Чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Эту набившую оскомину истину в последнее время приходится слышать все чаще. В основном, в качестве настоятельной рекомендации ряду городских чиновников. Напоминание, конечно, не лишнее, хотя результаты в виде нагромождений мусора по обочинам дорог и около контейнерных площадок не особо впечатляют. Вот и приходится по осени спешно чистить, драить и облагораживать, чтобы не стыдно было за курорт перед приезжим людом и перед самими собой.
В ситуации, когда позитивными результатами похвастать сложно, обычно начинаются поиски ответственного. Или безответственного — называйте как угодно. В былые годы большинство указательных пальцев сходилось на руководстве МУП САХ. Дескать, работают вяло, без энтузиазма. Вот и грязно в городе. И никакие объяснения САХа, что финансирование ничтожно мало, что подвижной состав дышит на ладан и что контейнеров не хватает, не действовали. Однако когда администрация Сочи начала массовую закупку необходимой техники и почти вдвое увеличила бюджетные расходы на санитарную очистку города, вскрылись и другие, подчас системные проблемы, накапливавшиеся годами.
Поиску их решения было посвящено расширенное совещание с участием главы города. На планерку пригласили руководителей обоих САХов — центрального и лазаревского, глав администраций районов, представителей дорожных служб, правоохранительных органов, общественности. Понять, кто виноват, было бы неплохо, хотя в сложившейся ситуации куда важнее решить, что делать.
Первым ответ перед главой курорта держал директор МУП САХ Алексей Тимохин. Выяснилось, что из трех тысяч контейнерных площадок города лишь треть находится в ведении муниципального предприятия. Остальные — в зоне ответственности юридических лиц самых разных форм собственности. Но даже на той тысяче с «хвостиком» площадок более половины вывозимого мусора никем не оплачивается. Договоры на обслуживание с САХом заключены лишь в объеме 40 %. «Дожать» в кратчайшие сроки несознательную часть потребителей — а это, как правило, коммерческие фирмы и индивидуальные застройщики — Владимир Афанасенков поручил абонентскому отделу САХа в тандеме с соответствующими службами правопорядка. А заодно распорядился провести проверку лазаревского САХа, чтобы выяснить, почему при миллионных оборотах предприятие остается убыточным. Впрочем, заверил глава, закупка спецтехники будет продолжаться. Этого требуют безжалостные цифры статистики: к примеру, из 28 мусоровозов лазаревского САХа лишь 18 на ходу, а из 5 транспортных мусоровозов, курсирующих между перегрузочной станцией и свалкой в Лоо, лишь 2 исправны.
Ситуация со свалками, к слову, тоже не радужная. Перспективы многообещающи: комплексная трехлетняя программа, предусматривающая строительство сортировочной и перерабатывающих станций, а в обозримом будущем и нового полигона ТБО. Но, к сожалению, грандиозные планы не поспевают за реалиями. Свалки уже сейчас начинают гореть. И если сроки закрытия адлерской уже определены, то свалка в Лоо в ближайшее время грозит стать головной болью руководства города и района, потому что именно ей на какое-то время предстоит стать единственным хранилищем мусора, свозимого сюда со всего Большого Сочи. В связи с этим, отметил Владимир Афанасенков, необходимо уже сейчас обеспечить максимальную безопасность этого полигона.
Среди «горячих» мер была названа и работа по пресечению несанкционированного вывоза мусора. Это касается как стихийных свалок, так и складирования мусора вокруг ныне существующих контейнерных площадок. С последними ситуация попроще. О необходимости следить за чистотой на них и поблизости в очередной раз напомнили организациям, за которыми эти контейнерные площадки закреплены. Более того, в ближайшее время решится и проблема дефицита евроконтейнеров, порядка 450 уже, что называется, на подходе. А вот чтобы отвадить горожан вываливать мусор куда ни попадя, главам районов строго указали на необходимость активизировать профилактическую работу. Еще летом по распоряжению мэра за всеми сотрудниками районных администраций были закреплены участки. И каждый чиновник на вверенной ему территории обязан встречаться с предпринимателями, представителями ТОСов и вести разъяснительную работу. Проще говоря, не отсиживаться в кабинетах, а почаще «ходить в народ». На деле же общественность своих «шефов» и «кураторов» до сих пор в глаза не видела. Одним из немногих, кто без указки главы Сочи признал низкий КПД такой работы, стал глава администрации Хостинского района Игорь Селезнев. Он заверил, что уже в ближайшее время местные жители и сотрудники администрации все же познакомятся. И это позволит четко понимать, с кого в случае чего спрашивать за «беспризорный» мусор.
Впрочем, у каждого района города есть свой «скелет в шкафу». К примеру, не вполне удачным был признан опыт Адлерского района по изменению мест дислокации контейнерных площадок и частичному переводу работы спецавтохозяйства на подомовое обслуживание. Люди все равно выносят мусор на привычное место, создавая множество пусть и небольших, но стихийных свалок. Есть нарекания и к Центральному району. Уж здесь-то, в средоточии культурно-массовых объектов и прогулочных зон, равно как и на хотя бы центральных улицах в обязательном порядке должно устанавливаться как можно больше урн. Однако на деле так получается не всегда. Маленький, но яркий пример: не так давно умудрились убрать урну даже сзади администрации города, рядом с известным банком. На фоне этого лишь в Лазаревском районе ситуация видится более-менее благополучной. Хотя и она, конечно, далека от идеала.
В ходе общей дискуссии были найдены и ответственные за уборку территории в жилых районах, где время от времени можно увидеть засохшие кустарники, нагромождения веток деревьев и даже бытовой мусор. Это прерогатива управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Однако те не торопятся ни заниматься санитарной очисткой, ни заключать договоры с САХом. Руководитель спецавтохозяйства назвал лишь две добросовестные управляющие компании. Остальные самоустранились от решения проблемы.
Для выявления же недобросовестных руководителей предприятий и горожан необходима единая база данных по Сочи. Чтобы иметь информацию и о реальном количестве людей, и о фактически работающих предприятиях. А это позволит прогнозировать объемы вывозимого мусора и корректировать перспективные планы по санитарной уборке курорта. Однако сегодня у каждой организации собственная база данных, к которой другие поставщики услуг доступа не имеют. Необходимость объединения информации потянуло за собой ниточкой и другую, весьма давнюю проблему, о необходимости решения которой говорят уже давно. Объединенная информационная база позволяет создать и единый расчетный центр. А это значит, что, быть может, уже в следующем году сочинцы будут оплачивать коммунальные услуги по одной квитанции. Видимо, правильно говорят: все новое — это хорошо забытое старое.
И все же итоги расширенного совещания оставили двоякие ощущения. С одной стороны, вселяет оптимизм уже то, с какой жесткостью глава города общался с руководителями отраслевых предприятий, управлений и главами районов. Мэра, что называется, довели. Пришлось стукнуть кулаком по столу. Как правило, это срабатывает. С другой стороны, обратила на себя внимание невольная оговорка одного из чиновников, который, сетуя на нехватку собственных ресурсов, заявил, что в текущем году неоднократно «приходилось привлекать к работе потусторонние организации». В зале нервно засмеялись. Засмеялись, потому что оговорка забавная. А нервно, наверное, из-за того, что где-то внутри все равно закрадываются опасения, что решить «грязную» проблему курорта удастся только с помощью потусторонних сил…
Максим БЕРЕЗИН