О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ГРАНИЦЫ НА ЗАМКЕ

   Обойти тотально все пляжи Большого Сочи — задача не простая в самой своей идее. Но столько жалоб и просто неприятных эмоций приносит почта в редакцию газеты об этом главном сочинском богатстве, что мы решились на этот марш-бросок. Главная цель — посмотреть, что доступно сочинцам и «неорганизованным» отдыхающим из морских богатств. И посчитать эти драгоценности. За один день, и даже за неделю осмотреть все 145 км пляжей нереально. На минувшей неделе, вооружившись самым необходимым, — купальниками, полотенцами, кремом от загара, фотоаппаратом и диктофоном, наши журналисты прочесали пляжную полосу в поисках свободных галечных метров. Выводы таковы. Во-первых, три часа на солнце — и обгоревшая кожа начинает облазить клоками, и никакой крем «после загара» не поможет. Здесь спасение только в сметане! А о том, что получили в итоге обзора, — читайте в этом номере и следующих выпусках газеты «НДС».

   Стой! проход запрещен!
   …И все-таки надо было начинать с какого-нибудь другого пляжа. Ну, в самом деле, первый же пляж, с которого начали мы «курортный смотр», оказался недоступен. «Мыс Видный» — красивый санаторий, с прекрасной территорией, с развитой инфраструктурой, направленной на воплощение мечты отдыхающих о самом прекрасном в России отпуске. Ни за деньги в кассу, ни за деньги «мимо кассы» «посторонним» сюда не пройти. Это хорошо отдыхающим — вот парк, вот пляж, вот сервис закрытого учреждения. Но счет территорий открыт не в пользу «наших».
   Сама Хоста последние годы дурно славилась тем, что пляж в самом поселке — крошечный. Собственно, практически все санатории шли навстречу горожанам, и пройти на их пляжи было возможно, но только церемония добывания «проходок» никогда не была особо приятной. Согласитесь, как-то странно жить в городе, где большая часть территории — за забором, причем за забором, установленным личным распоряжением самого «заборовладельца».
   А вот и второе строгое объявление на нашем пути вдоль моря. На этот раз оно красуется на входе пляжа санатория «Кавказ». «Только по книжкам и пропускам», — гласит оно и являет собой — о радость! — иллюстрацию к прутковскому афоризму про «не верь глазам своим». Для тех, кто не верит в написанное на заборе, — проход открыт. Милая территория пляжа, положенные туалеты-медпункты-раздевалки и, признаться, пробуждающие определенную зависть номера, выходящие балконами прямо на пляж, — вот основные элементы пейзажа. Одни люди купаются в море, другие — занимаются ремонтом номеров (ремонт идет полным ходом) — обычная прибрежная жизнь в разгаре. Правда, в конце пляжа — куча неопознаваемого железобетонного хлама. А вот и «радующее» взор любого отдыхающего объявление на секции железного забора: «Стой! Проход запрещен! Федеральная территория!» И проход действительно запрещен — это территория все того же санатория «Мыс Видный», и охрана здесь все так же быстро реагирует на попытки нарушений. И, тем не менее, вот они, первые открытые пляжи.
   А рядом — пляж «муниципальный» — открытый с незапамятных времен, популярный и все такой же крошечный, притаившийся меж двух бун. Рядом небольшая закрытая для купания территория — но здесь она закрыта ради безопасности — примыкает к причалу.
   Проход к пляжу санатория «Аврора» — следующая точка подхода к морю — лежит через, опять же, не по-хорошему известную разбитую со времен царя Гороха дорогу. Внешний вид проходной на пляж (вот уж словосочетание из области абсурда, но иначе это КПП как назвать?) своим дизайном напоминает о том же царе Горохе. Очень уж пострадал он от времени. Коснулось ли обновление «Авроры» изнутри — осталось загадкой. Потому что охранник на территорию пляжа не пустил и послал, по большому счету, «туда, не знаю куда» — в сам санаторий, искать человека, который по предъявлении паспорта выдаст нам якобы бесплатно «проходки» на санаторно-лечебную территорию.

   За «ленточкой» и в тени «большегруза»
   Все та же разбитая дорога вдоль прибрежных заборов ведет к уютной, изящной территории пляжа санатория «Голубая горка». Пройтись по ней приятно. Но невозможно. И все же с алгебраической точки зрения этот пляж нельзя учитывать в столбце «ЗАКРЫТО». Решение, по которому и пляж вроде как открыт, и чужие здесь не ходят, поражает рафинированной простотой. «Местных» и примкнувших к ним «диких» отдыхающих запускают через отдельную калитку, по отдельному «коридору», отгороженному от отдыхающих санатория лентой наподобие тех, какими метят места преступления и иные зоны повышенной некомфортности. Причем калитку открывают с 11 до 14 часов и с 17 до 19. Вы пойдете на пляж с часами, постоянно ожидая, что без пяти два охрана начнет отделять своих от чужих? Может быть, она и не начнет исполнять этот «номер», но чувство третьесортности — мерзкое ощущение. Пикантности здешней ситуации придает история этой открытости. В прошлом году тогдашний мэр города Афанасенков открывал для свободного доступа этот пляж лично. Вот до чего эволюционируют приличные идеи. Так что, отбросив алгебру ради лирики и здравого смысла, простите мне, но этот пляж я отнесу к закрытым.
   Далее — свободно от заборов, охраны и местами даже от минимального сервиса. А вот пройти на эту гальку можно, подчас лишь грубо нарушая правила техники собственной безопасности. Все-таки когда толпы с надувными кругами, матрасами и детьми лавируют на пути из жилых зон в зоны загара меж тяжелой техники, краем глаза наблюдая, как кранами загружаются большегрузы, это не слишком приятное зрелище. Но проходов мало, а срочно строить второе полотно дороги требует большое олимпийское будущее.
   Вход на общий пляж «Кристалла», «Волны» и «Хосты» открыт. После ливня и шторма территорию убирают, но речка, впадающая в море у этого пляжа, напоминает, что с канализацией в Сочи — бо-льшие проблемы.
   На гальке от Хосты до Кудепсты заборов нет. Но здесь на большой части территории идет строительство все той же линии железной дороги. И вместо матрасов и шезлонгов — КамАЗы и строительная техника. Но подойти к морю можно — факт.
   А что это за объявление при входе на пляж в санаторий «Кудепста»? «Вход свободный» — гласит оно! И рядом в «Автомобилисте» — свободно! И чисто! Не ново, не гламурно, не пафосно, но открыто для гостей. Возможно, это именно то, чего ждет средний отдыхающий, приезжающий в Сочи. Кстати, шезлонг в тенечке — 10 рублей. Туалет — столько же.

   По приказу министра и прейскуранту
   Следующий проход ведет сразу к трем пляжам. Прямо по курсу — центр активного отдыха министерства обороны «Кудепста». Картинка за сетчатым забором, словно калькой переведена со счастливых армейских времен годов эдак 60-х прошлого века: на волейбольной площадке люди, военный статус которых виден даже в плавках, играют с мячом. Вход на пляж «Кудепсты» — через уже неудивительную в текущей сочинской ситуации проходную. За проходной встречают люди, которые озвучивают нарушителю курортной границы свое жесткое «Не положено!», причем до слов «вызову наряд милиции» проходит совсем малое количество минут. «Понимаете, у нас собственность ФЕДЕРАЛЬНАЯ», — взывают к нашей гражданской сознательности люди, которым по долгу службы вверено лишних людей на территорию не пускать. И хотя обсуждение сложности обладания федеральной собственностью и соблюдения на ней федеральных же законов идет на тонах повышающихся, после слов — «У нас приказ МИНИСТРА» — становится окончательно ясно: эта граница на таком замке, что ни один вражески настроенный отдыхающий штурмом эту цитадель не возьмет. Впрочем, как и отдыхающий, настроенный просто искупаться в море. Территория пляжа, кстати, очень ухоженная, по-военному лощеная, изумительно уютная.
   Дорога направо, вдоль забора из рабицы, приводит к забору из железных прутьев. Огораживает он пляжные владения санатория «Бургас». Прейскурант на заборе — с печатями и прочими канцелярскими признаками, которые чуть ли не напрямую на подсознание действуют как предупреждение о запрете, — гласит, что с отдыхающего за проход к гальке хотят 50 рублей. Что в данном месте подразумевается под «услугами пляжа», пояснила сотрудница, сидящая за кассой. Набор минимальный: туалеты, душ, уборка, а возможно, и шезлонг.
   То ли увидев, что пара подозрительных лиц, плохо замаскированных под отдыхающих, пытается штурмовать рядом расположенные проходные, то ли по причине, что там действительно «так заведено», но граница пляжа «Прогресса» оказалась довольно прозрачной: для прохода оказалось достаточным пройти фейс-контроль. Правда, почему-то слова — «Да мы местные. Совсем местные. А частью даже — коренные сочинцы» — вызвали у девушки на входе явное удивление. Быть может, местные к этим давно и прочно закрытым владениям подходят не часто и мы нарушили какой-то местный обычай?

   …где банкиры отдыхают
   На «Прогрессе» выясняется, что следующий пляж в сторону Адлера — «совсем закрытый». «Там банкиры отдыхают»: выдали нам общественное мнение о соседских владениях — пляже санатория «Южный». Пройти к его калитке можно было двумя путями. Первый — и довольно протоптанный — лежал вдоль рельсов. Вообще-то близость к железнодорожному полотну — общая проблема побережья в районе Сочи. Отдыхающие воспринимают это как зло, но зло необходимое (в смысле, что обойти его нельзя — можно только перебраться). Но перспектива пройтись по шпалам дороги для части местных жителей кажется ребячеством: лет в 15 этим нехитрым и неудобным путем они ходили к приезжающим в санатории девочкам.
   Второй путь к пляжу «Южный» лежит от подземного перехода под трассой, выныривающего у автобусной остановки. От него надо еще пройтись по бетонной дорожке, где справа будут прекрасные камыши, а слева — пустырь и чудные частные дома. Для обладающих хорошим зрением и навыком жизни в условиях тотальных запретов на входе — фундаментально исполненная табличка: «Вход только по пропускам». Для желающих запрет нарушить — охранник (кстати сказать, предельно корректный и немногословный), сообщающий, что ни за деньги, ни по паспорту, ни по законам, которые обязывают обеспечить свободный доступ граждан к гальке и морю, он нас не пустит.

   А ведь можно и всем, но…
   Свободный доступ к пляжам санаториев Курортного городка на фоне перенесенных ранее разговоров с охраной только подчеркнул: можно и местных пускать, и вести себя по-человечески с «диким отдыхающим», и все это — не в ущерб порядку на территории санаториев и пляжей. Ну не с целью же напакостить ходит отдыхающий на море. На въезде на территорию санаториев — шлагбаум. На машине сюда можно, но не всем. А пешком к морю, к магазинчикам, к кафе — пожалуйста. Вопрос: «А можно ли пройти?», охранников просто-напросто удивил. В пансионате «Знание» выяснилось, что доступ к его пляжам открыт для свободного пользования с начала года.
   Путь к свободному — не широкому, не длинному чистенькому пляжу санатория «С.С.С.Р.» (бывший «Аэрофлот») лежит через узкие проходы, курортную торговлю и подземный переход. Санаторий — направо, городской пляж — налево. Везде людно и по-южному пестро. Интересная деталь: на пляже санатория шезлонги «а-ля СССР» стоят 10 рублей. А пластиковые лежаки капиталистического периода — 50.
   А далее в сторону центра Адлера идут пляжные территории, в той или иной мере ухоженные, но для доступа свободные, и даже без особого засилья технических зон. Упирается это открытое сочинское богатство в забор военного санатория «Адлер», где свое здоровье поправляют летчики дальней авиации. Заградительное объявление на проходной санатория гласит о строгости прохода по санкнижкам. Но строгость эта обманчива. По официальному прейскуранту за 60 рублей «с плавок» можно пройти к военно-морскому богатству. При закупке оптом абонемент на месяц — 870 рублей. С другой стороны железного забора начинается городской пляж. Причем начинается сразу же технической зоной с раздутым парашютом. Проход же на этот городской пляж выглядит настолько печально, что место таким лазейкам — деревянный штакетник, обрывки сетки и мусор во всем своем безобразном многообразии — скорее на задворках фермы в средней полосе, но уж никак не в парадной зоне Сочи. Здесь даже дикой торговли нет: слишком уж место пугает.
   Следующая закрытая территория — санаторий «Южное взморье». Казалось бы, таких опытных переговорщиков с пляжной охраной трудно было бы напугать очередным пляжным блок-постом. Но здесь отдыхающих встречают люди в камуфляже. Мужчины в форме строго спрашивают: «А что у вас?» — и, выяснив, что ничегошеньки, кроме купальников, полотенец и желания пройти на пляж, у нас нет, становятся суровы. Нам напоминают об угрозе теракта и непосредственно с нею связанной необходимостью записать наши паспортные данные в журнал учета посетителей. Но даже если бы у нас имелся при себе главный документ, то его наличие позволило бы всего лишь дойти до кассы, в которую предписывалось оплатить исполнение своих желаний. Ответ на вопрос — «почем?» — остался в холодном взгляде охраны. Сердобольные отдыхающие сообщили, что стоит это дело 100 рублей. Приплюсовав «Южное взморье» в печальную копилку недоступных пляжей, подводим итоги марш-броска с разведкой (местами боем): на обследованной территории обнаружено восемь недоступных для сочинцев пляжей.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT