…Человек в камуфляже и черной маске, оставлявшей открытыми только глаза, старательно пытался слиться со свежей «зеленкой», буквально неделю назад покрывшей склоны Главного Кавказского хребта. В руках покоился автомат, готовый в любую секунду взорваться смертоносной очередью. Неожиданно тишину солнечного майского утра нарушил посторонний звук — по руслу реки двигался бронетранспортер, рев его мотора сливался с треском раздробленных гусеницами булыжников. Этот шум заглушил шаги бойцов в «сферах» и бронежилетах, погасил он и звук одиночного выстрела. Пуля, вздыбив фонтанчик, зарылась в придорожную пыль. Люди на бэтээре немедленно вскинули автоматы, головной дозор, повинуясь команде, рванулся к обочине. Быстро, но уверенно вокруг колонны сформировался периметр обороны, каждый боец занял строго определенное и заранее известное место, колонна ощетинилась оружием, а головной дозор, моментально прошив придорожные заросли, уже мчался сквозь лес, перепрыгивал через оставшиеся от зимы кучи валежника, вслед за убегающим человеком в камуфляже. Затем из чащи раздалась автоматная очередь, еще спустя несколько минут напряженного ожидания командир, приняв по рации донесение, коротко скомандовал: «Продолжить движение!»… И операторы, успевшие зафиксировать и нападение, и лесную погоню, повернули камеры, чтобы снять колонну бронетехники, скрывшуюся за очередным поворотом горной дороги в окрестностях Красной Поляны…
Вы решили, что в окрестностях Сочи снова снимается какое-то кино? Нет. Все описанное выше — лишь часть многоэпизодных тактико-специальных учений, проведенных сочинским отрядом милиции особого назначения на минувшей неделе, а их «сценаристы» и даже операторы носят погоны и являются сотрудниками сочинской милиции.
Рассказывает командир отряда милиции особого назначения ГУВД по Краснодарскому краю (дислокация г. Сочи) майор милиции Игорь Деревянко: «Эти учения проходили в рамках подготовки сочинской милиции к курортному сезону 2008 года. Конечно, учитывалась и перспектива — с тех пор как наш город был избран местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года на правоохранительные органы Сочи возложены особая ответственность и соответствующие задачи. Целью проведенных учений было предотвращение попыток совершения актов терроризма и экстремизма на территории Сочи».
За этими лаконичными фразами скрывается огромный объем работы, которая ежегодно проводится сочинской милицией в канун курортного сезона. Немалую роль в охране правопорядка в городе играет и ОМОН. Кстати, подобные учения — пока первые в своем роде. Их особенностью было, прежде всего, то, что они состояли из нескольких эпизодов, каждый из которых проигрывался по отдельному сценарию.
Заложники освобождены
Итак, в один из дней на базе сочинского отряда милиции особого назначения прозвучал сигнал тревоги. Бойцы моментально, по выработанной многими годами тренировок и участия в боевых действиях привычке, ринулись на построение, на котором и узнали вводную: «В окрестности Сочи по горным перевалам проникла крупная вооруженная бандгруппа. Преступники рассредоточились, часть из них скрылась в труднодоступных горных районах и лесах, 13 человек проникли в город, где захватили в заложники мирных граждан. Сейчас они предположительно находятся по адресу… Это на окраине города». Получив приказ «Найти и обезвредить» и при этом — сохранить жизни заложников и обеспечить при проведении специальной операции безопасность жителей микрорайона, бойцы ОМОНа выдвинулись к месту событий.
Связь с базой поддерживалась постоянно, и вскоре руководитель группы узнал, что «бандиты», проникшие в город, тоже разделились на две группы. Примерно половина «банды» действительно находилась в доме барачного типа, а вот остальные — колесили по городу на угнанной «шестерке».
Было принято решение блокировать подъезды к дому, в котором находились «террористы» с «заложниками». Расчет прост — у «бандитов» наверняка была назначена встреча, чтобы группы могли соединиться и вместе прорываться из города. Вскоре наблюдатели сообщили, что «Жигули», в которых находятся «бандиты», приближаются к месту встречи. Было принято решение о штурме автомашины, который начался немедленно, как только сочинские омоновцы специальным приемом «выключили» водителя из реальности. «Бандит» за рулем «шестерки» уже не мог управлять транспортом. Машина остановилась. Этим и воспользовались бойцы ОМОНа — в считанные секунды все находящиеся в машине были извлечены из салона. Крики и «непарламентские» выражения, в изобилии сыпавшиеся из уст условных террористов, во внимание не принимались — захват проходил жестко, ведь по условиям учений «бандиты» были вооружены и могли оказать сопротивление. Они и пытались это сделать, но против «террористов» действовали профессионалы! И вот уже распластанные фигуры лежат на асфальте, а сочинские милиционеры защелкивают у них на руках наручники.
Первая фаза «городских» учений была завершена успешно, впереди — освобождение «заложников» и задержание оставшихся «преступников». К бараку на окраине города омоновцы подбирались с предельной осторожностью — заметив сотрудников милиции, «террористы» могли нанести вред «заложникам». Но вот все входы-выходы в доме блокированы. Руководством ОМОНа принято решение действовать по максимально «жесткому» сценарию — не вступать с «террористами» в переговоры, а сразу штурмовать здание. Штурм, который продлился всего несколько секунд, завершился успешно. Условных потерь среди омоновцев не было. Личный состав отряда показал умение действовать в сложной, нестандартной ситуации, в условиях города, в густонаселенном районе.
Скрыться в горах не удалось
А что же другие группы, спросите вы, ведь по замыслу учений их было несколько и если в городе «бандитов» обезвредили, что же стало с теми, кто ушел в леса? Исходя из полученных сведений о составе и методах действия «террористов», было принято решение о формировании нескольких групп из числа сотрудников сочинской милиции. Для каждой из них была разработана специальная тактика действий. Территория «риска», на которой могли действовать вооруженные «преступники», охватывала большой район около Красной Поляны. Руководители учений потом признались, что специально выбрали именно такой ландшафт, на котором, как говорится, «черт ногу сломит», — здесь и горы, и ущелья, и бурные реки, и бездорожье, и на десерт — лес, лес, лес! Но омоновцы показали настоящий профессионализм. Судите сами: в ходе этого этапа им пришлось и на вертолете летать, и бронетехнику по руслу горных рек и бездорожью проводить, и перевалы блокировать, и преследовать «преступников» в лесу, где могли прятаться вооруженные сообщники «бандитов».
Итак, второй этап учений проходил в горно-лесистой местности. Следуя разработанной тактике, преследование вооруженных «преступников» велось одновременно в двух направлениях. На этой стадии, чтобы доставить личный состав к труднопроходимым горным перевалам, было принято решение об использовании вертолетов. Часть бойцов в полной экипировке, позволяющей не замерзнуть в горах, погрузилась в «вертушку». Взвыли винты, и тяжелая боевая машина поднялась в воздух. Высадившись на границе вечных снегов и альпийских лугов, омоновцы перекрыли «преступникам» все возможные пути отхода. Теперь те уже не смогли бы прорваться на другую сторону хребта, милиционеры не оставили им другого пути, кроме как скрыться, схорониться в лесу.
В это время со стороны города, также в направлении гор, шла колонна бронетехники — третья группа бойцов сочинского отряда милиции особого назначения загоняла условных террористов «в ловушку», вынуждала обнаружить себя.
Бронированная «гусеница», ощетинившаяся стволами пулеметов и автоматов, двигалась по руслам горных рек. От водителей бэтээров и «Тигров» требовалось филигранное умение управлять боевой техникой, от бойцов отряда, передвигавшихся пешим порядком, — умение взаимодействовать как друг с другом, так и с экипажами бронетранспортеров. Говоря официальным языком, целью учений на данном этапе была отработка различных навыков действий в чрезвычайной ситуации в условиях горно-лесистого ландшафта, в том числе: доставка личного состава авиацией в труднодоступные горные районы, посадка в вертолеты и высадка в боевых условиях, для водителей БТР — максимальное приближение к месту базирования условного противника в условиях сложного горного рельефа, в том числе — вождение бронетехники по руслам горных рек, в условиях бездорожья, в сложных погодных условиях, для бойцов отряда милиции особого назначения — отработка навыков взаимодействия в обстоятельствах, максимально приближенных к реальным.
И вот условный противник обнаружил себя — из леса раздались выстрелы. Одна из бронемашин была условно повреждена и не могла продолжить движение. «Преступники», прекратив стрельбу, предприняли попытку скрыться в лесу. Вскоре бой вступил в новую фазу — группа захвата ринулась через заросли и дальше — в лес, преследуя убегающих «бандитов».
Но отход «террористов» мало походил на паническое бегство. Как выяснилось потом, они отступали на «заранее подготовленные позиции» — в лесу у «преступников» был оборудован «схрон» с оружием и припасами. Ведь и в настоящем бою такое бывает достаточно часто — обычно и с той, и с другой стороны «работают» хорошо подготовленные профессионалы, которые, прежде чем напасть, обеспечивают себе пути отхода. Но тактика «террористов» все равно оказалась проигрышной, и спустя несколько минут поступило сообщение об обнаружении и уничтожении «бандформирования». Очередной этап учений по предотвращению проникновения на территорию Сочи вооруженных преступников был закончен.
Сработали «на отлично»
Анализируя ход и результаты учений, заместитель начальника ГУВД по Краснодарскому краю, начальник УВД по городу-курорту Сочи генерал-майор милиции Александр Бирилло отметил: «При проведении подобных тактико-специальных учений сотрудники сочинского ОМОНа приобретают необходимый опыт и навыки действий в реальных условиях при возникновении чрезвычайной ситуации. Кроме того, во время учений своеобразные полевые испытания прошла и боевая техника. В обстановке, максимально приближенной к боевой, и люди, и техника показали высокие боевые качества и надежность. Проведенные тактико-специальные учения показали, что отряд милиции особого назначения готов к выполнению задач по обеспечению безопасности города-курорта».
Одна из заповедей военного искусства гласит: «Врага лучше переоценить, чем недооценить!» Пусть даже этот враг — учебный! Тем более что после окончания маневров вы будете сидеть в одной палатке и вместе проводить «разбор полетов», оценивать промахи и достижения друг друга, а бывший противник расскажет об ошибках и прокомментирует их с точки зрения профессионала, и уже не врага, а друга, который в настоящем бою будет прикрывать вашу спину. Что ж, такие советы бывшего противника помогут никогда не забывать аксиому, известную всем силовикам независимо от ведомства, в котором они служат: «Учебное сражение нарабатывает настоящие рефлексы и реакции, которые чаще всего могут пригодиться в бою реальном, спасти жизнь и позволят обезвредить врага». А основным показателем профессионализма нашего отряда милиции особого назначения служит такой факт: сочинский ОМОН уже много раз выезжал в командировки в «горячие точки», принимал участие в реальных боевых действиях и возвращался без единой потери!
Ольга ЛИНЕЦКАЯ, майор милиции, пресс-центр УВД Сочи