Всего восемь лет назад заседание сессии Городского Собрания Сочи могло продолжаться по два полновесных рабочих дня: в зале заседаний спорили, обвиняли, выясняли отношения и устраивали провокации. Дисциплина в депутатском корпусе за это время стала намного более уважаемой, регламент в большинстве случаев соблюдается, и подготовка депутатов к принятию важных городских решений — и это очевидно — становится все более профессиональной и скрупулезной. Вот на последней сессии было принято беспрецедентное решение: не принимать к рассмотрению вопросы, вносимые с нарушением регламента. Теперь и народные представители, и подразделения администрации города обязаны представлять документы не менее чем за неделю до заседания. Каждый вопрос городской жизни должен быть детально изучен. Эмоциям и аргументам — «важный вопрос, надо принять» — в городской Думе не место. Исключение — экстренные случаи.
Последним из попавших на депутатский суд «нерегламентных» вопросов стал не новый, но безотлагательный запрос «о доступности сочинских пляжей». Сочинское руководство признает, что вопрос больной, подчас вызывающий социальную напряженность, причем этой проблемой уже занимаются не только на муниципальном, но и на краевом уровне. Не менее горячим оказался вопрос о выделенных из краевого бюджета 400 тысячах рублей по программе «Дети Кубани» и полутора миллионах — на развитие физкультуры и спорта в олимпийском городе. Чтобы эти деньги заработали не «завтра», а на каникулах, депутаты внесли ряд изменений в ранее принятые документы. Приняли и средства на строительство питьевых бюветов и центра развития спорта в Лазаревском районе. В то же время, вопрос о создании в городе службы профилактики антиобщественных действий в молодежной среде — тоже внесенный в дополнительную повестку дня — постановили отложить: депутаты к сессии не успели даже ознакомиться с уставом новой структуры и, при всей очевидной необходимости службы, решили отложить принятие решения до более взвешенного изучения вопроса — до следующей сессии.
Так уж получилось, что вопросы дополнительной повестки дня были непростыми. К примеру, требовалось срочно внести изменения в перечень школ и детских садов, в которых в этом году будет проведен капитальный ремонт. Школу № 24 решили ремонтировать в следующем году, мотивируя это недостаточной основательностью проектно-сметной документации. Зато в списке появились два детских сада — № 67 и 34. В них будет не только проведен ремонт: в результате реконструкции планируется увеличить емкость.
Не менее срочным оказался вопрос о детских площадках наших дворов. Как оказалось, проблем с приобретением для них оборудования в крае нет. Однако в Сочи есть проблема с их размещением: каждая площадка имеет стандартный размер 25 на 45 метров. У нас же бывает так, что на таких площадях строятся… высотки.
Впрочем, начали очередную сессию традиционно с бюджетных вопросов. И первым же решением все средства, полученные за счет перевыполнения доходной части бюджета (а это почти 25 миллионов рублей), были направлены на выплату ежемесячных муниципальных доплат пенсионерам.
— В последнее время, — позднее прокомментировал принятое решение председатель Городского Собрания В. Подповетный, — стали распространяться слухи, что 500 рублей пожилым людям перестанут выплачивать в связи с изменениями в руководстве курорта. В этом вопросе сохранена преемственность, а депутаты выступили гарантами и направили средства на доплату нашим пенсионерам.
На прошедшей сессии депутаты, наконец-то, после долгих запросов получили отчет о ходе реализации краевых и городских программ. В Сочи действуют 3 федеральные, 37 краевых и 41 городская целевая программа. На них выделяются средства, определяются главные распорядители и ответственные лица. Увы, судя по докладу, эффективность этих программ не всегда на высоте. Если по городским целевым программам осваивается до 93 процентов выделяемых средств, то краевые программы выполняются всего на 63 процента. К примеру, из краевой программы «Жилище», предусматривающей переселение из ветхого жилья, не освоено ни копейки! Впрочем, только равнодушием чиновников и их плохой работой этот факт обосновывать нельзя: цены на сочинские квадратные метры и основные нормы программы находятся «в разных вселенных». К тому же деньги из краевого бюджета приходят поздно, когда освоить их толково становится проблематично. К примеру, если средства на строительство или развитие санаторно-курортной отрасли «приходят» в декабре, освоить их в текущем году довольно проблематично. Этим грешат даже программы, по которым предусмотрено софинансирование, — то есть часть средств на реализацию дает город и пропорционально докладывает краевой бюджет. В результате «неосвоения» финансы возвращаются в краевую казну, и выводы напрашиваются сами собой.
Вопрос обратного объединения МУПов по уборке города («разошлись» предприятия всего-то прошлой осенью) всколыхнул массу «побочных» вопросов. Депутаты признали выделение в отдельное предприятие дагомысского участка решением почти волюнтаристским: мол, новый глава района мел по-новому, и вот — очевидная ошибка: созданное предприятие убыточно, и чтобы не подвести его к процедуре банкротства, необходимо вернуться на прежнюю схему работы. Иначе новая техника, которую, радуясь, покупали за городские деньги, уйдет с молотка.
Претензий специализированному автохозяйству было предъявлено немало: и тарифы завышают, и нормы вывоза мусора — последняя проблема очень актуальна для предпринимателей и предприятий. И в то же время, если мы не хотим «неапольской трагедии», САХ не может быть убыточным. Пока же администрация города видит два варианта выхода: или заключать договоры с потребителями по новым тарифам, или дотировать предприятие из бюджета. Расчеты будут предоставлены, а какой вариант стоит выбрать, на этой сессии даже не обсуждали.
Кстати, вопрос о наполняемости городского бюджета прошел довольно дискутивно. С одной стороны, информация о том, что в результате установления новых схем расчета земельного налога на территории Сочи налогов собрано на 20 процентов больше, звучит оптимистично. Но депутаты радости не разделили: некоторые налогоплательщики теперь платят в 3,5 раза больше, чем раньше. Напомню, по распоряжению губернатора была поднята кадастровая стоимость земли — увеличение составило от 2,5 до 11,6 раза. Чтобы налоговое бремя хоть как-то снизить, сочинские депутаты на апрельской сессии установили понижающие коэффициенты налоговых ставок. В результате, было принято решение за процентами не гнаться, и ранее запланированное увеличение налоговых поступлений на 10 процентов — именно такой экономический эффект ожидали депутаты, принимая решение, — считать оптимальным.
Также в город поступили дополнительные субсидии из краевого бюджета на сумму 61 млн руб. Эти средства были направлены депутатами на благоустройство, коммунальное и жилищное хозяйство, образование, дополнительную помощь местным бюджетам для решения социальных проблем и работы с наказами избирателей.
Светлана ВОЛОШИНА