Отдыхающий хочет порою отдохнуть. От отдыха. Причем, уютно и по-семейному. В поисках курортных развлечений он зачастую чувствует себя первооткрывателем. Потому что информации, как выяснилось, для приезжего человека недостаточно. То ли с этим попросту недоработали, то ли рекламировать, по сути, нечего. Впрочем, приезжий люд лишь констатирует факт. А выяснять первопричины предстоит нам, сочинцам.
Среднестатистическая семья, приехавшая на отдых за собственные средства, всякий божий день оказывается перед непростым выбором: кого развлекать на этот раз? Потому как по-настоящему семейный отдых в Сочи — явление, которое впору заносить в Красную книгу. Всевозможные завлекающие сайты, которые такая семья разглядывала, прежде чем принять решение о поездке, обещали сказочный рай и массу впечатлений. Однако «начинка» в реальности оказалось не совсем такой, как на «упаковке».
— Мы с удовольствием побывали уже на нескольких экскурсиях, — рассказывает отдыхающая из Новосибирска Наталья. — Правда, организационные моменты почти всегда «хромают». Но это можно простить хотя бы потому, что именно это время мы можем полноценно провести всей семьей. Всё остальное, кроме купания в море, — слишком специфичный отдых.
«Специфичность» — это, прежде всего, всевозможные морские развлечения. Ни так называемый «банан», ни катамаран при кажущейся «семейности» отдыхающие полноценно семейным отдыхом не считают. Почему? Ответ оказался на поверхности, хотя в дирекциях сочинских пляжей об этом, похоже, даже не подумали.
— А вещи что, прямо на берегу оставлять? — задает риторический вопрос петербуржец Леонид. — Видеокамеру, мобильники, шорты с майками, наконец… Конечно, хочется всем вместе прокатиться по морю на катамаране. Но кто-то постоянно вынужден оставаться сторожить вещи. А вот сделали бы какие-нибудь камеры хранения на пляжах, пускай даже платные, — было бы намного проще.
О пляжных парашютах, которые в Сочи объявили «вне закона» молодую чету Расстегаевых из Челябинска, предупредила хозяйка съемной квартиры. В том, что парашюты сохнут прямо на камнях и что никаких ангаров, положенных для их хранения, у прокатчиков, как правило, не существует, Анна и Алексей убедились лично. Возможно, поэтому, уверены они, сейчас наблюдается столь ощутимый разброс цен на полеты — от двух тысяч рублей и ниже. Кое-где это и тысяча, и даже семьсот «деревянных». Вроде бы и можно раскошелиться. Но те, кто уже слетал, утверждают, что фактическое время полета в большинстве случаев не соответствует оплаченному.
Новинка сезона — надувные плавсредства в виде палатки. Прокатчики называют их плавучими шатрами и вигвамами. Отдыхающие спрашивают без изысков: «Сколько стоит час на этой надувной хрени?». «Хрень», простите за выражение, обходится примерно в 800 рублей и принимает на «борт» до 6 человек. А вот чем займутся в ней скрытые от глаз посторонних тела — никого не касается.
— На днях два парня и девушка это чудо заказали, — делится впечатлениями местный подросток-проныра Вовчик. — Оттащили их вдаль от берега, значит. Те шторки закрыли. А интересно же! Ну, я тихонько так подплываю и ложусь на спину, чтобы с берега меня не было видно. Сначала тихо внутри было. А минут через пять сладкие такие женские звуки изнутри начались. И сопение мужское… Вот, думаю теперь девушке своей романтическое плавание устроить…
Впрочем, Анна и Алексей Расстегаевы более романтичной посчитали прогулку на яхте. Час с купанием обошелся им в 400 рублей с человека. Остались довольны, но, посовещавшись, решили, что впредь будут два часа заказывать. А то как-то «не распробовали». И, кстати, если бы с ребенком маленьким отдыхали, то ни за что на яхту не сели бы, говорят. Страшновато — за детьми ведь глаз да глаз нужен. Какое уж тут купание?
Леонид из Санкт-Петербурга перебрал множество вариантов, куда отправиться всей семьей. Заряда бодрости на ледовом катке хватило на полчаса. Не удивишь этим жителя северной столицы. Звездопадом эстрадных исполнителей и цирковыми программами — по большому счету, тоже. Сынишка, правда, выпросился на премьеру знаменитого мультфильма. Но пока искали кинотеатр, признается супруга Леонида Ольга, чуть с ума не сошли — далеко от центра.
А вот более детских развлечений в виде аттракционов и каруселей на курорте оказалось не так уж и много. В центральной части — дешево и сердито лишь в общеизвестном парке. Там малыша можно прокатить даже за червонец. Что-то более серьезное — от полтинника до полутора-двух сотен. Беда лишь в том, что по-настоящему семейным можно назвать только колесо обозрения да караоке. Все остальное снова разделяет семью по возрастному признаку. Но это — объективно не вина парка. Так в любом городке аттракционов.
— В Сочи мы были несколько лет назад, незадолго до рождения сына, — рассказывает Ольга. — Как раз застали тот период, когда на Курортном проспекте у вас парк детских аттракционов закрылся. Тогда рядом еще, кажется, кинотеатр стоял. Говорили, что какие-то иностранцы будут суперсовременный парк развлечений на этом месте строить. Мы еще подумали: вот куда надо будет заглянуть с ребенком. А теперь приехали — вместо кинотеатра — «Олимпстрой», а парк развлечений превратился в какие-то невнятные качельки.
Наталья из Новосибирска организовала для мужа Сергея и двух дочерей обширную культурную программу — аквапарк, океанариум, цирк, ледовый каток и поездка в «олимпийскую» Красную Поляну. Ощущений множество, хотя семейный кошелек заметно «отощал».
— Мне очень нравится Сочи, — признается Наталья. — За последние годы курорт стал заметно чище и уютнее. Он красивый, даже краше некоторых европейских городов. Но цены оставляют желать лучшего. Только билеты на самолет чего стоят! Год назад мы ездили в Италию. Без детей, правда. Так мы потратили в три раза меньше денег!
Сочинские ценники — пожалуй, главная антиреклама Сочи. Им посвящены десятки форумов в Интернете. Те, кто уже отдохнул на российском курорте, делятся впечатлениями с теми, кто лишь сейчас принимает решение. «В кафе на набережной бокал пива стоит от 35 до 80 рублей, порция бастурмы — 70-90 за 100 грамм, блюда, приготовленные на мангале (шашлык, люля и т.д.) — от 120 рублей, салаты — 100-120. В ресторанах дороже, порой значительно», — пишет один из форумчан. «По ощущениям, цены выше московских процентов на 10-15. Даже странно, когда видишь черешню за 150-190 рублей. Да, в Москве она подороже — 200. Но то Москва, а здесь эта черешня растет вообще-то. Местная диковинка — мушмула — здесь стоит от 80 рублей. А растет, как мне рассказывали, чуть ли не в каждом огороде», — добавляет другой посетитель форума.
Впрочем, глядя на сочинские цены, петербуржец Леонид лишь пожимает плечами. К тому, что на отдыхающих стараются заработать, он относится с пониманием. Курортная сфера — во всем мире бизнес. Жалеет лишь об одном: отдохнуть в Сочи по-семейному крайне сложно. Рестораны, дискотеки и концерты звезд — это не совсем то, чего хочется приехавшему за тысячу километров отдыхающему. По-настоящему курортного колорита не хватает.
— Знакомые наши, которые два года назад приезжали в Сочи, дважды на праздник Нептуна попадали, — с сожалением в голосе говорил Леонид. — А вот к нам за все дни отдыха здесь Нептун из моря так и не вышел. Может, это потому, что мы не в санатории отдыхаем?
И что тут ответишь, когда понимаешь, что и сам гость курорта где-то внутри интуитивно чувствует ответ на этот вопрос…
Пытался развлечься Максим БЕРЕЗИН