Кризис бьет по всем. В крупных промышленных городах «большой политикой» делается ставка на то, что часть людей пойдет в малый бизнес, займется собственным делом. У Сочи — отдельная кризисная история, ведь в нашем городе доля малого бизнеса довольно велика, и финансовое состояние немалого количества горожан зависит от денег, которые они получат непосредственно от клиентов. Как себя чувствуют сочинцы, чей жизненный уровень напрямую связан с общим благосостоянием людей? Мы опросили нескольких из них, задавая одни и те же вопросы: есть ли в сфере их бизнеса кризис, в чем он проявляется и когда же он кончится?
Тамара ШОВБА, председатель общественной организации «Объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Сочи»:
— До конца прошлого года в торговле, в сфере непродовольственных товаров, кризис как таковой не ощущался. Тогда он ударил по людям, занятым в производстве. Первые его жесткие проявления в малом и среднем бизнесе Сочи пришлись на начало 2009 года. Собственно, январское затишье в торговле — нормально для Сочи, но обычно уже в феврале начинались оживление и плавный рост, пик которого приходился на середину августа. В этом году роста нет, а к апрелю тенденция падения стала четкой. Более того, в некоторых секторах произошло падение продаж на 30, а то и 50 %. Собственно, люди, как правило, не выходят из своего «ценового сегмента» из-за кризиса. Не снижаются требования к качеству. Однако серьезно сокращается количество покупок.
Сильнее всего пострадал luxury, чуть в лучшем положении те, кто ориентировался на товары верха средней ценовой категории. При этом наименьшие потери несет сфера, ориентированная на торговлю самым дешевым товаром. Здесь тоже есть падение — примерно процентов на 10, но, в сравнении с другими цифрами, они «держатся на плаву». Удивили «возрождением» лотки «все по 10 рублей», которые были популярны года 3 назад, и вот — снова актуальны.
Стало более людно на ярмарках, в тех торговых образованиях, которые «выжили» со времен 90-х годов. Дело в том, что в магазинах довольно высокая аренда, а это не может не сказаться на стоимости товара. Так что кризис, как бы мы ни относились к этим торговым образованиям, нагрузил их серьезной «социальной составляющей», и убирать их сегодня, когда людям нужны товары по доступным ценам, нельзя. Администрации, возможно, именно в этом году необходимо быть с торговлей аккуратнее, без резкого сокращения торговых точек, хотя и прослеживается тенденция — убирать выносную торговлю. Сегодня, когда малый и средний бизнес (а это в основном торговля) дают без малого 40 % в сочинский бюджет, нельзя идти на правильные, но несвоевременные меры. Нашему бизнесу еще весну надо будет переживать, но возможности заработка, а значит, и налоговые отчисления, не растут. Предприниматели сегодня думают не о доходах, а о сохранении бизнеса.
Самое яркое проявление кризиса — очень большое количество свободных торговых помещений. В прошлом году к середине апреля все торговые места были заняты. А сегодня мы видим, что многие площади освобождаются. Пустуют даже магазинчики у «Ривьеры», чего с ними не бывало даже зимой. Но можно говорить и о том, что ставки аренды торговых площадей снижаются. Это естественный процесс в условиях кризиса, но его темпы — порядка 10 %.
Особая примета, касающаяся скорее сектора продовольственных товаров, — популярность ярмарок в спальных районах. Разница со средними торговыми точками здесь идет на рубли, и все же экономия в 50-100 рублей для людей очень важна. И само начинание, хотя и требует решения множества вопросов (охрана, содержание, уборка), очень важное.
Я не думаю, что отдыхающие поедут в Сочи в этом году активнее, чем в прошлом. Год будет тяжелым, и к этому необходимо быть готовыми. Предприниматели уже начинают минимизировать свои расходы. В моем бизнесе — я в основном занимаюсь продажей очков — многое зависит от солнца, так что пока особого падения продаж у меня нет. Но предполагаю, что если раньше покупали по несколько очков известных брендов, то этим летом ограничатся покупкой одной новинки. А кто покупал очки средней цены, обязательно купит хоть одни: у нас без очков нельзя.
В заключение от имени многих предпринимателей хотелось бы поблагодарить избранного мэра Сочи Анатолия Пахомова, который в свое время запретил своему заму, курирующему торговлю, усложнять жизнь предпринимателям города. Мы благодарны ему за то, что он сохранил все прошлогодние точки мелкорозничной торговли. Это чрезвычайно важно для бизнесменов в условиях кризиса.
Ирина ДАШЯН, мастер маникюра:
— Помните, в прошлом году после новогодних праздников цены на все «дернулись» процентов на 30 сразу? Тогда у нас январь и февраль были просто провальными. Сейчас вроде и цены так не галопируют, но ощущение кризиса есть, причем оно не только внутреннее, но и в кошельке. Допустим, до минувших новогодних праздников приходили как минимум две клиентки в день на наращивание ногтей. Цены у нас относительно не высокие, клиентки были постоянными. А после праздников почти половина не пришла на коррекцию. Дома же этого не сделаешь, а значит, перешли на более дешевый гигиенический маникюр. Девушки стали реже стричься в салонах. Вот посмотрите: осенью будет много тех, кто за лето отрастит волосы. Красить волосы в парикмахерской тоже реже приходят: сегодня столько красок для домашнего использования, что многие сами этим занялись, хотя, конечно, результаты могут быть при этих экспериментах разные. Как ни странно, но мужской маникюр почти на том же уровне, что и был: все-таки если мужчина себя любит и за собой ухаживает, он на этом не экономит. И стригутся мужчины все так же регулярно.
Смысла поднимать цены нет. Точнее, смысл есть: стоимость коммунальных услуг повысилась, то есть издержки салона растут. Но если мы поднимем цены, то рискуем потерять постоянных клиентов. И вообще, я бы не сказала, что сильно упали доходы. Просто на те же деньги я могу и себе, и ребенку меньше позволить купить. Так что для меня проявление кризиса — в падении моей покупательской способности. Мы лета ждем: потеплеет, девушки наденут босоножки, всем захочется быть красавицами.
Лиана, девушка по вызову.
От разговоров на отвлеченные темы по телефону отказалась. Пришлось оперировать опосредованной информацией. На ее страничке в Интернете рядом с внушительным списком разнообразных услуг (разговор на финансовые темы не включен) стоит цена 2500 рублей за час, 6000 рублей — за ночь. Всего три месяца назад цены на этом сайте начинались от 3000 рублей за час, 9000 за ночь, а «средний список» услуг был короче. Антикризисных программ «купи две — получи третью бонусом» сайт не практикует.
Слава, таксист:
— Да вообще клиента нет! Я не знаю, те кто не в фирмах, как работают. У нас хоть немного, но все равно от диспетчера заказ идет. А на улицах — смотри — никто уже не ловит. И на них постоянно облавы: то лицензию требуют, то еще к чему придерутся. У нас, конечно, жестко: план, иногда диспетчер заказы дает, за всю смену только на план и накатаешь. Чаевые у нас ведь — не основное. У нас минималка — 120 рублей, раньше половина клиентов, особенно те, кто постоянно нашим такси пользуется, платили 150. Сегодня все ждут сдачу. Нет, я и тогда всегда сдачу давал до рубля, просто люди оставляли. Но это те, кто на такси по работе ездил. А я сейчас работаю часто в ночную смену. В это время клиенты в основном те, кто из ресторанов, или ночных клубов возвращается. Заказов — мизер. Люди дома сидят. Похоже, у них денег не на такси нет, а на рестораны.
Анна БОЛЬШАКОВА, официант:
— В Сочи перед сезоном всегда затишье. А в этом году — прямо как никогда… Что бы мы работали до 10 вечера — давно такого не припомню. Прошлым летом вообще хорошо, если к трем часам ночи закрывались — у нас работают до последнего клиента. Мы многих клиентов уже даже по именам знаем — ходят к нам охотно, но, чувствуем, реже. Знаете, может, людям больше крутиться приходится — не до посиделок. Но если раньше у нас после 6 вечера даже в понедельник невозможно было без предварительного заказа столик найти (все у барной стойки ждали), то сегодня аншлаг только с пятницы.
Меньше стали заказывать японскую еду — это так. Я думаю, просто мода проходит, кризис не причем. Но средний чек почти не изменился. Человек приходит к нам посидеть, отдохнуть — на последние деньги он сюда не пойдет. А вообще-то даже самые знаковые рестораны сегодня то предлагают банкеты по невысокой цене, то к двум напиткам третий бесплатно, у многих уже — «счастливые часы», когда дешевле все меню или все напитки. Мне кажется, что некоторые наши коллеги раньше слишком завышали цены, и этим клиентов распугали. А чаевые… Ну, есть.
Игорь, менеджер в рекламном агентстве:
— У нас осень тяжелая была. Сейчас, вроде, работа налаживается, но тоже пока «не фонтан». Новые дизайн-проекты заказывают реже — хотя и невелики, вроде, деньги за разработку, но экономят. Многие фирмы серьезно сбросили цены на свои рекламные поверхности. Понять, конечно, такую политику можно. Но даже самые дешевые у них не идут. Город маленький, так что здесь с людьми работать надо, а не цены сбивать — это только кажется, что так конкурентам насолишь. Да, на месяц — может быть. Но не больше.
Кризис в рекламном деле чувствуется. Сколько сегодня растяжек с предложением: «Это место сдается»… Много! На призматронах — пустые поверхности, много «цветочками забито». А то иной раз звонишь клиенту, с которым уже 5 лет работаешь, а он весь бизнес свернул. Конечно, реклама зависит от «самочувствия» заказчиков. Есть деньги — есть реклама. Приходится объяснять, что без рекламы финансовое здоровье не поправится, напоминать, что «дешевле» — не синоним «лучше». Так что на хлеб с маслом хватает. Просто, с людьми надо работать, идти навстречу, принимать гарантийные письма. Хочется, конечно, и икры на бутерброд, но… Всем сейчас туго.
Неудобные вопросы задавала Софья ИВАНОВА