Его профессия действительно редка, а по нынешним временам не очень-то и на виду и уж совсем далека от лидеров гонки за престижем. Виктор Симоненко пишет иконы…
Виктор Симоненко расписывал храмы во многих городах России. Им создан иконостас в московской церкви Дмитрия Солунского. В сочинском храме Михаила Архангела художником в соавторстве с женой Татьяной расписаны купол и барабан храма, работы мастера и его учеников находятся и в храме Святой Троицы в Адлере. Кстати, эта работа удостоена архиерейской грамоты епископа Майкопского и Армавирского Филарета. В женском монастыре в поселке Лесном для настоятельницы матушки Анастасии им написана центральная икона Владимирской Божией Матери. В дар новому храму в поселке Лазаревском передана икона Серафима Саровского.
Выставки Виктора Симоненко известны далеко за пределами Сочи. Его работы выставлялись в Москве в храме Христа Спасителя, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, его произведения занимают достойное место и в частных коллекциях за рубежом. А еще Виктором Дмитриевичем воссоздана старинная технология создания и росписи футляра для яиц, известная в XVII веке. Это штрихи из его творческой биографии. Но главная заслуга художника, пожалуй, в другом. Он создал собственную школу иконописи. В Сочи уже 14 лет существует и успешно работает студия, которую ведет художник-конструктор, по-нынешнему — дизайнер, Виктор Симоненко, выпускник Ленинградского высшего художественного промышленного училища им. В. Мухиной, сейчас это — академия.
Началось-то все почти случайно, с желания чем-то помочь открывающемуся храму Святой Троицы. Начинание благословил отец Алексей, и в школу к Виктору Симоненко, который сам к тому времени уже в совершенстве овладел техникой иконописи, пришли люди, далекие от искусства, но с искренним желанием приобщиться к новому знанию. Задачу мастер перед собой поставил сложную — научить своих учеников технологии иконописи и собственноручному изготовлению красок на минеральной основе, помочь ощутить особое, трепетное состояние в процессе написания иконы.
— 14 лет назад пришел этот человек к нам в культурный центр «Урожай». Было это как раз на Троицу, — говорит заведующая библиотекой клубного комплекса «Урожай» Людмила Перепелицина. — Рассказал о своей работе, посетовал на то, что нет места, где можно было бы заниматься с желающими осваивать тонкое искусство иконописи. Мы помогли ему открыть студию на базе нашей библиотеки и не пожалели. На первую выставку работ студийцев приехал к нам из Адлера отец Алексей. И с его благословения работа эта обрела смысл и стабильность. Сейчас в студии занимаются 20 человек.
Что же притягивает в студию самых разных людей? Здесь нет художников-профессионалов или священнослужителей, здесь люди — самых обычных профессий: домохозяйки, шоферы, военнослужащие, работники общепита… Все они успешно постигают секреты не только живописи в общем ее понимании, но и специфические тонкости иконописи, где на первый план, порой, выходит не мастерство владения кистью, а духовное постижение образа.
— Впрочем, за эти годы они уже стали настоящими профессионалами, — говорит о своих учениках Виктор Дмитриевич. — Профессия иконописца понятна лишь тем, кто смотрит на мир не так, как принято сейчас, и потому в ней нет места привычным для многих светских художников понятиям. Иконописцы — люди особенные!
А вот что говорят сами эти «особенные» люди. Зураб Силагадзе, физик-электронщик: «Работа — для жизни, а студия — для души. Здесь полностью отдаешь себя воле Бога». Максим Малышев, кабельщик-спайщик компании ЮТК: «Счастье — не купишь! Но есть место, где его можно найти. Это — наша студия!» Наталья Воронина, военнослужащая: «Если пишешь икону, надо вести правильную жизнь. Это нелегко порой, но иначе нельзя, не получится. Всю жизнь мечтала заниматься живописью, и вот Виктор Дмитриевич сподобил. Спасибо ему!»
Сейчас многие очень популярные некогда профессии вымирают. А вот иконопись, кажется, возрождается.
— Эта профессия вечна, как и сама вера: она будет всегда. Многие ищут поддержки в православии, и поэтому, несмотря на трудности, открываются новые и новые приходы, реставрируются церкви и монастыри, и число прихожан продолжает расти. Не случайно и то, что сейчас среди иконописцев немало достаточно молодых людей, а будет — еще больше, — убежден Виктор Симоненко. «Меня самого с детства какой-то силой тянуло к иконе, что это за сила — не знаю», — признается он.
Но можно предположить, что за сила зарождалась и двигала тем, кто провел свои первые годы жизни в Дудинке и первые наиболее яркие впечатления получил от жуткой графики колючей проволоки, которая опутывала ссыльные лагеря того времени, да от бараков с решетками на окнах. Папа — враг народа, ставший им в 16 лет только за то, что оказался на оккупированной немцами территории. Сначала за это «прегрешение» он прошел сибирский лесоповал, где и встретил свою половину, а потом вместе оказались на севере. Какая сила могла двигать душой начинающего постигать мир человека в этих условиях? Сила зла? Вполне вероятно. Но была и другая — сила добра и душевного смятения в поисках справедливости и веры. Она и утвердилась в будущем художнике.
Соприкосновение с иконой для человека, тем более художника, никогда не проходит бесследно. Когда-то в Санкт-Петербурге, впервые увидев в церкви иконы, Виктор Дмитриевич был потрясен их особой, несветской красотой. Так все и началось…
Сегодня Виктору Дмитриевичу не приходится краснеть за своих учеников — их работы были представлены на выставке иконописи и составляли большую ее часть. Всего в Художественном музее было выставлено 245 самых разнообразных икон. В их числе списки с очень известных, таких как, например, «Спас Нерукотворный».
Что же касается самого художника, он полон творческих планов. Предстоит расписывать дагомысский храм, да и в главном сочинском — Михаила Архангела — немало реставрационной работы, опять же — студия, любимое детище… А совсем недавно митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор от имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия вручил Виктору Дмитриевичу Симоненко орден Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени.
«Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» — написано на грамоте, прилагаемой к нему. Все это так соответствует жизненному и творческому кредо художника Виктора Симоненко.
Виктор СТЕПАНОВ