Речь о некоторых стройках, которые тихой сапой появляются на городских улицах. Вырастают, как уродливый гриб чага на стройном березовом стволе. Есть такое явление в нашем городе. Факт! — как говорил один шолоховский герой. И это невозможно скрыть никаким забором.
Когда-то была добрая традиция: забивали в голую землю деревянный кол и к нему приколачивали табличку: «Здесь будет город…» Что осталось от той традиции?
Несколько месяцев назад в верхней части улицы Тоннельной между жилыми многоэтажками № 12 и 16 обнесли забором огромный участок. Справедливости ради, скажем, территория эта была в течение нескольких лет основательно подзаброшена, но рощица и зеленые лужайки приятно радовали глаз. Сюда так и просится хороший городской сквер с детскими площадками, да и старикам было бы где коротать время.
Но попробуйте угадать, что там делается сегодня за забором? Напрасно мы искали паспорт стройки или какое-нибудь указание на ее хозяина. По всему периметру почти в полкилометра ни одной надписи, кроме хулиганских, а ворота изнутри заперты на замок. Жители близлежащих домов тоже ломают головы: что-то будет? Пенсионерка Анна Юрьевна из многоэтажки напротив убеждена: построят «два небоскреба», землю получили москвичи. «Ничего подобного! — возражает ей сосед из другого подъезда, назвавшийся Костей, — здесь построят игровой комплекс с казино во главе!».
Но это хоть какая-то информация! А вот на улице Конституции СССР аналогичная стройка. Но здесь — никаких бабушек и местных жителей, «достоверно знающих», что здесь строится. Участок, огороженный забором без опознавательных знаков, примыкает к школе № 8 и зданию Пенсионного фонда. То, что на нем затевается, ничуть не похоже на строительство волейбольной площадки для гимназистов или хранилища для пенсионных дел. Роют глубокий котлован.
Встретившиеся здесь два серьезных спортивного вида мужчины попытались учинить нам чуть ли не допрос: кто, зачем и почему? Однако на ответные вопросы выдали лишь красноречивое молчание.
А почему бы ни проводить общественную экспертизу подобных проектов, как делают это во многих других случаях, когда уважают желания и волю сочинцев? Например, куда более значимый — снос старого и строительство нового культурного центра «Фестивальный» — в конце концов, после широкого обсуждения, получил поддержку общественности. Или развлекательный комплекс «Мандарин» в Адлере. Застройщики не пожалели усилий и времени на то, чтобы толково объяснить жителям цель строительства и конкретную выгоду от него городу. Никто не спорит против такого строительства.
Но кто-то предпочитает окутать завесой таинственности свой замысел. Почему? Мы все же решили попытаться хотя бы узнать, что там будет, за двухметровыми заборами в самом центре города? Увы. Архитектор Центрального района Ю. Куриченко объяснил нам, что юридическими лицами они не занимаются и данные о застройщиках, скорее всего, можно найти в архиве муниципального института генплана. Дело это, как вы понимаете, непростое, но мы не теряем надежды и в следующих номерах планируем все же сообщить сочинцам о том, что же там растет за забором?
Абсолютно понятно, как велик соблазн построить что-то в олимпийском городе. Это практически беспроигрышный вариант. Рыночная стоимость квадратного метра в новостройке превышает сегодня 10 тысяч долларов. Прибыль исчисляется миллионами. Но ясно и другое: у города, его жителей должна быть защита от незаконного и необузданного строительства.
С самозастроем на курорте борются, слов нет. В 2007 году в административном и судебном порядке в общей сложности снесено 310 временных объектов — это металлические гаражи, торговые киоски, павильоны и 45 капитальных объектов. Еще десятки дел находятся в настоящее время на исполнении в службе судебных приставов. Но очень важно, чтобы и разрешения на строительство выдавались только после обсуждения проекта общественностью, самой заинтересованной стороной — жителями города. Такие вопросы не должны решаться кулуарно. Не было обсуждения проекта жителями — значит самозастрой, несмотря на наличие разрешительных бумаг.
Общественная экспертиза, гласность — лучшее средство навести порядок в застройке города. Прежде всего, потому, что заслон для нарушителей это ставит практически непреодолимый, а еще потому, что и ответственность возникает общая — и у власти, и у горожан.
Виктор ГОЛУБЕВ