«Пять звезд. Интервидение» — новый формат конкурса молодых исполнителей, традиционно проводившегося в Сочи в конце августа. «Потренировавшись» на «своих», фестиваль вышел на международную арену. Творческие команды из Украины, Белоруссии, Эстонии и Латвии пытались принять участие и в предыдущих конкурсах, но их мягко заворачивали: мол, статус фестиваля — всероссийский. Отныне не только у Первого канала российского телевидения, но и у главных национальных телеканалов стран-участниц вечерний прайм-тайм последней недели августа занят «Интервидением». И скачок «Звезд» на новую орбиту ознаменовался рывком качественным.
Идея «Интервидения» не нова. В советское время «Интервидение» было такой же солидной телеакцией, как и «Евровидение» (которого советские зрители в массе своей не видели и не слышали по понятным причинам). Двенадцать лет кряду «Интервидение» объединяло девять соцстран и комитеты по телевидению шести советских республик и особо в памяти не осталось. Но вот любопытно: брэнд «Интервидение», четверть века пролежавший в пыли, даже людьми, родившимися после перестройки, воспринимается на удивление легко, и даже им шикарно-потертая идея концерта «15 республик — 15 сестер» совсем уж дикой не кажется. Подсознание?..
За пару недель до начала конкурса прошел массированный слух о возможной отмене фестиваля. К счастью, музыка оказалась почти вне политики. Дуэт «Опасные связи», представляющий Украину, вообще состоял из россиянина и украинки, и пели они на фоне государственных флагов задорную песенку про непростые отношения в любви, и все это было отнюдь не грубо. А вообще-то идея была собрать все пятнадцать бывших братских республик под одной крышей «Фестивального». Первыми, за два месяца, отказались Литва и Эстония. Формально — по причине неготовности и активной подготовки к танцевальной части «Евровидения». Потом «не успел» к конкурсу Узбекистан. Ну и до последнего на конкурсе ждали грузинскую певицу Саломэ Коркоташвили. Она была готова, но…
Само по себе наличие представителей 11 государств (а ведь так и хочется сказать: республик) на смотре качество не гарантирует. И все же, да простят меня победители прошлых «Пяти звезд», кое-кто из них в «Интервидении», возможно, не добрался бы даже до сцены в «Фестивальном»: уровень и высокое качество «материала» отмечали все члены жюри. А вот однородности и однообразия не было: в первый же вечер конкурса, когда по правилам участники представляли авторскую песню на русском или национальном языке своей страны, Таджикистан и Туркменистан сделали ставку на свой национальный колорит, а не на унифицированный «поп». В результате прилипчивый хип-хоп пошел вперемежку с народными танцами, национальными костюмами и практически не запоминающимися на российский слух среднеазиатскими мелодиями. Российский «Kvatro» — несколько «эстрадно-оперный» коллектив из двух теноров, баса и баритона — победил по результатам зрительского смс-голосования первого дня и с верхних строчек не спускался. До последнего.
Второй день конкурса отдали советским шлягерам. Вывод дня: русский язык помнят. На второй день стало окончательно ясно, что вместо чисто зрительского голосования и спецприза от жюри будет гран-при — смс-итог, а все остальные премии — три третьих, две вторых и первую — распределит жюри. В него вошли представители от всех стран-участниц, а председательствовал (что интриги изначально не несло) И. Кобзон.
Третий конкурсный день шел под знаменем «Мирового хита». Собственно, опыт «российских» «Пяти звезд» из года в год показывал один и тот же неутешительный результат: на конкурсном концерте в подавляющем числе случаев от сострадания к оригиналу хотелось рыдать. На этот раз и звезды признанные — Л. Долина, Л. Агутин и др., и конкурсанты исполнили самые известные, любимые и узнаваемые песни. И исполнили их достойно.
Борис Коваль из Молдавии исполнил незабвенный хит Фредди Меркьюри «Great рretender». Латышка Amber выбрала образ Эдит Пиаф, Тахмина Ниязова из Таджикистана стала «Мэрайей Кери», а киргизка Гулзинат Суранчиева — «Мадонной». Украинские «Опасные связи» исполнили «My Number One» из репертуара Елены Папаризу, а Алмас из Казахстана изображал Элтона Джона (песня «Sorry, seems to be the hardest world»).
Ударным оказался гала-концерт «Пяти звезд». Такого созвездия, пожалуй, не ожидал никто. От Аллегровой до «Города 312», от Варум до Орбакайте, от Киркорова с песней «Про галку» до Леонтьева в костюме из перьев. Словом, были все.
Приз Сочи, введенный в приз-лист фестиваля последним, получила Гулзинат Суранчиева. «Наши» из «Kvatro» взяли первую премию: таков итог профессионального судейства. Все матово светящиеся «пятизвездья» нашли своих героев и разъехались по разным странам. Теперь к титулам их обладателей будут на концертах неизменно добавлять: лауреат международного конкурса «Пять звезд. Интервидение-2008».
Но ведь главными ценителями на конкурсе были все-таки не профессионалы, и судьбу решали те, кому с этими песнями предстоит шагать по жизни, то есть зрители, вооруженные телефонами. Ничуть не ставя под сомнение компетентность счетоводов, можно предположить, что ведущим гала-концерта — Я. Чуриковой, И. Урганту, А. Цекало не просто было произнести такое: один(!!!) балл отделил россиян от представительницы Туркменистана. Победила Тахмина Ниязова.
И вот первый вопрос на заключительной пресс-конференции: «Где же будут проводиться «Пять звезд» в следующем году?» Вопрос актуальный прежде всего потому, что правила перекраивались по ходу конкурса неоднократно и ранее заявленное, что следующее «Интервидение» пройдет в городе страны-победителя, могло претерпеть изменения.
Директор дирекции музыкальных программ Первого канала Ю. Аксюта скрывать не стал: «Я вам отвечу на этот вопрос, потому что знаю на него ответ. В ближайшее время соберется оргкомитет, который окончательно решит вопрос о месте проведения. Скоро — потому что уже пора готовиться к следующему фестивалю», — туманно ответил он, и расположение «Звезд» яснее от этого не стало, зато стало очевидно удивление организаторов от того, что эти сочинские «Пять звезд. Интервидение» прошли без сучков, задоринок и под одобрение критиков.
«Видел я тот Душанбе», — с однозначной интонацией произнес Иосиф Давыдович. И, несмотря на наличие за столом пресс-конференции члена жюри от Таджикистана, а в импровизированном зале для пресс-конференции — журналистов оттуда же, продолжил: «Там уровень не покажем». И посоветовал не копировать «Евровидение», настойчиво порекомендовав собраться и в следующем году в Сочи, сорвав тем самым бурные, продолжительные (все-таки советская терминология местами на удивление точна) аплодисменты журналистов.
Светлана ВОЛОШИНА