О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НЕ НРАВИТСЯ — ВЫЛАЗЬТЕ!

   «Наши люди на такси в булочную не ездят» — это не про сочинцев. Речь, правда, не о дорогущих «малокалиберных» таксомоторах, а об их более демократичных по ценовой категории собратьях — маршрутках. Уж с их-то помощью мы и в булочную, и на работу, и даже на свадьбу… Да и вообще, около любого понравившегося куста остановить их можем. Хотя и платим порою за такой комфорт потрепанными нервами и оскорбленным самолюбием.

   Сколько конкретно колесит маршруток по сочинским трассам, вряд ли кто-то сегодня скажет наверняка. Даже вышедшие на линию легально умудряются порою делать «левые» рейсы. Впрочем, не о том сегодня речь. Им, водителям юрких «Газелей» и «Фордов», чисто по-человечески можно было бы простить многое. Но как проникнуться пониманием к тем, кто зачастую смотрит на тебя как на ходячий кошелек и того и гляди может обсчитать или обматерить ни за что ни про что. Таковы они, конечно, далеко не все. Но паршивая овца, как говорится, все стадо портит. И не проходит недели, чтобы копилка журналистских наблюдений не пополнилась новыми историями с лихими «маршруточными» страстями.
   ***
   У Татьяны Алексеевны отношение к водителям маршруток двоякое. С одной стороны, с их помощью она легко и относительно недорого уже не раз решала личные вопросы. К примеру, когда потребовалось женить сына, ей стоило лишь спуститься от дома к остановке и договориться за 500 рублей в час на машину для гостей. Всего через несколько минут к дому подкатил 18-местный микроавтобус.
   — Поговорите с любым водителем — вряд ли кто-то откажется от такого заработка, — простодушно улыбается водитель маршрутки Александр. — В любом случае лучше поехать машиной сопровождения на свадьбе, чем толкаться по пробкам.
   Александр — водитель со стажем. Вежливый, опрятный, лаконичный. Таких ради торжественного мероприятия, уверена Татьяна Алексеевна, снять с маршрута не стыдно. Но, по ее же наблюдениям, столь положительных во всех смыслах водителей маршруток не так уж и много.
   — Летом ужас что творилось! — Татьяна Алексеевна в свойственной ей манере общения прикладывает указательные пальцы к вискам и покачивает головой. — Ездить по городу приходилось часто. Так ощущение было такое, будто каталась на передвижной табачной фабрике. Я уж молчу о том, что курить в присутствии других людей, которые неоднократно просят не делать этого, неприлично. Есть ведь и закон о запрете курения на рабочем месте. Для каждого маршрутчика его машина — и есть рабочее место. А у них на все один ответ: «Моя машина! Как хочу, так и еду. Не нравится — вылазьте…».
   В череде воспоминаний новоиспеченной свекрови всплывают и лихие виражи водителей маршруток, и «голое волосатое пузо» в летнюю жару, и «забывчивость» на сдачу с купюры у водителей. Но особенно запомнилась Татьяне Алексеевне ситуация, когда водитель одной из маршруток по пути из Дагомыса, подъезжая к Новой Заре, меркантильно поинтересовался у пассажиров, как ему ехать — по Виноградной или по Донской. Мнения разделились, и водитель, заняв позицию тех, кого в салоне оказалось больше, свернул на Донскую. Хотя маршрут его пролегал через Виноградную и почти половине пассажиров принципиально нужно было попасть именно на эту улицу.
   — Так вот и получается — заплатишь деньги, а до последнего момента не уверен, довезут ли тебя до нужного места, — сокрушается Татьяна Алексеевна.
   ***
   Михаил Олегович живет в Лоо, а работает на Донской. На работу, с работы — исключительно на собственном авто. Но иномарки — они ж такие: ездят исправно, а случись чего, могут встать на «прикол» надолго, пока нужная деталь с завода не придет. Так Михаил Олегович и оказался на передовой фронта борьбы за общественный транспорт. Напрасно по старой памяти простояв на остановке в ожидании маршрутки полтора часа, подался на автовокзал. И с ходу — к водителям, коих столпилось на конечной остановке с десяток. Так, мол, и так, ребяты, куда же машины все подевались? «Ребяты» попались не робкого десятка, за словом в карман не полезли. Откостерили несостоявшегося пассажира на чем свет стоит. Из потока брани Михаил Олегович только и понял, что стоять в пробке водителям не с руки, потому и едут в родной ему Дагомыс маршрутки зачастую через Виноградную. С точки зрения обывателя, пробки там не меньше, но маршрутчикам та дорога кажется короче. И готов был бы добросовестный рабочий, невольно пересевший из-за баранки на пассажирское сиденье, понять ситуацию в разгар лета, когда маршрутки и без того шли переполненными. При таком раскладе, загрузившись под завязку на конечной остановке, можно хоть как ехать из пункта А в пункт Б. Но в межсезонье, когда салон подчас полупустой и надо собирать пассажиров по пути, такая смена маршрута так и осталась для Михаила Олеговича экономически необоснованной.
   — Это их беда, конечно, если они план не сделают, — качает головой пассажир. — Но откуда такая озлобленность? Я им вопрос — они мне вместо ответа ругань. И так очень часто бывает. Едешь куда-нибудь в малоизвестный район, начинаешь интересоваться, как быстрее проехать, где лучше выйти, а нарываешься на хамство.
   Легко догадаться, в какую ситуацию ежедневно попадают не знающие город отдыхающие. «Я вам чего, справочная что ли?» — прорычал сквозь зубы водитель адлерской маршрутки гостье из Оренбургской области. Та завелась. Получился скандал. В итоге, хлопнув дверью, женщина вышла на ближайшей остановке. В рассказе на вопрос «Как отдыхалось в Сочи?» у нее теперь наверняка будет на одну пикантную деталь больше.
   ***
   Вечерело. Лязгающая на крутых поворотах маршрутка лихо рассекала в потоке машин. Из динамиков шансонье без слуха и голоса хрипел что-то про побег из-за «колючки». Водитель в такт барабанил пальцами по рулю. Откуда-то сзади раздалось нестройно-раздраженное «Остано-о-овку!» — «Где?» — бодро гоготнул водитель, выжимая газ. «Вообще-то проехали уже», — ответил чей-то мужской голос. «А слабо было вовремя сказать?» — недовольно проворчал лихач за рулем. «А слабо музыку прикрутить? Тебе бабушка раз двадцать уже крикнула», — парировал тот же голос. «А вот не х… бабке вообще в машину садиться!» — ухмыльнулся водила.
   Маршрутка, взвизгнув тормозами, резко вильнула со второй полосы к обочине, подрезав легковушку и распугав немногочисленных прохожих. «Слышь, шеф, ты извинился бы перед бабушкой!» — широкоплечий мужчина в салоне сжал кулаки. Маршрутчик по виду был раза в три хилее оппонента. Но в «своей» машине явно чувствовал себя хозяином положения. «Кому не нравится — выматывайтесь отсюда!» — парировал он, с вызовом глядя через зеркало заднего вида на пассажира. В нарастающем напряжении скромная бабушка тихонько прошмыгнула к выходу. Ей, старому и больному человеку, спорить с молодыми и наглыми — себе дороже, последние нервы истратишь. Едва за ней захлопнулась дверь, маршрутка, взревев, рванула с места. Старушка, не устояв на ногах, повалилась на тротуар, и к ней тотчас же заторопились сердобольные прохожие. Однако потрепанная на сочинских дорогах «Газель» далеко не уехала. Водитель той самой подрезанной легковушки решил наказать обидчика и, совершив схожий маневр, заставил лихача остановиться. Приглушив, наконец, музыку и смачно выругавшись, водитель маршрутки отправился на «разборки», а пассажиры — к поднимавшейся с асфальта старушке.
   — Вот тебе и съездила на кладбище, — вздыхала та. — Саму туда чуть не отправили. Я-то на автобусах езжу, по ветеранскому. А тут на последний автобус и не успела…
   Старческому терпению и всепрощению можно только позавидовать. Она долго уговаривала заступавшегося за нее мужчину не «чистить репу этому уроду». Молодой, мол, еще — одумается, остепенится…
   ***
   Сочинские автолюбители практически единогласно выделяют три потенциально опасных категории водителей, с кем очень не хотелось бы пересечься на дороге. Это владельцы мотоциклов и мопедов, зачастую шастающие по дорогам без малейшего представления о нюансах правил дорожного движения, представители правопорядка, выезжающие с «крякалками» через сплошную линию на встречную полосу как-то «вдруг», заставляя уворачиваться нерасторопных водителей, и пресловутые маршрутчики, сознательно нарушающие правила кто во что горазд в погоне за «длинным» рублем.
   С первой категорией вроде как обещали со временем разобраться на федеральном уровне с помощью внесения изменений в правила дорожного движения. Со вторыми — сложнее. Спорить с милицией немногие рискнут. Даже несмотря на то, что имеют полное право не пропускать машину с «крякалкой». Ведь основанием для отступления от правил могут служить лишь сирена вкупе с проблесковым маячком. А вот третья категория в рамках Сочи, похоже, и вовсе непобедима. Здесь, как на войне: армия водителей маршруток столь широка и монополистична, что нахрапом ее не одолеть. В Краснодаре, к примеру, маршрутки — лишь дополнение к общественному транспорту. Обслуживают они в основном отдаленные районы. В самом же городе их немного. А потому водители в большинстве своем опрятны, ответственны и стремятся к вежливости. Вне остановки могут притормозить лишь в том случае, если не нарушают этим правила дорожного движения. Хотя выдавать билеты, откровенно говоря, тоже «забывают». А в Коломне водителя автобуса и вовсе не выпустят на линию, если он не побрит, а воротничок его рубашки не накрахмален. В салоне — даже не кондукторы, а стюарды. В стильной униформе. Опрятны, вежливы. Не только оплату примут, но и подскажут, как удобнее и быстрее доехать до места назначения. Почему с автобусами сравниваем? Потому что маршрутку там днем с огнем не сыщешь.
   В Сочи же маршрутные такси до сих пор остаются чуть ли не основным видом транспорта. И это удивительно, если учесть, сколь вместительны, комфортабельны и быстры автобусы обновленного автопарка. Видимо, их еще слишком мало, потому и не выдерживают они конкуренции. И все чаще их водители начинают «болеть» маршруточными болезнями — нарушением правил движения, «забывчивостью» на билеты и элементарным хамством. Оттого, видать, что оказываются за рулем новеньких автобусов подчас вчерашние водители лязгающих на поворотах маршруток. Впрочем, это уже другая грань одной большой сочинской беды — отсутствия высокого уровня сервиса, без которого невозможен ни один курортный город.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT