молодой гвардии» Единой России» съездили на Селигер и привезли много призов. Там впервые был презентован, а сегодня — принят в разработку, проект «Сочи — город фестивалей». У нас 107 тысяч молодых сочинцев. И многие из них интересуются электронной музыкой», — отметил один из организаторов фестиваля заместитель секретаря политсовета СМО партии «Единая Россия» Виктор Тепляков.
Так что все у «MUZ-прорыва» на этот раз смикшировалось четко: и мэр на площади, и административный ресурс, и, главное, талант тех, кто рвется к пульту.
Софья ИВАНОВА