Главные надежды Сочи, несмотря на бурное развитие его курортной и горнолыжной части, в течение последних лет все же связаны с сезоном купальным, с отдыхающими, что едут посмотреть на российские субтропики, окунуться в море и т.п. До всесезонности Сочи пока все еще не близко, поэтому от того, как много отдыхающих приедет к нам в летний сезон, от того, как активно будут ходить по нашим магазинам, ресторанам, выезжать на экскурсии, зависит жизнь города и каждого горожанина. «Мы стараемся сделать так, чтобы пляжный сезон удался. Мы должны предоставить нашим отдыхающим город благополучный, благоприятный и самое главное — безопасный. И конечно, должны предоставить услугу качественную и доступную по цене», — подчеркнул незадолго до старта «высокого сезона» глава Сочи А. Пахомов на встрече-совещании с предпринимателями, занятыми в городской профильной отрасли. Собственно, на совещании были даны «установки на лето». Как город справился с поставленной задачей — узнаем, подводя итоги после бархатного сезона. Но результаты первого месяца пляжного сезона сами по себе показательны. Итак, на что настраивал горожан глава города накануне сезона и с каким промежуточным итогом мы подошли к началу июля?
Накануне: «В 2008 году Сочи посетило более 4,5 млн туристов, из которых 1,1 млн — по путевкам, остальные разместились по квартирам, мини-гостиницам и кемпингам. Этот объем необходимо сохранить, а если необходимо — приумножить».
В июне. За первые двадцать дней июня Сочи посетило 123 тысячи отдыхающих. Даже если загрузка вырастет более чем в 2 раза и каждые 20 дней будут давать нам 300 тысяч отдыхающих, для достижения плана потребуется 15 двадцатидневок. А это — 10 месяцев… Надеюсь, расчеты неверны. Про отдыхающих в санаториях нельзя не отметить, что очень многие из них прибыли на отдых и лечение по «социальным» путевкам. И даже сочинские пенсионеры впервые за очень долгое время приглашаются летом в здравницы родного города. Но картинка с сочинского вокзала дает о ситуации очень четкое представление. С каждого «московского» поезда на станции Сочи сходит от 50 до 100 пассажиров. Риэлторы и маклеры, предлагающие отдыхающим жилье, первыми встречают их лицом к лицу и первыми «знакомятся» с мифами, которыми полны отдыхающие. Главный из них — Великая Сочинская Стройка. По разговорам с отдыхающими выходит, что подавляющая их часть ожидает, сходя с поезда, ступить на шаткие деревянные подмостки стройплощадки. Миф о дороговизне проживания также приходится развенчивать маклерам: в конце июня они готовы сдавать койки отдыхающим и по 250 рублей! Нельзя сказать, что это очень уж приятная цифра.
Накануне: «Санатории, гостиницы, отели ведут себя «прилично» (в отношении цен»).
В июне. С ценами себя действительно ведут прилично практически все базы приема и отдыха. И если, приглашая гостей в город перед сезоном, мэр обещал желающим размещение по 300 рублей, то (см. выше) это оказалось не самым минимумом.
Накануне: «Мы не должны повышать цены, особенно в сфере питания — мы должны подумать об их снижении».
В июне. Цены растут. Это факт, скорее, не «морской», а общемировой. Причем, в сравнении с ценами прошлого года, «средний чек» в сочинских кафе и ресторанах не очень уж изменился в абсолютных цифрах. Другое дело, что на те же деньги люди покупают меньше: первыми жертвами экономии стали продажи салатов и десертов. И посетителей в кафе стало в сравнении с прошлым годом меньше. Но у этого явления есть неожиданно приятный побочный эффект: заведения, в том числе класса выше среднего, стали делать ставки не на цены, а на количество посетителей, и снижать стоимость блюд в меню. К примеру, свою ценовую политику пересмотрел «Колизей». Здесь по-прежнему респектабельно и неожиданно недорого для заведений такого уровня.
Накануне: «В соответствии с заявочной книгой мы должны предоставить 57 тысяч мест размещения, отвечающих определенным требованиям. Чтобы это провести, нам необходимо произвести классификацию наших гостиниц. В России принята добровольная система классификации. Но в Сочи будет проведена обязательная классификация».
В июне. В Сочи завершилась инвентаризация номерного фонда средств размещения и частных домов — сообщил начальник управления по курортному делу и туризму администрации города-курорта Владимир Широких. По его словам, комиссия обследовала более 800 средств размещения и частных домов, в которых возможно размещение гостей Олимпиады 2014 года. На сегодня имеют официально присвоенный «звездный» статус 126 средств размещения: «5 звезд» присвоены четырем объектам, 4 — пятнадцати, 3 — пятидесяти трем, 2 — сорока, 1 — пятнадцати. Сегодня официально подтвержденную классификацию имеют 213 номеров категории «5 звезд», 1773 номера — «4 звезды», 6390 номеров уровня «3 звезды» и 6269 номеров категории «2 звезды».
Накануне: «Подавляющее большинство отдыхающих по результатам прошлого года одним из самых больших минусов курорта считает высокие цены на транспортные перевозки. Деньги на проезд в Сочи составляют до 70 процентов бюджета отдыха. При этом перевозчики в сезон не понижают цены, как перевозчики Турции, Болгарии, которые зарабатывают на оборотах. Наши перевозчики цены повышали. Но 20 марта в ТПП РФ были достигнуты договоренности, что РЖД в этом году не применяет новый тариф плацкартного вагона, не сокращает количество поездов. 40 поездов в сутки так и будет, причем, в каждом составе будет не 16 вагонов, как в прошлом году, а 25. Авиаперевозчики снижают стоимость перевозок. При покупке билета за 2 месяца до отпуска в оба конца маршрута Москва — Сочи — Москва он стоит 7 тысяч рублей».
В июне. Авиаперевозчики действительно с ценами и тарифами в этом году поступают милостиво. Во всяком случае, прошлогодние цены не переплюнули. Но после попытки купить электронный билет по самым скромным ценам остается ощущение, что как-то врут и сайты, и реклама. Пример — распродажа полетов по тарифам «Наши поезда — самые поездатые поезда в мире! Полетели?» — вот так креативно подошли перевозчики одной из популярных авиакомпаний. Тариф — какие-то 2700! На каждом рейсе число мест по такому задорному тарифу ограничено. Но они есть! Увы, тариф не учитывает такой мелочи, как «топливный сбор», — 2970 рублей, что при покупке в оба конца по не совсем прозрачной и понятной рядовому потребителю системе подсчета в итоге составляет 11720 рублей. Но для сравнения — плацкартные удовольствия. В фирменном поезде (дефицит страшный) поездка в плацкартном вагоне обойдется в 2056 руб. Купе (самое дешевое из найденных) — 3951 рубль («мурманский» поезд). В поезде «Московия» обнаружен вообще такой эксклюзив, как «сидячие места», — по 1292 рубля за «седалище»… Купе здесь обойдется в 4657 рублей, а СВ — чуть меньше 9000 рублей. Для тех, кому требуется подороже, можно найти ж/д билеты за 29117 рублей.
Накануне: «В июне на федеральном канале НТВ будут размещены рекламные ролики. Выход 8 раз в день во время информации о погоде».
В июне. Очень качественные ролики. Спасибо тем, кто их снял.
Накануне: «Мы ни в коем случае не должны опозориться».
В июне. Стараемся.
Светлана ВОЛОШИНА