Курортное лето в Сочи — всегда пик напряженности. Город готовится к нему, живет им и долго еще потом обсуждает итоги. Причем каждый сезон имеет свои особенности, по-своему необычен: сказываются и климатические, и экономические, и организационные, и политические моменты. Позади половина курортного лета (берем в расчет и предстоящий «бархатный сезон»). С чем же пришли мы к «макушке»? Есть ли поводы радоваться или огорчаться?
Позиция первая. Официальная
Опасения нынешний сезон уже заранее вызывал немалые. И причин тому было достаточно. Мировой экономический кризис серьезно ударил по кошелькам и доходам россиян. Активизировали свои рекламные кампании зарубежные курорты. Да и, чего скрывать, слухи о том, что Сочи сегодня — это большая олимпийская стройка, не добавили имиджу курорта ничего хорошего. Поэтому задолго до сезона руководство города разработало и реализовало комплексный рекламный проект, включающий активизацию работы с турфирмами и туроператорами, выезды специалистов курортного дела в регионы (в одной только Москве Сочи презентовали 17 телерадиокомпаний и 101 печатное СМИ), переговоры с руководителями РЖД и авиакомпаний о снижении цен и т.д. В меру сил и возможностей провели подобную работу и крупные базы приема отдыхающих. С чем же пришли мы в итоге к августу?
По данным управления по курортному делу и туризму администрации Сочи, за июнь-июль у нас отдохнуло более 979 тысяч гостей — 111,9 % к соответствующему периоду прошлого года. Лучшие показатели по организованным отдыхающим у Центрального и Хостинского районов — более 144 и 131 тысячи человек. А вот «дикарям» по вкусу больше пришлись Лазаревский и Адлерский районы — более 82 и 81 тысячи гостей соответственно. Характерно, что наибольший процент роста показали пансионаты и дома отдыха, наименьший — гостиницы. Впрочем, надо ли этому удивляться, если стоимость одного койко-дня в гостиницах в среднем 2619 рублей, а в домах отдыха, и особенно в санаториях и пансионатах с лечением — значительно ниже.
Однако это — данные за два прошедших месяца. А вот на 3 августа, то есть в пик сезона, даже по официальным данным, курорт заполнен только на 93 процента, а гостиницы — вообще на 67.
Лазаревский район, традиционно первым встречающий отдыхающих и первым же ими «перенасыщающийся», в целом держится пока на уровне прошлого года. И это уже своего рода достижение, потому что из имеющихся здесь 107 баз приема гостей действуют лишь 76, рассчитанные на 22 тысячи койко-мест. Остальные по самым разнообразным причинам ушли в этом году «на перекур». В лидерах, опять же традиционно, санатории либо военные («Чемитоквадже» — 115 %), либо ведомственные, с хорошо и постоянно организованной поставкой своих сотрудников («Магадан» — 110 %). Причем держатся они на этом уровне практически круглогодично.
Но есть и примеры совсем иного рода. По данным санаторно-курортного отдела администрации района, на сегодня загрузка в пансионате «Олимпийский — Дагомыс» составляет всего 30 %, в санаториях «Аврора» и «Одиссея» — соответственно 38 и 39 %, а в пансионате «Виктория» — вообще 12 %.
И все же, напомним, с официальной точки зрения и судя по большинству приведенных выше цифр, сезон проходит достаточно неплохо и особенно огорчаться пока нечему.
Версия вторая. Бытовая
С кем только мы не беседовали (исключая официальных лиц) — у большинства мнение одно: сезон проваливается, отдыхающих меньше, чем ожидалось. Это точка зрения, так сказать, «обслуживающего персонала»: таксистов, официантов, работников экскурсионных фирм. Все они в один голос заявляют: клиентов мало, «прогораем». Заметно это и по улицам, набережным курорта. Хотя есть на все эти сетования и вполне резонный ответ: отдыхающие нынче, в период всеобщего финансового кризиса, приезжают на курорт с кошельком «отощавшим» и отпуск проводят куда более сдержанно, обходясь без такси, загулов в ресторанах, шопинга и излишних экскурсионных забав. Словом, особо не шикуя.
Кстати, только на сегодня в Сочи отдыхает по путевкам фонда социального страхования 1123 человека. Они, естественно, тоже деньгами сорить не будут. И таких категорий гостей набирается более чем достаточно. И еще один момент: в общую сводную «цифирь» входят и, естественно, учитываются «однодневные(?) посетители», экскурсанты, туристы, идущие своим маршрутом через Сочи. Не создается ли при этом впечатление, что несколько лукавят в таком случае общие данные? Впрочем, эта сводная таблица так и называется «Информация о количестве отдыхающих, посетивших Сочи за период…»
А теперь зададимся вопросом: главное ли для нас просто сколько гостей побывает в Сочи? Думаю, нет. Главное (будем искренни) — сколько денег они оставят у нас во время отдыха. Ведь, не секрет, значительная часть сочинцев (если не большинство) зарабатывает «главные деньги» летом. И в этом году многие из них — «в пролете». Вот вам и объяснение, почему открыто ходит «бытовая версия» о провальном сезоне. Впрочем, не будем заглядывать далеко вперед, «цыплят по осени считают».
И что «в остатке»?
А в «остатке» у нас вот что. Уже первая половина нынешнего сезона выявила целый ряд некоторых моментов, которые, скорее всего, скажутся в будущем. Назовем их острыми гранями курортного пика. Итак, практически не дали пока эффекта переговоры с авиаперевозчиками. Большинство из них пытается выжать максимум выгоды из летнего сезона, завышая цены, особенно на утренние и вечерние рейсы. В РЖД поступили более тонко: цены не подняли, но увеличили количество «фирменных» поездов, в которых проезд, естественно, стоит гораздо дороже.
Отпугивают отдыхающих и по-прежнему высокие цены в тех же отелях. «Полулюкс» стоит у нас в сутки 5900 рублей, — любезно сообщили нам в гостинице «Жемчужина». — Приезжайте, отдохнете спокойно — загружены процентов на 60, это меньше, чем в прошлом году». Меньше гостей в краснополянском «Пик Отеле». Койко-место здесь обойдется вам от 5940 рублей, а в выходные дни и того дороже. А вот в пансионате «Олимпийский — Дагомыс», несмотря на официально невысокие показатели загрузки, нас заверили, что гостей у них вполне достаточно, а цена — всего 2800 рублей в сутки с человека.
В два раза меньше стало гостей, приезжающих на курорт на своих автомобилях. И в прошлые годы антирекламу Сочи делали бесконечные пробки на дорогах. А уж то, что происходит в последнее время в Адлерском районе, вообще шокировало отдыхающих. Тем более что молва о таких ситуациях разлетается моментально. Значительно слабее в нынешнем году загружен частный сектор. Менеджмента здесь, понятно, никакого нет. В основном приезжают «старые знакомые» — те, кто уже отдыхал здесь и остался доволен. А таких стало меньше в том числе из-за сложностей попасть на пляжную полосу: как известно, значительная ее часть занята здравницами, а во многих местах проход, плюс ко всему, затруднен проводимыми строительными работами — идет прокладка второй линии железной дороги.
Не могут не отпугнуть отдыхающих и «космические» цены на наших рынках: ярмарки «выходного дня» рассчитаны, в основном, на местных жителей.
Все эти моменты, в совокупности, уже сказались и еще больше скажутся в будущем на заполняемости курорта, на том коротком и быстро пролетающем периоде, который раньше мы называли «высоким сезоном», а теперь просто — летом. Во всяком случае, остроту граней пика сезона многие из тех, кто ждал его с таким нетерпением, уже ощутили. Такой вот «сухой остаток» получается.
Владимир СУРОВЦЕВ