Коррупция на сегодня, как безжалостная ржа, разъела, к сожалению, очень многие сферы нашей жизни. Это факт, с которым вряд ли кто поспорит. Взяточничество, мздоимство, продажность — эти термины мы упоминаем редко, но от того они не становятся менее опасными. Наоборот. Мы привыкли к тому, что в повседневной жизни без подношения конвертика с купюрами очень многие вопросы не решить, и воспринимаем это как обыденную реальность. Итог еще более страшен: коррупция стала привычным явлением. Как же бороться с этим злом? И, главное, как победить его? Об этом размышляет сегодня сочинец, депутат Государственной Думы РФ, член фракции ЛДПР Евгений ТЕПЛЯКОВ.
Коррупция — самый главный инструмент разрушения. Не только все империи рухнули из-за нее, но и многие государства. И сейчас у нас очень много нерешенных вопросов, тоже связанных именно с коррупцией. Во-первых, нужно подобрать простое и понятное русское слово. Мы используем слово «коррупция», наши дети его слышат и думают: а может, это что-то хорошее? Коррупция, брейк, консалтинг… Давайте скажем откровенно и по-русски: это продажность! И вести надо борьбу именно с продажностью.
Надо, чтобы это уже звучало как позор: «Твой папа — продажный человек!» А то: «Папу обвиняют в коррупции». Закамуфлированное слово прячет его истинный грязный смысл.
Пусть президент возглавляет национальный совет по борьбе с такой вот продажностью, но, кроме него, этим должен еще заниматься и человек независимый, очень популярный, ему должны быть даны чрезвычайные функции. Самое главное — прозрачность. Необходимо открыто показывать движение документов и указывать того человека, с которого пошла, например, задержка со сроками оформления бумаг, чтобы все видели и все знали. Это касается и врачей, и сотрудников милиции, словом, всех, с кем мы сталкиваемся в повседневной жизни и от чьих действий зависит решение тех или иных наших вопросов. Входите вы, например, в учреждение и видите табло, где все написано: например, Иванов направил запрос или просит решения вопроса такого-то числа. И пошло. У одного чиновника день лежало, у другого — неделя, а у третьего вообще три месяца. И всем видно с какого места, с какого человека в учреждении начинается коррупция.
Еще один элемент взяточничества — оборот наличных денег. От него надо максимально избавиться. Мы ввели ограничения на взятие денег: взял 600 тысяч — уже звонок в правоохранительные органы. Это соответствует опыту Швейцарии — там, кто берет 20 тысяч в банке наличными, про него сразу сообщают. И компетентные органы спрашивают такого вкладчика, мол, зачем тебе нал? У тебя есть электронные деньги, у тебя есть карта. Когда царит безналичный расчет, нельзя дать взятку. Как ее дать? Люди хотят живые деньги, чтобы на стол им положили конвертик, а они сидят и млеют — сегодня день прошел удачно. Наличные деньги нужно максимально исключить, особенно в Москве. Я понимаю, в райцентре у бабушки еще долго не будет электронной карточки. Но в крупных городах это возможно. Средний класс и высшие чиновники должны иметь только электронные деньги. Это будет еще один удар по коррупции.
Повышение зарплаты — это хорошо. Действительно, чиновник должен получать 50 тысяч, сто… Но чтобы его не подвигнули на взятку, он должен понимать: сегодня у тебя есть квартира, машина, хорошая зарплата, завтра будет высокая пенсия. И честь свою сохранишь. Но как только ты возьмешь взятку — все пойдет прахом: позор, тюрьма и т.д. Причем, наказание будет не только суровым, но и, главное, неотвратимым. Эти все меры известны давно уже. В Китае, например, должностных лиц, причем очень высокого ранга, за получение взятки приговаривают даже к высшей мере наказания.
Надо полностью освободить от любой ответственности человека, если у него вымогают, а он сообщает в правоохранительные органы. Пусть знает, что к нему никаких вопросов нет и не будет. Вот, у вас требуют 100 тысяч рублей, вы сообщаете — принимайте меры! Все, вас к ответственности никто не привлечет. Тогда все, с кого вымогают, будут сообщать об этом. Сейчас же люди боятся, их тоже могут привлечь. Вот если он совершил это преступление, тогда обоих в тюрьму: и взяточника, и взяткодателя. Все эти меры давно известны. Вопрос в том, что возглавить эту работу должен человек абсолютно честный, решительный, непримиримый и независимый. А если опять президент проведет совещание об ужесточении борьбы с коррупцией и скажет, дескать, давайте активнее бороться, то толку опять никакого не будет. Ведь как только участники совещания выйдут из Кремля, то некоторые сами будут тут же… заниматься коррупцией. Начать нужно, на мой взгляд, с политических партий — нужно их чистыми сделать. В парламенте и политических партиях не должно быть места мздоимству. Как это сделать? Финансировать политические партии. Сегодня им дают финансирование на уровне 10 % для нормальной деятельности. Где брать остальные 90 %?
Надо остановить движение денег, которые идут на подкуп и взятки. Ведь, наверное, по этой массе денег второй бюджет страны у нас в теневом обороте. Возьмите коррупцию в образовании. Уже мест в вузах в этом году больше, чем абитуриентов. Где коррупция? На приемных экзаменах! В Германии, например, уже давно принимают в вузы по документам — аттестату, победам на школьных олимпиадах и т.д. и т.п. При этом учитывается все, причем, даже ваше желание учиться в том или ином вузе. После этого вам также по почте сообщают: в соответствии с вашими документами вы приняты туда-то или туда-то. Причем, делается все это, подчеркиваю, заочно. Надо убирать поле коррупции. Мы боремся с мздоимцами, а поле, с которого взяточники собирают «урожай», оставляем.
Что же касается чиновников, то у них надо отобрать право давать разрешение. Должен везде и во всем действовать закон. Имею законное право — открываю пекарню, парикмахерскую, мастерскую, центр сервисного обслуживания, какое-то общественное движение… Я об этом проинформировал орган местного самоуправления. И все! Вот если у меня умирают больные, если я совершаю аварии, недоброкачественный товар продаю, вот тогда меня проверяйте, наказывайте, если виноват. Но только тогда, когда есть повод. Вот тогда и уйдет в небытие миллионная армия бюрократов, ждущих очередного «барашка в бумажке». Отомрет «поле», а с ним и взяточники.
Но, говоря о взяточничестве, цветущем в нашей стране махровым цветом, ни в коей мере нельзя замыкаться только на чиновниках. Нужно вычищать от этого зловредного сорняка все поле. Вспомните, сколько раз в жизни вам приходилось, стыдливо потупив глаза, совать в карман конвертик или просто купюру тому или иному человеку — сотруднику ГАИ, врачу, педагогу, заведующей детским садом, проверяющему из СЭС или работнику БТИ! Список этот можно продолжать бесконечно — каждый может это сделать по своему усмотрению и жизненному опыту. Но парадокс этой ситуации заключается еще в том, что сегодняшний мздоимец в силу тех или иных обстоятельств завтра оказывается взяткодателем или наоборот. Живем в продажном мире? Или сами его создали таким? И ведь самое страшное в том, что большинство (в том числе молодежь) привыкло к этому, воспринимая сентенцию «не подмажешь — не проедешь» как само собой разумеющееся.
Если найдется тот, кто скажет, что Сочи в этом плане — счастливое исключение, то ему тут же надо выдать в награду розовые очки в золотой оправе и присвоить звание «Великого слепого». И у нас взяточничество встречается на каждом шагу, а вот факт того, чтобы за это кого-то не то что посадили — хотя бы наказали, я что-то не припомню. Но ведь безнаказанность рождает вседозволенность, и цепная реакция зла не просто продолжается — она расширяется!
Пора не просто сказать «нет» продажности и мздоимству. Пора этого добиться!
Евгений ТЕПЛЯКОВ, депутат Государственной Думы, член фракции ЛДПР