Конец января знаменуется в России отличным поводом: у студентов — праздник. Кто из студенческой поры уже вышел, наверняка в этот день вспомнит, как сам зажигал в годы ученичества. Память услужливо опустит напоминания об экзаменах и переэкзаменовках, оставив «в пользовании» самое приятное: так что, эмоции студентов, отмечающих свой профессиональный праздник, понятны каждому. А о чем думает «непраздничный» сочинский студент? Ведь рано или поздно наступит естественное «перемирие» с преподавателями — очередной курс окончит вуз, училище и т.п., и станет студент молодым специалистом. Думает о будущем? Радуется, что в Сочи все реже пишутся курсовые и дипломные работы «в стол»? Первые научные труды сочинских студентов (не всех, конечно, а тех, кто понимает необходимость прокладывать себе дорогу в будущее хотя бы в перерывах между праздниками) носят прикладной характер. Яркий пример: промежуточные результаты глобального исследования, проводимого СГУТиКД. Что изучала профессура и студенты? Основу сочинских основ — отдыхающих.
По большому счету, отпускник-курортник — главный работодатель в нашем городе, от милости, настроения и доброжелательного отношения которого во многом зависит и городское благосостояние, и финансовая успешность практически любой семьи. И тем удивительнее результаты этого научного труда. Итак, кто же едет в Сочи? На кого мы все работаем? На кого работать сегодняшнему студенту завтра?
Под руководством доктора экономических наук профессора Г. Романовой и кандидата экономических наук доцента Н. Матющенко в Сочи минувшим августом была опрошена тысяча отдыхающих. Для чистоты эксперимента опрашивали их на последней стадии отдыха: на вокзалах, в аэропортах и т.п. Собственно, такие опросы проводятся уже третий год. Причем, если раньше искали портрет «среднего отдыхающего» только в Анапе, Геленджике и Сочи, то уже в этом году к курортным городам, которые было решено принять в исследование, присоединились и Ейск, и Краснодар, и Туапсе, и Темрюк.
«Усредненный» сочинский отдыхающий таков. Лет ему — в трети случаев 20-29, еще в трети — 30-39. Причем, дамы едут в Сочи охотнее мужчин, и прекрасных созданий на сочинском пляже на 6 процентов больше, чем мужественных… Доход у 78 процентов из них — до 300 тысяч в год. Они приехали дней на десять и поселились в частной гостинице или сняли квартиру. И приехали отдыхающие независимо от пола, возраста и доходов с одной целью — отдохнуть. Более 72 процентов отъезжающих назвали именно пляжный отдых целью приезда в Сочи. Несмотря на активное продвижение Сочи как курорта, предлагающего серьезное санаторное лечение, с этой целью приезжают к нам пока всего 16 процентов отдыхающих. Главные места постоянного жительства наших отдыхающих — Москва и Московская область (30 процентов), Ростовская область и Краснодарский край (20 процентов). На достоверность таких данных может повлиять место проведения исследования: часть жителей края выбирается в Сочи на денек-другой на своих автомобилях.
Десятая часть отдыхающих приехала именно в Сочи потому, что в эти субтропики легко добраться — нет границы. Столько же — поддались на уговоры друзей, 12 процентов — были в Сочи раньше и решили повторить полученные приятные впечатления. Удивительно, но 33 процента опрошенных ехали в Сочи по причине шикарных природно-климатических факторов. Большую, однако, фору дает нам матушка-природа, особенно если учесть, как мы к ее богатствам относимся: более половины отдыхающих отметили, что на рекреационных объектах в окрестностях Сочи могло быть и почище, и поприличнее с торговлей. Впрочем, это — результаты от РОМИР. А сочинские отдыхающие в целом достопримечательностям поставили 4,7 балла из 5 возможных. Город вообще россиянам нравится, и они склонны ставить ему высокие оценки. Например, сочинский транспорт получил 3,5 балла, хотя отметили и пробки, и курение водителей, и «гибкий курс» на проезд. А торговля получила оценку 3,8. К ней — главные претензии: высокие цены и обилие выносных прибрежных развалов. Необходимо сделать выводы и из следующей, до обидного ожидаемо низкой, оценки: уровень оказания услуг курортники оценили в 3,8 балла. Хуже — только у Ейска. И это притом что за время исследований (они ведутся с 2006 года) число недовольных сочинским сервисом снизилось!
Исследования сочинских молодых ученых показали, что в прошлом купальном сезоне реклама Сочи который год подряд сработала вхолостую. Почему так произошло, сухая статистика не скажет, но реклама привлекла к сочинским берегам 2,7 процента отдыхающих. Для сравнения: реклама Геленджика принесла дружественному курорту 7 процентов от общего количества отпускников.
Пляжи, по мнению отдыхающих, лучше у Анапы, лечение — в Ейске, и даже средства размещения Анапы и Геленджика опередили сочинские по способности вызывать симпатию у отдыхающих.
Интересна и перспективна в прикладном плане и структура трат отдыхающих. Те из них, кто поселился не в пансионатах с питанием, огромную сумму средств тратят на еду. Но они чаще ходят в столовые эконом-класса. В рестораны регулярнее выбираются люди из санаториев. Пятую часть привезенных денег отдыхающие выделяют на питание, 8 процентов — на алкоголь. Сочинские экскурсии по какой-то причине уступают в привлекательности винно-водочным изделиям, и в бюджете отдыхающего на них приходится 6,3 процента. Но самое поразительное в том, что «потратили все» на курорте всего 25 процентов отдыхающих прошлого летнего сезона. Во всяком случае, они так указали в опросе.
А вот приятные результаты исследований, пришедшие из Анапы и Геленджика. Там при ответе на вопрос — «Куда вы поедете отдыхать в следующий раз?» — Сочи не просто вышел в фавориты среди курортов России, но и опередил такое популярное направление, как турецкие берега. Это уже, в свою очередь, внушает уверенность: отдыхающие в Сочи будут! Так что на кого работать — сочинские студенты уже знают.
Светлана ВОЛОШИНА