«Кто ж его посадит? Он же памятник!» — фраза из культового советского фильма к Сочи, мягко говоря, неприменима. В нашем городе скульптурные изваяния сидят, лежат, кивают головой и даже пьют воду — все зависит от фантазии автора. После перерыва в три десятилетия на курорте наблюдается бум на памятники. Благодаря им рождаются новые традиции и приметы. Хотя судьбы у новых скульптур порою бывают сложными.
Строго говоря, памятниками десятки всевозможных композиций назвать нельзя. Скорее это парковые скульптуры, авторские инсталляции. Впрочем, как ни назови результат полета творческой мысли, суть не меняется: день ото дня эти памятники радуют глаз местного люда и отдыхающих.
Это добрая примета…
Маленькому Егору еще нет и пяти. Но мама Кристина, которая часто гуляет с ним по улице Навагинской, уже объяснила ребенку, что если в специальное углубление на «камне желаний» положить ладошку и вспомнить сокровенную мечту, то она обязательно исполнится. Правда, сама молодая мама к таким суевериям относится скептически.
— Мы же, взрослые, знаем, что всего в этой жизни приходится добиваться трудом, упорством, а порою и интригами, — говорит Кристина. — Но малышам нужна эта вера в чудо. И тут одним сказочным Дедом Морозом не обойдешься…
В парке «Ривьера» молодые мамы все чаще задерживаются у скульптуры таксы. Эта порода собак, пожалуй, отныне наиболее популярна среди маленьких сочинцев. Потому что они знают: такса — самая длинная собака, поэтому если посидеть у нее на спине, будешь быстрее расти. Так сказала мама. А мама никогда не обманет.
У ребят постарше — свои приметы. Перед контрольными и экзаменами школяры торопятся к администрации города, где установлен памятник учительнице и трем ее ученикам. Кто-то однажды пустил слух: если подержаться за руки бронзовой школьницы, любые экзамены окажутся по плечу. И года с момента установки скульптуры не прошло, как руки девочки на постаменте обтерли до характерного блеска.
— Я, откровенно говоря, не ожидал, что в Сочи появится такая традиция, — признается автор скульптурной композиции Петр Хрисанов. — Но любую новую примету, если она несет в себе позитивный посыл, я только приветствую. В любом городе должны быть свои традиции, а уж в Сочи и подавно. Тем более что сама идея — подержаться за какую-то часть памятника или потереть ее — не нова. К примеру, в Питере на станции «Площадь восстания» отмечающие окончание учебного года студенты за много лет так натерли руками и щеточками маузер в руке у моряка, что тот выглядит как позолоченный. Смотрится довольно забавно.
А порою приметы носят в себе и меркантильный подтекст. Самая большая в Сочи «копилка» в виде гномов с мешком монет, установленная в «Ривьере», что называется, «выстрелила» точно в цель. Любой финансово состоятельный гражданин, позирующий для фото на фоне этой оригинальной скульптуры, считает делом чести бросить в прорезь несколько монет или даже купюру — на «закваску», чтобы деньги в доме водились. Схожее поверье притягивает людей и к скульптуре черта на Чертовых воротах. Особенно популярна такая традиция, как показывает практика, у гостей курорта. Местных жителей чаще замечали у памятника ювелиру, установленного около магазина с соответствующей продукцией неподалеку от администрации Центрального района. Считалось, что если посмотреть через увеличительное стекло ювелира на драгоценный камень в его руке или — как вариант — на собственную ювелирную безделушку, жизнь станет богаче, а в карманах приятно зашелестят купюры. Впрочем, традиция эта продержалась относительно недолго. Однажды под покровом ночи неизвестные отломали у бедолаги-ювелира и полруки с увеличительным стеклом, и «драгоценный камень», отняв у сограждан этот незамысловатый способ легкого обогащения.
Птица как вещдок
К слову сказать, не везет сочинским памятникам довольно часто. И тут даже не поймешь толком, почему. То ли культура народная стремится к нулю, то ли это тоже примета такая — отломать себе кусочек изваяния на память. У тех же гномов с монетками, что в парке «Ривьера», монеток, говорят, изначально побольше было. Пару-тройку из них, прикрепленных прямо к брусчатке, растащили на сувениры.
Подпортили неизвестные и праздники молодоженам. Раньше то и дело кортежи останавливались у павлина, установленного около Художественного музея. Люб и дорог этот памятник для влюбленных был не только тем, что хвост у птицы в форме сердца. Там еще и колокольчик есть. Долгое время считалось, что если молодые вместе позвонят в него, то жизнь их семейная будет долгой и счастливой. Но язычок у колокольчика тоже, выражаясь простым языком, «свистнули».
С установленным неподалеку памятником многодетному отцу, которого творческая фантазия художника представила в виде филина с совятами, вообще ситуация из разряда «и смех, и грех». Одного из совят похищали уже несколько раз. И всякий раз, благодаря правоохранительным органам, птенец возвращался к недоглядевшему пропажу папаше. Курьезный случай произошел несколько лет назад, когда украденного совенка обнаружили на газоне рядом с Художественным музеем, где он мирно спал в обнимку с подвыпившим похитителем. Скульптура совенка — пожалуй, самый необычный вещдок, который когда-либо фигурировал в деле у сочинских стражей порядка. И, тем не менее, многодетная птичья семья снова вместе. Правда, у одной из фигур отколоты когти — то ли след очередного похищения, то ли снова чья-то неутолимая жажда к собирательству «сувениров». А у металлической собачки напротив — наверное, единственной в Сочи скульптуре, умеющей качать головой, — кто-то отломал ресницы. Зачем, почему — непонятно.
А вот мартовский кот, пропавший несколько лет назад от «Поцелуевского» гастронома, на улицы города так и не вернулся. Простоял он на постаменте всего ничего, а нет его уже достаточно давно. Но горожане скульптуру помнят и даже гостям курорта показывают то место, откуда кота однажды «украли». И совсем не многие знают, что никто его не похищал. Просто рабочие, сносившие гастроном, «смахнули» ненароком и мартовского кота. Позже его обнаружили в какой-то строительной подсобке. И, видимо, не злой умысел это вовсе, а банальное разгильдяйство.
Впрочем, кот — не единственная скульптура, исчезнувшая с улицы как-то «вдруг». Минувшей осенью в районе морпорта пропали металлические композиции Акопа Халафяна. Отдыхающий из Санкт-Петербурга Андрей стал, наверное, одним из последних успевших сфотографироваться с двумя кавказцами-аксакалами, пьющими вино за общим столом.
— Они сидели друг напротив друга, а между ними стульчик свободный стоял, — вспоминает Андрей. — Брат, к которому я приезжал на отдых, сказал мне, что если сесть за общий стол с этими старцами, то дом мой всегда будет открыт для друзей, а сам я получу кавказское здоровье и долголетие. Это была одна из лучших моих фотографий из Сочи.
Впрочем, сам Акоп Халафян за судьбу скульптурной композиции был спокоен. И даже поспешил утешить заволновавшихся сограждан.
— Никто ничего не воровал, — пояснил автор. — Просто руководство реставрировавшегося кафе, рядом с которым были установлены скульптуры, решило перенести их за забор на охраняемую территорию, потому что возникли опасения за их состояние. Администрация кафе сознательно пошла на такую меру, поскольку именно ею была профинансирована установка скульптур. Так и произошло. После завершения реставрации «аксакалы» снова доступны всем желающим.
Другая скульптура Акопа Халафяна — барон Мюнхгаузен на половине коня — по-прежнему стоит, где ей и полагается, — между морпортом и ЗАГСом. Хотя самому честному вруну на свете тоже не особо повезло. Задумка была красива: «полуконь» пьет воду из озерца, а вода выливается сзади. Таким образом автор композиции запечатлел одну из наиболее популярных историй о знаменитом бароне. Однако со временем воду здесь отключили, и творческая задумка как-то… потускнела, что ли.
Однажды в Сочи избили… жирафа! К счастью, не настоящего. Подвыпивший гражданин на глазах десятков прохожих отпинал скульптуру животного, сидевшего на лавочке возле одноименной фотостудии. Говорит, его сынишке жираф не понравился. Вот и решил вспыльчивый горожанин «исправить ситуацию». Пришлось объясняться в милиции.
Идеями полны
И все же, несмотря на все трудности, современные сочинские памятники — они же парковые скульптуры — продолжают восхищать и изумлять. А на Поклонной горе в Москве появилась собственная Скамья примирения, похожая на нашу, сочинскую, что в парке «Ривьера». Столичные архитекторы лишь дополнили ее некоторыми декоративными элементами. Зато теперь и у москвичей есть где мириться. А в Армавире отныне тоже есть памятник учительнице. Оценив сочинскую задумку, наши соседи не стали «заимствовать» идею, а попросили автора сделать такую же скульптуру. Но тот «клонировать» детище не стал, подарив армавирцам другой, не похожий на наш памятник. К слову сказать, заказы на различные скульптурные композиции все чаще поступают и из других городов Краснодарского края. Это позволяет сочинским художникам заполнить возникшую творческую передышку. В последнее время установить новый памятник на улицах курорта им почему-то предлагают значительно реже.
Максим БЕРЕЗИН