Есть в Сочи места, которые не первое десятилетие с неприятной стабильностью год от года удивляют отдыхающих и горожан. «А почему за забором?», «А почему разрушено?», «А почему заброшено?» — эти вопросы задает каждый приезжающий. А мы подчас не знаем, что и ответить.
В 1901 году сочинское имение Василия Хлудова по причине убыточности было приобретено Министерством земледелия и государственных имуществ, а затем мелкими участками пущено в продажу. В приморской части имения был устроен общественный парк — ныне парк «Ривьера». Сохранилось здание дачи Хлудова, которое в середине прошлого века было признано памятником архитектуры и градостроительства. Памятник ветшал так, что к девяностым годам было уже трудно рассмотреть за общей запущенностью его архитектурную ценность (на снимке внизу). И вот в 1998 году его (и, подозреваю, главное — кусок земли вокруг) приобрел один известный в России бизнесмен. Официальный же владелец этого богатства — ЗАО «Кавказская Ривьера». То бишь в этом году у памятника архитектуры — своеобразный юбилей: уж десять лет вроде как не бесхозный.
И вот полтора месяца назад на территории этой частной собственности начались кое-какие работы: как обозначил заместитель директора ЗАО — «расчистка». Собственником не скрывается, что памятник архитектуры достался акционерному обществу в качестве «обременения». Впервые за 10 лет вокруг него проводится генеральная уборка. И причина таких изменений не во внезапно проснувшейся рачительности или, тем более, желании показать градостроительную жемчужину сочинцам и курортникам. Находящийся в частной собственности памятник огорожен забором и охраняется от посторонних глаз суровым охранником. Даже снимки на его территории запрещены. Но не так давно прошла большая ревизия по линии государственного надзора за состоянием подобных памятников. Результат ревизии — уже упоминавшееся оживление на территории и даже уверения владельцев в том, что здесь якобы проводятся изыскательские работы, разрабатываются планы реконструкции.
Новейшая история неподалеку расположенного другого памятника градостроительства — здания гостиницы «Ривьеры» (на снимке вверху) повторяет историю дачи Хлудова практически дословно: тот же собственник, те же 10 лет «хозяйственной деятельности» с таким же результатом, та же комиссия. А ведь эта «Ривьера» — место для Сочи особое. И латиницей на века в позапрошлом столетии выведенная на фасаде надпись «Riviera» придавала бы старой гостинице особый шик, коль не была б она в состоянии столь плачевном, как сегодня.
Но есть в нашем городе и другие знаковые развалины. Особенно впечатляет бывшая водолечебница № 9, что на Мацесте (на снимке справа). Ее скелет с ошметками былого практического величия можно оценить с виадука — прямо с федеральной трассы. Можно подойти и ближе — забором эта территория не обнесена, но большого желания пройтись по ней она не будит. В 1979 году, после ввода в эксплуатацию, это была крупнейшая сероводородная лечебница в стране, оснащенная новейшей медицинской техникой: шесть тысяч различных процедур в день, три смены! Проектировал уникальный бальнеологический комплекс целый коллектив авторов проектного института Минздрава РСФСР, его архитектурно-пространственное решение давало возможность открыть перспективу парка, вписать корпус в склоны гор, показать его во всей красе с того же виадука… По плану санатории Сочи направляли на мацестинские ванны до 90 процентов своих отдыхающих, а иначе с «не выполняющими план» разбирались «в Москве», так что расцвет корпуса был предопределен. Но в 1989 году на Новую Мацесту обрушился сильный смерч, разрушивший 2 этажа корпуса. Стихийное бедствие повторилось в 90-м, а потом и в 91-м году! От этих ударов здание так и не оправилось — экономически времена тогда были в стране очень тяжелые, резкий спад экономики не позволял России поддерживать санаторно-курортный комплекс в должной мере.
На сегодняшний день разрушенный «девятый корпус» — символ слабеющего бальнеологического фактора для курортников и сезонности Сочи. И ситуация с ним, как и много лет назад, ждет решения «Москвы»: судьба его в руках собственника — ФНПР.
Удивляет и состояние ротонды на берегу неподалеку от Мацесты, удивляет застывшая стройка на берегу у «Ривьеры», удивляет неспешность застройки разрушенной гостиницы напротив вокзала… Но если подобному удивлению есть место уже не один год и для руководства города секретом это быть не может, наверное, стоит в таком случае не удивляться, а искать возможность «поработать с собственниками»?
Софья ИВАНОВА