Кто бы мог подумать, что одним из конкурентов российского курорта Сочи может стать… вовсе не курортный белорусский Витебск? Не турецкий берег, не египетские пески, а родина «Славянского базара». Это только на первый взгляд между двумя городами ничего общего нет. Но второй и третий взгляд, которым оглядел неожиданного потенциального конкурента наш корреспондент, заставляют призадуматься.
Принято считать, что от российского Черноморского побережья отечественного туриста отваживают забугорные интересы туроператоров, завышенные цены авиаперевозчиков и федеральные СМИ, смакующие недостатки отечественного сервиса. Все верно. Но законы рынка выявляют и другие факторы, которым раньше очень мало уделялось внимания.
Мороз и солнце…
«В чем же конкуренция?» — спросит озадаченный читатель. Справедливый вопрос, учитывая то, что в Витебске нет ни теплого моря, ни заснеженных гор. Зато за его пределами — живописные озера, где можно искупаться, понежиться на солнышке и взять напрокат лодку или водный велосипед. Велосипед, в отличие от сочинского, по-семейному четырехместный. Скутеров, «бананов», парашютов нет и в помине. Так что это скорее для любителей спокойного, а не экстремального отдыха. Вместо гор в Белоруссии в последние годы сооружаются спортивно-лыжные комплексы.
Перепады высот на искусственных горках по сравнению с краснополянскими кажутся несерьезными — не более сотни метров. Но название одного из комплексов по пути из Витебска в Минск звучит почти как вызов — «Заячья поляна». Ехать в равнинные «горы» ощутимо дольше, чем из Сочи в Красную Поляну. Зато к озерам — пожалуйте на автобусе. И ни единого забора на берегу.
Казалось бы, столь скромное сходство с тем, что может предложить Сочи, не повод для серьезной конкуренции. Тем более что у нас еще и лечебный фактор присутствует. Но первые выводы кажутся наивными, когда видишь, сколько российских туристов посещает эту «скромность». В разгар мирового экономического кризиса в Белоруссии туристический бум.
Общественный транспорт
У витебчанина в Сочи, как и у сочинца в Витебске, первое ощущение — будто и не уезжал никуда. Те же зеленые автобусы МАЗ, такие же желтые Isuzu. Только у них, с учетом равнинной местности, наличествуют еще и трамваи с троллейбусами.
Наш человек в Витебске искренне недоумевает, почему по сочинским дорогам больше не бегают автобусы-«гармошки». В Белоруссии их полно. Причем, с кондиционерами, о которых сочинские пассажиры могут только мечтать.
Расписание движения для всех видов транспорта — священно. Вывешено на каждой остановке и обязательно к исполнению. Даже маршрутными такси. Там это достаточно редкий и, по сути, вспомогательный транспорт. Хотя стоимость проезда в два раза выше. Маршруты не дублируются. Витебский общественный транспорт работает до позднего вечера, а в дни больших культурно-массовых мероприятий и вовсе круглосуточно.
— В прошлом году мы приезжали в Сочи во время «Кинотавра», — вспоминает житель Москвы Виталий Одинцов. — Там концерт какой-то был, потом фильм под открытым небом. А ночью, когда все закончилось, мы так и не смогли уехать на квартиру, которую снимали. Пара небольших автобусов прошла, но мы не втиснулись. А потом — только «бомбилы» под видом маршрутки за тройную цену возили.
Благосостояние
Соотношение зарплат и цен у витебчан примерно такое же, как и у сочинцев. Большинство из них утверждают, что живут достаточно скромно. Так же о себе говорят и сочинцы. Только если наш человек со средним доходом скорее купит «Жигули», то белорус — западноевропейское авто. Российских машин на улицах Витебска практически нет. Потому как «Жигули» для Белоруссии — тоже иномарка, со всеми вытекающими из этого статуса платежами. Кстати, бензин в Витебске стоит примерно так же, как и в Сочи. Однако в целом для российского потребителя стоимость основных услуг и товаров в Витебске оказывается на порядок ниже, чем в Сочи. Мороженое эскимо в пересчете на российские деньги — червонец. Наесться до отвала вдвоем в ресторане — триста-четыреста рублей по максимуму. Проезд в автобусе в любой конец — пятерка. Столько же — самый дорогой общественный туалет, расположенный около летнего амфитеатра.
Квiтней, Беларусь!
Эта надпись, сложенная из цветов на берегу реки Западная Двина, — своего рода символ города. Потому как цветов здесь — море. Каждая клумба, куда ни глянь, утопает в разноцветье. В Сочи в последнее время тоже в большом количестве высаживают цветы. Местные жители их в таком же большом количестве… тырят. Не забывая при этом приговаривать: мол, город и без того запущенный, грязный. Только вот чисто не там, где метут, а там где не сорят. Чистоплотность у сочинцев — понятие, похоже, абстрактное. А у витебчан — врожденное. В Сочи с урнами на улицах, скажем откровенно, неважнецки. В Витебске — вообще «труба», даже в центре города. Но улицы показательно чисты: там не только не сорят, но и метут активнее.
Активнее рассказывают и об истории Витебска, которому больше тысячи лет. Нет, билеты на экскурсии, как в Сочи, на улицах не продают. Но и не стесняются из некоторых легенд делать культ. Да и количество музеев внушает уважение. Билеты копеечные, посещаемость стабильная. По большим праздникам, таким как «Славянский базар», музеи города закрываются не в 18, а в 22 часа. А вот с увеселительными заведениями — глухо. Ночные рестораны, дискотеки — прерогатива Сочи. Витебск — вообще город-«жаворонок»: жизнь здесь бурлит с утра, а к вечеру замирает. Сочи — наоборот, город-«сова»: с трудом просыпается утром, но гудит до поздней ночи.
Главная концертная площадка Витебска — летний амфитеатр, аналог сочинского «Фестивального», один из крупнейших в Европе и рассчитан более чем на 6000 мест («Фестивальный» — на 2500). Хотя концерты звезд здесь проводятся значительно реже, чем на российском курорте. Кстати, посетители амфитеатра, даже с билетами на руках, вынуждены ходить в платный общественный туалет, расположенный рядом. Мелочь, а неприятно. Помимо этого в Витебске всего одна четырехзвездная гостиница, остальные рангом пониже. Так что в этом плане Сочи вне всякой конкуренции. Хотя белорусский сервис, по утверждению российских туристов, выше.
Особенности национальной…
К белорусскому языку привыкаешь быстро. Хотя поначалу «Сочы», «малако», «дзiцячае кафэ» и, извините, «мэбля» вызывают ироничную улыбку.
Тенденция роста количества жителей внушительна — в разрушенном за годы Великой Отечественной войны Витебске оставалось чуть более сотни человек. Сейчас их порядка 400 тысяч, почти как в Сочи, зато плотность населения меньше.
В остальном — только различия. Для сочинцев приезжие — «бздыхи». Для витебчан — банально «приезжие». В Сочи по улицам гуляют собаки, кошки и даже коровы. В Витебске бродячих животных почти нет. У нас на каждом углу продают прохладительные напитки и сигареты. У них — лотерейные билеты. Складывается ощущение, что с надеждой на внезапное счастье играет вся страна. В Сочи жилье и дороги строятся лишь последние несколько лет. В Витебске — все годы после распада СССР. У нас высокая влажность воздуха, а центральные улицы загазованы из-за пробок. У них часто идут дожди, но жара переносится значительно легче. В Сочи летают прямые авиарейсы, в Витебск придется добираться на электричке из Минска.
Кстати, доехать до Витебска, к примеру, из Москвы выходит в целом дешевле, чем до Сочи. Правда, и километраж меньше. Самолетом почти вдвое быстрее, но с учетом электрички дорога получается более долгой. Причем, если нижний порог стоимости авиабилета интернет-поисковики выводят как 4600-5000 рублей в один конец, то верхний — порядка 12000 до Сочи и вдвое меньше до Минска. Поезд привезет москвича в Витебск за 1300-4300 рублей. До Сочи ехать втрое дольше и, соответственно, дороже — от 2400 до 12200. Разброс цен зависит от типа самолета/вагона и времени заказа билета.
Зачастую российские туристы в Витебск, как и в Сочи, ездят на автомобиле. Тут уже стоимость не посчитаешь: нужно учитывать и километраж, и «прожорливость» авто, и стоимость бензина. Хотя для любителей автопереезда главное не цена, а красоты пейзажей за окном на всем пути следования. И в этом плане, признаются отдыхающие, кавказские горы вне конкуренции.
К потенциальному конкуренту приглядывался Максим БЕРЕЗИН