О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НА «ТАБУРЕТКЕ» ПО ВСТРЕЧНОЙ

   По дороге в Красную Поляну подростка сбил мопед, водитель с места происшествия скрылся. В Хостинском районе юный лихач выехал на красный свет светофора и после столкновения с иномаркой был отправлен в больницу. В селе Веселое водитель мопеда наехал на бордюр и получил двойной перелом челюсти. А в станице Новотитаровской Краснодарского края 70-летняя бабушка не справилась с управлением и скончалась на месте происшествия. Хроника происшествий с участием водителей мопедов напоминает сводки с фронта. И с каждым годом таких ДТП становится все больше. Есть ли конец этой необъявленной войне?

   Сотрудники Госавтоинспекции в большинстве своем сходятся во мнении, что в подобных авариях зачастую виноваты сами водители мопедов, которые игнорируют правила дорожного движения. Но это не столько от безответственности, сколько от незнания правил. Причина общеизвестна. Транспортное средство с двигателем объемом не более 50 кубических сантиметров — то есть, тот самый мопед, именуемый в народе скутером, — не нужно регистрировать, а управлять им можно без водительского удостоверения, фактически не зная правил дорожного движения. А следовательно, нет никакой нужды обучаться в автошколе, зубрить свод ПДД, проходить нелегкий экзамен и выстаивать очереди в ГАИ на получение прав. Все легко и просто. 30 тысяч рублей — такова средняя цена новенького скутера — и вот она, романтика: ветер в лицо, завистливые взгляды друзей и гудящие в спину автомобили.
   В современной России именно мопед — «не роскошь, а средство передвижения». Двухколесного друга дарят на Новый год, покупают на карманные деньги с летней выручки или просто берут у знакомых покататься. И мало кто задумывается, что не мешало бы прочитать книжицу с описанием дорожных знаков или хотя бы надеть шлем. И если еще неусидчивого подростка с его нежеланием делать «как надо» понять можно, то беспечность взрослых, позволяющих своим чадам такие «уличные гонки», воистину необъяснима.

   За ужастик не накажут?
   — Нет, ну я же никому не мешаю! — вспыльчиво отмахивался от милиционера подросток, которого остановили для проверки. — Что, я не имею права со своей девушкой покататься?
   Однако даже на простейшие вопросы стража порядка о правилах дорожного движения парень не смог дать вразумительного ответа. Вспомнил разве что про красный сигнал светофора. Но и только.
   Минувшей осенью правоохранительные органы курорта проводили операцию «Мопед». Причиной тому стало резкое увеличение количества ДТП. Только в этом году на курорте произошло 198 аварий с участием мототранспорта, в 93 случаях были пострадавшие. Погибло 7 человек, ранено — 103. Причем, в 107 случаях из 198 уже установлена вина водителей скутеров. Именно они стали причиной 58 аварий с пострадавшими, в которых погибло 6 человек и еще 66 получили различные травмы. Но это данные только по Сочи. В целом по России ситуация столь же плачевна.
   Сотрудники ГИБДД отмечают, что основная масса нарушителей — водители в возрасте до 30- 35 лет. Людей более старшего возраста, подобно погибшей старушке из Новотитаровской, за рулем мопеда у нас практически не увидишь. И именно эта молодость, похоже, становится одной из главных причин беззаботности на дороге: ничего страшного, мол, не случится, а если что — все равно не накажут. Действительно, в рамках проводившегося рейда стражи порядка проводили в первую очередь профилактическую работу — разъясняли водителям правила дорожного движения и проверяли наличие необходимых документов. А их при себе у человека, севшего на скутер, должно быть немало. В том числе личный паспорт, техпаспорт и паспорт на транспортное средство. Стоит ли говорить, что практически ни у кого документов при себе не было.
   Впрочем, это не мешало водителям мопедов «рассекать» на приличных скоростях по центру дороги с выездом на встречную полосу, лавировать в потоке автомобилей и даже выезжать на тротуары. И это вопреки тому, что мопеды имеют право передвигаться только по крайнему правому ряду проезжей части. При этом перевозить пассажиров им вообще запрещено. Однако сочинские «малолитражные» лихачи умудряются ездить и вдвоем, и втроем, и вообще по принципу «чем больше, тем веселее».
   Конечно, говорить о том, что наставлять неразумных водителей мопедов на путь истинный никто не берется, было бы не совсем правильно. В пунктах продаж «табуреток» — таково еще одно народное название двухколесного «железного друга» — нередко висят памятки покупателям, в которых сказано о необходимости изучения правил дорожного движения.
   — Я уже не первый год занимаюсь продажей скутеров и разными ужастиками про аварии с ними уже, что называется, «наелся», — говорит предприниматель Константин. — Поэтому к каждому мопеду в комплект документов прилагаю выписку из Правил дорожного движения. А заодно рекомендую приобрести сами правила в последней редакции. Но, откровенно говоря, мне кажется, это мартышкин труд. Пока не введут права на вождение мопеда, ситуация вряд ли изменится.

   Права на отсутствие прав
   — Конечно, страшновато покупать сыну этот драндулет, — признается Николай Вениаминович. — Но на машину денег нет, да и рано еще, а маршрутки в нашем направлении ходят плохо. Так что мы с супругой провели с сыном жесткую беседу. Если хоть что-то — все, мопед под замок и в автошколу. И права на перспективу получит, и ума наберется. Причем, сам обучение оплатит, из карманных денег.
   16-летний Андрей покорно кивает и с огоньком в глазах поглядывает на только что купленную «табуретку». Что-то подсказывает, что правила он даже не откроет…
   А между тем о необходимости «узаконить» мопеды говорят уже давно. И стражи порядка, и представители власти. Причем, не только на городском и краевом, но и на федеральном уровне. Правда, ощутимого результата пока нет. Еще летом Совет Федерации поддержал инициативу депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края о введении удостоверений на управление мопедами. По задумке, они должны быть единого образца и, подобно правам на машину, действовать на всей территории России. При этом законопроект предполагает выдавать подобные удостоверения лишь тем, кому уже исполнилось 16 лет.
   — Комитеты Совета Федерации рассмотрели законодательную инициативу краснодарских депутатов и считают, что она направлена на повышение уровня безопасности дорожного движения и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, — отметил тогда глава комитета по промышленной политике Валентин Завадников.
   Сенаторы оказались под впечатлением суровой статистики. Выяснилось, что риск травматизма среди водителей мопедов в 12-15 раз выше, чем у водителей автомобилей. А количество дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта по всей стране только за год возросло более чем в два раза. Впрочем, после той первой победы на «табуреточном фронте», о каких-либо существенных подвижках слышно не было. В последней редакции Правил дорожного движения обязанность получать права для управления мопедом все еще не предусмотрена. Правда, в ряде регионов были попытки утвердить свои, местные правила для такого вида транспорта. Однако из федерального центра попросили особенно не усердствовать и подождать изменений в ПДД. А пока суд да дело, сочинские милиционеры проводят спецоперации на дорогах и, что называется, бьют во все колокола, но неутешительные «сводки с фронта» продолжают поступать. И пока не ясно, кто из этой войны выйдет победителем.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT