Итак, с «Кинотавром» все ясно. Точнее, ясно решение его жюри, 15 июня раздавшего свои призы. Лучшим фильмом признан «Шультес» дебютанта Бакура Бакурадзе. Жестковатая драма с криминальным уклоном. Что само по себе типично для программных лент. Даже организаторы фестиваля признали — картина, которую обрисовывают ленты основного конкурса, довольно мрачная. Хотя и не настолько черная, как прошлогодняя, тон в которой задавал «Груз 200».
В этот раз в конкурс пробралась даже романтическая комедия «Плюс один» (реж. О. Бычкова, порадовавшего пару лет назад «Питером FM») и — о чудо — «иностранец-кукловод», получивший приз за лучшую мужскую роль! Джетро Скиннер — главный «мужчина» по версии «Кинотавра» — в своей речи победителя, которую ему пришлось произносить со сцены Зимнего, был абсолютно немногословен: «Спасибо» — выдал он, кажется, весь свой русскоязычный запас. Впрочем, на традиционном футбольном турнире «Кинотавр» — Сочи он и без этого минимума обходился: вышел на поле, играл, раздавал в перерывах автографы. Хоть и не самое известное имя, а все ж… Вот обладательница приза за лучшую женскую роль К. Раппопорт — та из психологического триллера. Впрочем, на церемонию закрытия Ксения не доехала. И вообще, получение призов «третьими лицами» а не собственно заслужившими, — неприятная тенденция. Не пришел на церемонию «Лучший дебютант» И. Волошин, хотя, казалось бы, знал за чем идет: в прошлом году он стал лауреатом «Короткого метра». И приз «За режиссуру» вместо А. Прошкина вышла получать «Настена» из «Живи и помни» — актриса Д. Мороз
И фильм-победитель — не исключение в довольно угрюмой череде конкурса. Главный герой с фамилией — названием фильма живет в большом городе и ниче-го не забывает. Может быть, потому что, минуя криминальную составляющую драмы, жизнь Шультеса очень уж похожа на среднероссийский сценарий о «просто человеке», фильм действительно понимаемый. И все же «Шультес» — очередной образец «авторского кино». То есть того кинопродукта, который кассу если и сделает, то только при массированной рекламной бомбардировке. К этому разряду можно отнести многие фильмы конкурсной программы нынешнего «Кинотавра». Но главный приз фестиваля — а это 625 тысяч рублей — один. Впрочем, по сравнению с нынешними киноценами — деньги, совершенно не окупающие затраты на пленку. На сцене Зимнего театра эта сумма была переведена по старинке в доллары, и оказалось, что 25 тысяч — это «лучше, чем ничего».
Пожалуй, единственным выбился из строя «авторских» лент фильм «Новая земля» (реж. А. Мельник). Для А. Мельника — это режиссерский дебют. «Мне казалось важным побороться за человеческое в человеке», — признался он. Коммерчески успешно побороться, оказывается, можно, создав сносную антиутопию с канонически блок-бастерными сюжетами. В кадре — море трупов, бочка крови, каннибализм, идеальный главный герой и каста подлецов, а в завершении главный герой улетает на отремонтированном в условиях окончания полярного дня самолете из колонии для пожизненно заключенных к светлому будущему. Нет только поцелуев в промышленном пейзаже, но Ингеборга Дапкунайте этот недостаток восполняет одним своим наличием в кадре. Глядя на ее роль второго плана, жюри окончательно пришло к выводу, что ему не хватает простора. П. Чухрай на церемонии закрытия пожаловался: «Было очень трудно не присудить премию за роль второго плана. И ему пообещали, что на юбилейном, двадцатом «Кинотавре» будет введена и такая номинация, и сообщили, что к подготовке «Кинотавра» следующего года уже приступили.
Но середина июня — время собирать кадры. По признанию председателя попечительского совета фестиваля А. Роднянского, только в этом году он понял, что «Кинотавр» стал по-настоящему важным для кинематографистов, и это было ясно уже на стадии конкурсного отбора. На 15 мест в конкурсе претендовали, по словам организаторов, 130 лент, то есть конкуренция растет, и это позволило рассматривать только премьерные ленты и фильмы с яркой художественной, а не коммерческой амбицией.
И все же, по поводу художественной ценности, организаторы, пожалуй, пока горячатся. Некоторые фильмы все же производили впечатление снятых «мобильником» по сценарию, нацарапанному на последней странице школьной тетради. Но были, безусловно, и выдающиеся работы. К примеру, Л. Федосеевой-Шукшиной на пару с И. Любшиным вручать приз И. Демину (опять-таки «Новая земля») было абсолютно не зазорно: снято качественно. И не только потому, что в нем снялись К. Лавроненко, М. Башаров, С. Жигунов, Т. Листер.
А вот вложенные средства в картину — не такой уж серьезный фактор, как показал «Кинотавр» и признала его программный директор С. Алиева.
Она же сформулировала и главные проблемы современного российского кино. Первая из них — опять же деньги. Точнее — их количество. Денег в этом бизнесе все больше. Но, считает С. Алиева, «сегодня в кино время скорее активных, чем талантливых», то есть тех, кто умеет убедить «денежный карман» профинансировать фильм и рассматривает сочинский конкурс как доказательство «незряшности» вложений. Отсюда вторая проблема — обиды тех, кто на «Кинотавр» не попал. Организаторам кажется, что обижаются только творческие личности, которым хотелось бы награду или хотя бы участие в «Кинотавре» предъявить как некоторый знак качества фильма перед прокатом и тем самым повлиять на сборы. И некоторая холодность сочинцев к киносмотру организаторами не рассматривается как симптом. По-прежнему присутствует уверенность в том, что двух концертов и двух звездных дорожек сочинцам и гостям курорта «хватит»: благо и на Глюкозе, и на Розенбауме, и на торжественных проходках людей было достаточно много. «Не допущенный» любитель кино между «звездной дорожкой» в 6 часов вечера и фильмом в 10 часов предоставлен был только сам себе — ни малейшей попытки заинтересовать «Кинотавром» или хотя бы просто развлечь собравшихся на площади не было. Что оставалось? Обсуждать наряды звезд? Или задаваться вопросом: «Зачем приехала Рудковская?»
Ну и третья — по мнению программного директора — проблема: отсутствие качественного мейнстрима, достойного конкурса. Вот как. Национальный киносмотр, превратившийся в мероприятие довольно келейное (в масштабах киноиндустрии, конечно), на этот раз чуть было не стал чисто арт-хаусным. От общения с отборщиками фильмов создавалось впечатление (верность которого они подтверждали прямым текстом), что только усилие воли заставило их включить в программу фильмы, которые снимались не под эстетствующих кинокритиков, а для широкой аудитории. Что из этого вышло — решало жюри. Сочинцы по-прежнему остались перед экраном на колоннах Зимнего театра, и увидим ли мы эти ленты в дальнейшем — неизвестно: прокатная судьба конкурсных картин «Солнцами» не освещается.
Светлана ВОЛОШИНА