О жестком рабочем графике исполняющего обязанности главы города Джамбулата Хатуова в Сочи уже наслышаны. Говорят даже, что с приходом нового градоначальника некоторые чиновники перестали видеть сны. Ибо мозги даже ночью работают в режиме постоянного ожидания очередного поручения сверху. А неофициальная формулировка «не смог включиться в ритм работы» явилась причиной многих кадровых перемен во властных структурах. Но вот чего уж не ожидал ваш покорный слуга, что сам окажется… «жертвой режима» — сурового режима работы и.о. мэра. Джамбулат Хизирович местом интервью назначил салон служебного автомобиля. Время встречи — 5 утра. В этот день он направлялся в Лазаревское. Отключать свой мобильный телефон, как это принято в подобных случаях, я не стал, поскольку в такую рань явно не ожидал звонков от кого бы то ни было. Зато и.о. главы Сочи, поздоровавшись, продолжил свой разговор по телефону. Он давал какие-то поручения, связанные с городским хозяйством, предельно детализируя свой разговор с собеседником, воспроизводя из памяти какие-то крепления для ламп наружного освещения и кронштейны для качелей на детских площадках. Закончив разговор, Джамбулат Хизирович первым обратился ко мне с вопросом. «Какие из проблем в деятельности городской администрации вы могли бы назвать ключевыми?» — спросил он. Я сказал, что многие решения, которые принимаются, буксуют, поскольку плохо выстроена система контроля за исполнением решений на каждой ступени процесса. Особенно речь идет об уровне среднего исполнительского звена. Будь эта система эффективной, не приходилось бы сегодня вновь заниматься теми вопросами, которые можно было бы решить еще несколько лет назад. И.о. главы согласился и отметил, что уже предпринимает шаги в этом направлении. С вопросов эффективного администрирования и началось наше интервью.
— С момента вашего назначения на должность и.о. главы города аппарат городской администрации, районные власти заметно активизировали свою работу. Столь динамичный стиль управления явился своеобразным катализатором. Повысился градус активности не только чиновников, но и жителей города. Сходы граждан, приемы в «Родине», система отчета ответственных лиц. Даже с представителями СМИ вы общаетесь не в кабинете, а по дороге на очередное мероприятие…
— Я не устану повторять те принципы, которые считаю главными в своей работе. Работа в команде губернатора требует публичности, подотчетности и профессиональности. Задачи, стоящие перед руководством Сочи, механизмы их реализации должны обсуждаться принародно. Что касается подотчетности, то власть обязана по истечении определенного времени отчитываться перед населением о проделанной работе. В моем понимании оптимальный срок — это квартал, то есть раз в 3 месяца. Практика уже показывает, что за это время можно и вникнуть в суть проблемы, и найти пути ее решения, не откладывая в долгий ящик. Кроме того, подотчетность предусматривает более доскональное изучение всех городских проблем, поскольку твоими советниками и помощниками являются не только должностные лица, а сами жители города, которые становятся непосредственными свидетелями работы муниципалитета. В этом, убежден, и заложены базовые принципы местного самоуправления. Поэтому власть всегда должна быть с теми, кому она служит.
— Как вы оцениваете уходящий год с точки зрения экономических показателей Сочи?
— Уходящий год, особенно последняя декада, был достаточно сложным для всей страны в целом, исходя из объективных финансово-экономических реалий. Впрочем, я не склонен драматизировать ситуацию. Для Сочи год можно назвать успешным. И с точки зрения исполнения бюджета, и с точки зрения динамики развития отраслей нашей экономики. Безусловно, есть и резервы, которые необходимо использовать. Это предмет глубокого анализа и очень серьезного разговора, который нам предстоит в ближайшее время вместе с представителями санаторно-курортного бизнеса. Нам надо крайне ответственно отнестись к курортному сезону-2009 и встретить его во всеоружии, не повторяя тех ошибок, которые стоили нам десятков, если не сотен тысяч отдыхающих, от отношения которых к нашему городу зависит, в первую очередь, благосостояние сочинцев.
— Что вы имеете в виду?
— Первым делом необходимо выработать качественно новый подход к презентации Сочи как главного курорта страны. Нужна мощная, не побоюсь этого слова, грамотная и системная рекламная кампания нашего города. На эти цели выделялись средства, но эффективность таких кампаний, мягко говоря, мизерна. Мы закрепим за каждым российским регионом ответственных лиц, изготовим качественную рекламную видеопродукцию, выйдем на руководителей российских муниципалитетов, в поддержке которых мы нуждаемся. Мы будем бороться за тех курортников, которые могли бы, но не доехали до Сочи, в том числе и по тем причинам, в которых сами виноваты. Вот наша целевая аудитория. Россияне с высоким уровнем достатка, которые пользовались услугами наших фешенебельных санаториев, я считаю, в особых приглашениях не нуждаются. Они будут приезжать и впредь. Впрочем, следует понимать не только важность рекламы, но и саморекламы. Каждая освещенная улица, заасфальтированная придомовая территория, новая беседка, оборудованная спортплощадка, элементы благоустройства, чистые пляжи — все это работает на успешность и финансовую отдачу предстоящего курортного сезона.
— Кстати, а как долго еще будут проводиться работы по наружному освещению? А то возникают опасения, не показательная ли это акция?
— Смею вас уверить, что абсолютно нет. На сегодняшний день установлено уже около 3 000 светильников. И даже беглый анализ показывает, что потребности жителей не удовлетворены, требуется установить по меньшей мере еще такое же количество. Наша задача продолжать работы интенсивными темпами, чтобы в скором времени у нас не осталось ни одного неосвещенного микрорайона.
— Каким вы видите «околоолимпийское» развитие курорта?
— У МОК есть стандарты, характеризующие олимпийские столицы более чем по 150 показателям. Начиная от уровня безопасности и кончая доходностью каждой семьи. В дополнение к тем задачам, которые обозначены в индикативном плане социально-экономического развития Сочи, мы сосредоточим свое внимание и на улучшении вышеупомянутых показателей. Поскольку Сочи будет развиваться не только в соответствии с внутрироссийскими, но и международными требованиями, модернизации требует практически каждый сектор городского хозяйства. Прежде всего, предстоит решить транспортные проблемы. Обеспечить современный автобусный парк, оборудовать пандусы в достаточном количестве, специальные пешеходные переходы, комфортабельные автобусные остановки. У нас 245 крупных и средних предприятий санаторно-курортной отрасли. 56 000 койко-мест составляет номерной фонд мини-гостиниц. До 8 тысяч предпринимателей оказывают услуги размещения отдыхающих в частном секторе. Но речь не столько о количестве. В ближайшие 2-3 года должны претерпеть кардинальные изменения материально-техническая база и качество сервиса этих средств размещения. Те, кто работают по старинке, не смогут выжить в условиях жесточайшей конкуренции, которая будет усиливаться с каждым приближающим нас к Олимпиаде годом. И это надо четко понимать. Мы обязаны не только сохранять и облагораживать, но и развивать наши пляжные богатства. А для этого необходимо осваивать новые прибрежные территории, рачительно относиться к ныне существующим, выстраивать совместно с руководством ОАО «РЖД» стратегию по доступности и расширению пляжных территорий. Сегодня железнодорожные пути модернизируются, будет проложена дополнительная ветка, которая позволит сократить путь от Сочи до Лазаревского на скоростной электричке до 15 минут. Разумеется, подобные перспективы открывают для горожан возможности более легкого и комфортного доступа к пригородным пляжам. Поэтому мы отдаем себе отчет в серьезности этих вопросов, будем расширять пляжные зоны, прокладывать подземные переходы к пляжам под железнодорожными путями. Мы прорабатываем в настоящее время вопросы, связанные с восстановлением одного из символов Сочи — терренкуров, обязательно построим несколько бюветов, чтобы максимально использовать в лечебно-оздоровительных целях нашу уникальную природу, климат, минеральные источники. Необходимо восстановить тот экологический баланс, которым славился Сочи на протяжении многих десятилетий.
(В этот момент и.о. мэра оглянулся и наказал водителю свернуть по направлению в Кичмай. «Вы говорили о системе контроля в начале нашей беседы. Извините, но давайте прервемся. Мне надо кое-что проверить», — обратился ко мне градоначальник. Мы подъехали к детской площадке. На дворе в 6 утра было еще темно и, как следствие, безлюдно. Как выяснилось, поручение Д. Хатуова подчиненные выполнили, но остались кое-какие недочеты. И.о. мэра тут же набрал главу Лазаревского района и распорядился устранить изъяны в кратчайшие сроки. Затем мы подъехали к дому, где и.о. главы внимательно осматривал лампы наружного освещения. Сделав какие-то записи в своем блокноте, он попросил включить диктофон и продолжить запись.)
— Мы говорили о путях развития курортной отрасли. А вы посещали туристские маршруты? Видели, что там творится?
— Я не склонен лакировать действительность. Увы, нередко путь к нашим достопримечательностям тернист и проходит через стихийные мусорные свалки. С какой совестью мы будем рекламировать наш курорт, нашу уникальную природу, экскурсионные маршруты при таком положении вещей? С этим мириться ни в коем случае нельзя. Мы готовим ряд нормативных актов, которые будут регламентировать процессы содержания и эксплуатации экскурсионных маршрутов. Даны соответствующие поручения сельским администрациям, которые активно вовлечены в эту работу. Привлечем в обязательном порядке наших дизайнеров, художников для стилизации объектов показа, будем учитывать мнение научной общественности Сочи — одним словом, всех тех, кто искренне любит и болеет за свой город. Все это элементы системной программы, инициированной в том числе правительством РФ, которая будет называться «Сочи — радушный и гостеприимный город» и реализовываться параллельно со строительством олимпийских объектов. Мы, как столица будущих Олимпийских игр, должны нарабатывать необходимый опыт в проведении масштабных культурно-массовых, праздничных акций, спортивных соревнований, мероприятий экономического характера. Но мне бы очень хотелось, чтобы в центре всех этих событий были сочинцы.
— Реально действующих молодежных организаций в Сочи не так много. Тем не менее молодежь в последнее время заметно активизировалась. Вы намерены опираться на молодежь в своей работе?
— Безусловно. 2009 год объявлен Годом молодежи. Мы зачастую говорим о том, что молодежь — это наше будущее, но не надо забывать, что она и наше настоящее. Мы примем решение об увеличении числа молодежных клубов в городе. Есть большое количество инновационных проектов, которые подготовили студенты наших вузов и которые мы намерены претворять в жизнь. К примеру, «Молодая гвардия» Единой России», руководитель которой В. Тепляков не на словах, а на деле помогает молодежи в реализации творческого потенциала, предложила концепцию спортивных дворовых площадок. И мы будем помогать всячески в этом направлении. Мы обязательно учтем все рациональные предложения молодежи. К сожалению, молодежные проекты у нас зачастую финансировались по остаточному принципу. Но настоящее время требует качественно иных подходов в сотрудничестве с молодежными движениями.
— Где и с кем вы собираетесь встречать Новый год?
— На площади Искусств вместе с сочинцами. Это добрая традиция, которая укореняется в Сочи, и мы будем ее продолжать. Новый год — это семейный праздник, и мы его встретим большой сочинской семьей.
— Ваши пожелания жителям Сочи — читателям нашей газеты.
— Уважаемые сочинцы! Хочу пожелать вам, чтобы 2009 год реализовал все ваши планы, оправдал самые лучшие ожидания, желаю каждой сочинской семье крепкого здоровья, достатка, семейного благополучия, неиссякаемой жизненной энергии, бодрости духа и детских улыбок.
Леван БРОЛАДЗЕ