В министерстве природных ресурсов под председательством министра Ю. Трутнева прошло совещание по вопросу использования и охраны рек Большого Сочи. Министром в жесткой форме была высказана критическая оценка организации и ведения работ в водоохранных зонах.
Факты, вынесенные на совещание, были таких масштабов, что теперь с ними будет работать Генеральная прокуратура РФ. Главное, что предстоит проверить прокурорам, — соответствие закона Краснодарского края «О предоставлении недр для разработки месторождений полезных ископаемых на территории края» требованиям законодательства России. А вот с позицией «официального Сочи» министерство полностью согласно и его поддерживает: так вести работы в руслах рек — нельзя.
Что это за работы в водоохранных зонах, наделавшие столько шума, знает каждый сочинец. Это — выборка гравия, точнее песчано-гравийной смеси из русел сочинских рек. Газета «Наш дом — Сочи» также неоднократно поднимала этот вопрос, рассказывая и об экологических нюансах, и об отношении сочинцев к выборке гравия. Но, увы, на все наши вопросы у предпринимателей, ведущих выбор, был ответ: «Лицензия — есть!». А на «есть» — суда нет. Некоторые даже апеллировали к необходимости чистки русел рек. Чистить необходимо — факт. Но объемы вывозимого галечника — вереницы большегрузов — слишком велики, чтобы походить на санитарную уборку.
В настоящее время на территории Сочи выборка песчано-гравийной смеси (ПГС) ведется семью организациями. Рек, у которых они все еще держат технику, — пять. Это Аше, Псезуапсе, Шахе, Сочи и «самая громкая» — Мзымта. Проблему выбора ПГС из Мзымты поднимали и экологи, и жители окрестных домов, и даже хозяйствующие субъекты пляжей.
У экологов к предпринимателям известные претензии: в русла рек заходит на нерест рыба, два вида которой — эндемики, не встречающиеся больше нигде. Работы не просто не дают им возможность нормально размножаться. Они буквально уничтожают популяции. Но если организация, которой государство велело следить за природными богатствами, выдает лицензии на выборку — то кто ж будет слушать «вольных» экологов! И даже когда администрация Сочи приняла решение приостановить выборку гальки из рек, предприниматели не сразу угомонились (опять же, ссылаясь на действующие лицензии). Впрочем, экологи теперь рассказывают об анекдотичной ситуации: работы по выборке ПГС в русле Мзымты перенесли на … темное время суток. По мнению предпринимателей, рыба в это время спит, не нерестится. Теперь даже если рыба спит — не спят жители расположенных близ дороги домов: работы до последнего велись масштабные, грузовики стояли буквально в очередь. Для объяснения простых законов биологии потребовались сотрудники ГАИ, которые прекратили доступ специализированных автомобилей к месту возможной загрузки. Поэтому когда в середине марта по местам разработок прошли комиссии, там действительно не велись работы. Впрочем, есть предположение, что работы не велись еще и потому, что нарушений у этих организаций слишком много: ведь на предприятии, которое ведет добычу общераспространенных полезных ископаемых, должен быть хотя бы горный мастер, которого последний год у них никто не видел.
Но это не остановка работ. Это — ПРИостановка. Причем приостановка экстренная, почти аварийная. Стараниями выгребающих ПГС город — на грани засухи. Преувеличение? Ничуть. Вот пример: в ходе обследования водозабора на Мзымте, проведенного ООО «Югводоканал» в конце января, было обнаружено, что на территории II пояса зон санитарной охраны водозаборных и воподпроводных сооружений, установленных на этой реке, уровень гравийно-галечных отложений выбран на 2-8 метров, и в некоторых местах уже тогда произошло оголение водоносного слоя.
Весенние паводки традиционно (законы природы вообще выполняются с завидной четкостью) ведут к миграции аллювиальных отложений, а это, в свою очередь, несмотря на многоводье рек, вполне может привести к падению уровня воды в скважинах водозаборов. А так как человеческими стараниями гравийное равновесие разрушено, то галька устремится из верховий в рукотворные ямы, по пути сметая водоводы.
Рушатся и перспективы: работы по выборке гравийно-песчаных отложений ставят под сомнение возможность обеспечения водой олимпийских объектов. Причем экологическая ситуация здесь осложняется еще и временным железнодорожным мостом, построенным также во втором поясе санитарной охраны.
Не проще Центральному району. Чрезмерное старание по выборке ПГС из поймы Сочи в районе железнодорожного моста у ЖБИ также ведет к обезвоживанию водоносного горизонта. В случае понижения уровня подземных вод до критических отметок 15-16 метров может быть создана аварийная ситуация на водозаборе и отключение установок подъема. Попросту — отключение нас, сочинцев, от воды.
Ситуация такая сложилась только потому, что, в отличие от природных, законы рукописные нарушаются с незавидным постоянством. Ведь лицензии, дающие возможность грести ПГС ковшами, выданы вопреки действующему, не отмененному решению исполкома Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся от 1977 года «Об организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений в курортных районах Адлера, Головинки и Лазаревского г. Сочи», которым на всей территории II пояса зон санитарной охраны запрещена выборка гравийно-галечных отложений на пойменных террасах Мзымты, Шахе, Псезуапсе в связи с возможным выводом из строя существующих водозаборов и загрязнением подземных вод. Тридцать лет назад понимание опасности масштабной выборки было. А сегодня? Неужели сегодня есть понимание только одного: «десятикубовая» машина ПГС стоит пять тысяч рублей.
И еще один немаловажный факт. Незаконная массовая выборка песчано-гравийной смеси из русел рек безжалостно сказывается на состоянии пляжей в Сочи: с каждым годом их ширина, словно шагреневая кожа, неумолимо сокращается. Приморский курорт может остаться без своего главного богатства — пляжей. А эта катастрофа уже и экологическая, и экономическая, и социальная.
Светлана ВОЛОШИНА