Вся наша жизнь среди прочего состоит из череды покупок и продаж. Мы приобретаем новый телевизор или, к примеру, отдаем по дешевке старый надоевший шкаф, ходим в супермаркет за продуктами или продаем земельный участок. Впрочем, в курортном Сочи торговля обретает зачастую причудливые формы. Сами продавцы называют ее способом заработать на жизнь. А специалисты контролирующих и санитарных служб — стихийной и во многих случаях несанкционированной.
Чтобы получить право заниматься реализацией какого-либо товара, необходимо соответствующим образом оформить разрешительные документы, встать на налоговый учет, узаконить торговую точку, а зачастую и обзавестись медицинской книжкой. Лишь тогда продавец будет гарантирован от проблем с законом, а люди по другую сторону прилавка — покупатели, то есть, не станут рисковать деньгами и здоровьем. Но, как показывает практика, людям зачастую не с руки заниматься подобными «мелочами», а потому одни продолжают продавать, другие — покупать.
— Только за первую неделю августа составлено порядка 310 материалов по административным правонарушениям в соответствии с 608-м краевым законом, демонтировано 327 несанкционированных объектов мелкорозничной торговли, — рассказал руководитель управления потребительского рынка и услуг администрации Сочи Андрей Никончук. — Но это лишь малая часть той работы, которую мы проводим ежедневно. Мы сейчас находимся в состоянии постоянного мониторинга ситуации. И от методики всевозможных плановых и внеплановых рейдов постепенно отказываемся в пользу постоянного всеобъемлющего контроля ситуации.
ПОЧТИ КАК НАСТОЯЩЕЕ
Темноглазый улыбчивый Арсен всем своим видом вызывает у прохожих доверие. Деньки летом жаркие, а потому товар южного парня — арбузы и дыни — расходится на «ура». У Арсена и арбузы исключительно «астраханские», и дыни — сплошь «только что с грядки». Небольшой автофургон уже наполовину пуст. «Витрина» — рядом, на сырой земле-матушке. Двухсторонний «ценник», как тариф лихого таксиста, поворачивается нужной стороной к покупателям в зависимости от спроса. На одной стороне картонки цифра поменьше, на другой побольше — для тех случаев, когда спрос растет. По словам Арсена, лучше всего сладкие ягоды покупают отдыхающие по пути на пляж и местный люд, возвращающийся с работы домой. Торговля идет бойко, продавец сыплет шутками, как из рога изобилия, довольные покупатели дегустируют образец и выбирают экземпляры поувесистее.
— Да какие документы, друг! — улыбается Арсен. — Тому заплати, этому заплати. А доход мне какой останется? Ты же видишь — все берут, никто не жалуется.
Справедливости ради стоит заметить, арбузы у паренька и впрямь медовые. А щедрость беспредельна. Угостил охотно, разрекламировал красноречиво. Правда, спустя минут пятнадцать признался, что о происхождении сладкого товара почти ничего не знает. Гоняет фургон не то под Анапу, не то под Краснодар. Там затаривается по дешевке и ночным рейсом торопится обратно в Сочи. То, что его товар разложен на грязной земле, парня ничуть не смущает. Арбузы, мол, и растут на земле, так чего тут страшного? А если проверка какая?
— Ну а что проверка? — разводит руками Арсен. — Если и поймают за руку, заплачу штраф. Доход все равно выше. А вообще в эпоху мобильной связи всех этих комиссий можно не бояться. Как только проверяющие появляются в округе, через пять минут все мы об этом уже знаем.
По соседству с арбузами расположилась неказистая деревянная конструкция «а-ля вигвам». На прилавке — ходовой сочинский товар под названием «домашнее вино». Распорядительница полусухих и полусладких напитков — дама неразговорчивая, но свое дело знает. Такой-то сорт — пожалуйста! Другой сорт — не вопрос! Рука лихо летает от одного деревянного бочонка к другому, открывая невидимый постороннему взгляду краник. Покупатели пригубляют из пластиковых стаканчиков красноватую жидкость и, чтобы не показаться невежественными, одобряюще цокают языком с видом истинных гурманов. Правда, цепкий глаз стороннего наблюдателя, как бы невзначай зашедшего сзади прилавка, тотчас отмечает, что с обратной стороны бочонки полые, а в них лежат серебристые герметичные пакеты, из которых и идет вино на разлив. Час спустя смутная догадка подтверждается. На обшарпанной машине, знававшей, видать, еще времена НЭПа, столь же молчаливый мужчина подвозит еще несколько десятков таких пакетов. Выгружает, стараясь не привлекать к себе внимания. Но все тот же сторонний наблюдатель замечает на полу автомобиля однотипные картонные упаковки, из которых и были, судя по всему, извлечены пакеты с вином.
— Только за последнюю неделю сотрудниками правоохранительных органов было изъято около двух тысяч литров виноматериалов так называемой домашней выработки, — подчеркивает Андрей Никончук. — И это только по одному Адлерскому району! Виноматериалов — потому, что никто не может достоверно сказать, на самом ли деле там вино. Или, быть может, нечто, ничего общего с вином не имеющее. А остальную продукцию, хранившуюся неизвестно где и непонятно как, в рамках города можно, пожалуй, исчислять тоннами.
И действительно, чуть поодаль от бочонков с сомнительного происхождения вином во многих случаях непременно обнаруживается лоток, где проходящим мимо людям предлагают попробовать какое-либо лакомство. К примеру, сладость, название которой, отдыхающий, отведавший вина, уже выговорить не может. Чурчхелу берут не так часто, а потому лежит она целый день, ничем не прикрытая, и поглощает пыль проезжающих мимо машин. Здесь же персики, сливы и всевозможные ягоды «в ассортименте».
Подобную картину можно наблюдать где угодно. На подступах к пляжам, в районах частного сектора, где полно отдыхающих-«дикарей», и даже кое-где на центральных улицах. В подавляющем большинстве случаев у таких торговцев нет никаких документов. Проверок, эти люди, конечно, побаиваются. Примерно треть из них — люди наемные и при малейшем подозрении на инспекцию хватаются за мобильник, чтобы позвонить «шефу». Впрочем, и уходить с облюбованных мест никто из них не собирается.
ПЛЯЖНЫЙ ДЕСАНТ
Эта разновидность торговли в разгар курортного сезона оживляется не на шутку. И никакими проверками пляжных торговцев не запугаешь. Едва завидев проверяющих, они ассимилируются с отдыхающими или растворяются на близлежащих территориях. И попробуй поймай!
Семья Белоножкиных из дружественной Белоруссии в Сочи приезжает ежегодно. Заселяются в номерах «от бабушки» рублей по триста в сутки. Пляж неподалеку. Здесь же — товар с доставкой к морю. Тут тебе и уже знакомая чурчхела, и пирожки с начинкой на любой вкус, и мороженое. За ребенка не так страшно — ему покупают мороженое в герметичной упаковке. Глядя, чем перекусывают на скорую руку родители, впору хвататься за голову. Неопрятного вида продавец, отирая вспотевшие руки о засаленный фартук, отсчитывает сдачу, затем этими же руками передает главе семейства пирожки. Можно еще понять, почему самому торговцу такие антисанитарные условия «по барабану». Почему это не беспокоит покупателей, осознать крайне непросто.
— Да я как-то… как-то… не задумывался, — чешет затылок незадачливый папаша.
Его супруга, вдруг просветлившись пониманием ситуации, откладывает надкушенный пирожок в сторону.
— Действительно, людям, приехавшим в Сочи на отдых, зачастую не приходит в голову, что никто не знает, откуда взялись эти пирожки, что там в начинке и где их приготовили, — отмечает Андрей Никончук. — У людей ментальность другая. Они не выбирают ресторан по принципу законности его размещения. Они смотрят зачастую по ценовой политике. Так же, как и еду, что подносят им на пляже, они покупают, будучи уверенными, что это одна из составляющих сервиса. Вот она проблема! Ее-то и нужно решать.
Впрочем, все ли готовы решать, вопрос открытый. Удивительное дело, но милицейский наряд, регулярно патрулирующий упомянутый пляж и прилегающие территории, равнодушно проходит мимо лоточников. Законопослушные предприниматели вполголоса говорят: это потому, что любой нелегал знает «цену неприкосновенности», а потому чувствует себя вполне вольготно. Настолько вольготно, что едва появляется новичок, его тут же плотным кольцом окружают старожилы и устраивают чуть ли не линчевание. Нередко это происходит на глазах десятков отдыхающих.
— Ничего не стесняются, — качает головой Мария Никифоровна, приехавшая на курорт из Сибири. — Вчера тут такую расправу устроили! А девочка молоденькая всего-то с газетами да кроссвордами ходила. Никому конкуренткой не была. Так потом эту девочку милиционер и увел. А пирожочников даже не тронул.
Владелец небольшого магазинчика Николай Викторович с досадой машет рукой. Он никак не может взять в толк, как на небольшом пятачке бок о бок умудряются соседствовать законопослушные бизнесмены и вольнонаемные торговцы, непонятно на кого работающие.
— Я плачу за аренду, за электричество, за воду, за вывоз мусора, за уборку территории. Слежу за порядком, озеленяю газон, — эмоционально возмущается предприниматель. — А рядом паразитируют лоточники, выставляющие тот же самый товар, что и у меня. Это не торговцы, это спекулянты! Они не платят ни за что, и поэтому спокойно могут сбивать цену. А я ее сделать ниже не могу. Вот и получается, что я трачусь, а они подсчитывают барыши!
— Власти всех уровней должны поддерживать малый и средний бизнес, это жесткое требование президента России, — отмечает Андрей Никончук. — И мы сегодня сталкиваемся с тем, что несанкционированная торговля просто душит законопослушных предпринимателей. Малый бизнес задыхается. Из-за подобных случаев демпинга цен, которые свойственны нелегалам, честный бизнесмен не может развивать свой бизнес. Поэтому противодействие несанкционированной торговле направлено не только на то, чтобы наказать и призвать к порядку, но и чтобы помочь избавиться малому и среднему бизнесу от таких вот «наростов».
А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ
«Трубой» в народе прозвали стихийный рынок на улице Конституции СССР. Из года в год здесь каждодневно собираются десятки бабушек-старушек, чтобы продать незамысловатый товар — старые книжки, допотопные, хоть и не ношеные платья, уходящие из оборота кассеты, всевозможные кастрюльки, сковородки и прочие мелкие предметы быта. Сказать, что здесь торгуют бессовестные нелегалы, язык не поворачивается. Ведь практически любой сочинец знает: на «Трубу» приходят в основном те, кто едва может свести концы с концами, чья мизерная пенсия с трудом позволяет покрыть расходы даже на коммунальные услуги. Выстаивают на ногах часами. Зарабатывают гроши. И для них не помеха ни непогода, ни всяческие проверки. Потому что и взять-то с этих людей нечего. Рассказывают, что во время какого-то рейда крупный чиновник долго распекал подчиненных за такую стихийную торговлю. Но потом, когда те вознамерились выписывать штрафы, повелел людей не трогать.
Неизвестно, правда это или легенда, передающаяся из уст в уста, только рынок на набережной реки Сочи продолжает существовать. Бывали времена, когда людей пытались отсюда прогнать. Но гнать-то, как позже выяснилось, вообще-то некуда. Нет пока для бабушек в городе того места, где они могли бы продать ненужные для себя вещи, не оплачивая аренду за место. Потому что она, эта арендная плата, для многих здесь превысила бы скудный доход. Более того, известны случаи, когда местные жители приносят сюда свои вещи и отдают старикам бесплатно. Вы, говорят, продадите да хоть какую-то копейку выгадаете, а мы бы все равно выкинули…
Таких «труб» в Сочи немало. Просто это место — самое показательное. И справедливости ради стоит сказать, что и здесь встречаются классические примеры незаконной торговли. В зависимости от сезона прямо на пешеходном мосту через реку и рядом с ним появляются подснежники, грибы, хурма. Откуда все это привезено и на каком основании продается, никто из торговцев внятно ответить не может. А порою среди кастрюлек и книжек появляются редкие монеты и даже медали и ордена. А это уже сфера правоохранительных органов.
— В каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально и комплексно задействовать различные службы, — поясняет Андрей Никончук. — Ведь зачастую речь идет не просто о законности торговли. Но и об элементарном порядке на прилегающих территориях. У наших людей до сих пор нет понимания того простого факта, что за собой не мешало бы еще и подмести. Заканчивается день, торговцы расходятся, а на земле остается мусор. Так что наряду с законопослушностью нужны еще и перемены в сознании людей.
Главный закон рынка — в широком значении этого слова — гласит, что спрос рождает предложение. И это, к сожалению, правда. К сожалению, потому, что любой из нас, приобретая товар у лоточника, фактически поощряет беззаконие. Сезонность такой торговли свидетельствует о том, что основными покупателями становятся отдыхающие. Их, гостей курорта, в принципе и не должен волновать вопрос законности торговой точки. Это наша проблема, внутригородская. И решать ее нам, сочинцам. И для этого в первую очередь действительно необходим перелом в сознании. Готовы ли мы к этому?
Стихийная торговля на сочинских улицах — достаточно злободневный вопрос. И, возможно, в чем-то нам поможет опыт других курортов края, уже решивших такую проблему. Поэтому к этой теме мы еще вернемся.
Максим БЕРЕЗИН