Пусть оптимисты скажут, что «Кинотавр» — чудное событие, затрагивающее в Сочи каждого, за которое каждый сочинец должен быть благодарен отцу-основателю и нынешним владельцам, и год из года знаменующее начало пляжного сезона на курорте. Пусть они верят, что «Кинотавр» — тот самый двигатель (пусть и не основной) торговли сочинским брэндом на туристическом рынке. Но все-таки не удивляет, что российский «глянец», за исключением изданий, проводящих на «Кинотавре» свои промо-акции, столь дружно отправил «Кинотавр» в «игнор». Хотя очень хочется верить, что со стороны это выглядит именно так.
Можно было бы попытаться изобразить нынешний XIX кинофестиваль «Кинотавр» событием не только в мире кинематографа той или иной степени значимости, но и кинопраздником Сочи. Попытаться призвать всех сочинцев считать «Кинотавр» большим торжеством, которое позволяет каждому жителю нашего города ощутить «сопричастность», окунуться в атмосферу полубогемного киноведения — хорошее кино посмотреть, себя среди звезд на набережной показать. Хотелось бы. Но сочинцы имеют к фестивалю такое же отношение, как и жители Владивостока. То есть никакого. Хотя, да, во Владивостоке на это время не перекрывают движение по и без того перегруженным улицам. По большому счету, подобное положение дел — нормально для кинофестивалей категории А. У кинофестивалей, о которых говорят в программах новостей перед сообщениями о погоде, как правило, открытости и дружелюбия к месту проведения чуть больше.
изменилась, и, нельзя не признать, качественно. Для этого в программке-напоминальнике соучастникам фестиваля четко написали: на церемонии — в вечернем! И ни один ретроград-оригинал не посмел прийти в джинсах (весьма распространенная форма нарушения дресс-кода в предыдущие 18 лет). Хотя, нет: член жюри И. Люпнин — гений-оператор пришел-таки в джинсах.
Мероприятия фестиваля, о которых можно было бы сказать «знаковые события», — явление сугубо кулуарное. И, извините, большинство из них здорово напоминает не в меру разбавленные осознанием пафосности происходящего корпоративные занятия тим-билдингом с выездом не в глубокое Подмосковье, а на близкое (полтора часа лету чартером) сочинское побережье. Кино на площади — вот и все, что организаторы дали Сочи. Показывают фильмы в «открытом кинотеатре» перед «Зимним» неплохие, правда, не новинки, но с хорошей прокатной историей. Концерты устраивают тоже милые: в этом году нас радует Глюкоза, и она все-таки более подходит по формату к мероприятию, чем прошлогодний «АукцЫон». Церемония открытия как-то безукоризненно «по Фрейду» обозначила место фестиваля на кинопланете. Если церемонии Канн-Оскаров открывают лица безусловно «да все их знают!», то наш (их) фестиваль камертонила актриса Олеся Железняк, больше известная широкому зрителю как «Галя из «Моей прекрасной няни». Вроде как объясняя «выбор лица» церемонии открытия, она «пошутила»: «Мне объяснили, что я — собирательный образ молодой актрисы средней узнаваемости».
Практика международных конкурсов, считающих хорошим тоном открываться конкурсными лентами, подхвачена ныне и сочинским. Впервые в этом году фильм открытия будет участвовать также в основном конкурсе. Открылся «Кинотавр» картиной «Живи и помни» Александра Прошкина. В фильме снялись Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна Михалкова и Сергей Маковецкий. Сильный состав, но, прямо скажем, не самый легкий для открытия выбор. По форме «Живи и помни» — тяжеловатая драма о войне, на фоне снега. Фабула: главный герой убегает из госпиталя, дезертиром возвращается домой, но понимает и любит его одна жена Настена, что ходит к нему по морозу босиком на дальнее зимовье. «Ты, главное, роди», — учит муж жизни беременную жену, в которую односельчане только и того, что камнями не кидают. В общем, все, кто читал В. Распутина, точно знают, о чем одноименный фильм. Подожду, когда выскажется жюри. Пока же можно констатировать: даже на непрофессиональный взгляд, лучше уж открываться «Живи и помни», чем прошлогодним «Глянцем», о котором на том конкурсе после просмотра было вообще «очень сильно не принято» говорить.
Всего в программу основного конкурса вошли 14 новых полнометражных игровых картин, произведенных в России в 2007-2008 годах. Среди них работа Кирилла Серебренникова «Юрьев день», лента «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, фильм Алексея Учителя «Пленный». Пятнадцатый фильм по пути к «Кинотавру» был потерян. В конкурсе не будет «Старшей жены» И. Соколова. Возможно, мы увидим эту «этническую притчу» про калмыцкую Золушку и калмыцкую злую мачеху в претендентах на призы Московского кинофестиваля: туда «крученые» фильмы не принимают. А на «Кинотавр» можно выставить и то, что уже было на «Берлинале», например, «Нирвану» Игоря Волошина, у которого снялись Мария Шалаева, Ольга Сутулова и Артур Смольянинов. По словам председателя попечительского совета фестиваля А. Роднянского, 2/3 участников основного конкурса — режиссеры молодые, а половина — вообще дебютанты. За награды «Кинотавра» будут бороться дебютантские ленты «Шультес» Бакура Бакурадзе, «Четыре возраста любви» Сергея Мокрицкого, «Новая земля» Александра Мельника. «Шультес» на фестивалях светился, правда, не в основной программе — участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах-2008.
Ленты эти — разные по стилю и даже по «языку», но как их будут на Олимпе расставлять члены жюри под предводительством П. Чухрая, можно не беспокоиться: картины поразительно разные по уровню. «Поразительно» — потому что на конкурс попадают лучшие из лучших (по идее фестиваля-конкурса это декларируется именно так). А если фильм не спасает даже Л. Ахеджакова, бесподобно сообщающая, что она беременна, значит, с выбором в российском кинематографе «не сильно». Впрочем, это опять субъективизм, и хочется дождаться закрытия, раздачи призов и сверить свои ощущения и прогнозы. Но в конце концов, судить фильмы не мне и даже не жюри. Судить — зрителю. Который или пойдет их смотреть, или не пойдет. Или придет и будет… плеваться поп-корном.
Новшеством кинофестиваля стало введение дополнительной номинации в основном конкурсе — «За операторское мастерство». Всего награды в этом году будут вручаться в восьми номинациях: главный приз (625 тысяч рублей), «За лучшую режиссуру», «За лучший дебют», «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль», «За лучшую операторскую работу», «За лучший сценарий» (приз имени Григория Горина) и «За лучшую музыку к фильму» (приз имени Микаэла Таривердиева).
открытия российского фестиваля «Кинотавр» режиссеру Алексею Герману уже вручили специальную награду «За выдающийся художественный вклад в развитие российского кинематографического искусства». На закрытии, 15 июня, свой спецприз получит и Армен Медведев: «За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства и кинонауки». Ну, а пока «солнца» стоят у жюри, а будущие звезды большого кино и нынешние селебрити сериалов телевизионного канала-владельца ходят из пляжа в закрытый бар и еще более закрытое кино. И лишь А. Олешко — ведущий «Смешарей» не загорает, раздает автографы ходящим по пятам поклонницам от 3 лет до 170 килограммов и улыбается с видом: «Как я вас рад видеть!» Народная влюбленность от наличия приза «Кинотавра» не зависит.
Светлана ВОЛОШИНА