И совсем не потому, что «липистричество кончилось». Даже поверхностный опрос показывает: посещать кинотеатры сочинцы стали значительно реже. И это несмотря на то, что киноиндустрия, в том числе и в нашей стране, сейчас на подъеме. Но почему тогда в нашем городе возник такой «кризис большого экрана»?
Горожане в большинстве своем признаются, что ходить в кино любят. И новинки кинопроката предпочитают смотреть именно на большом экране. Тем более что «цена вопроса» вполне приемлема для среднестатистического платежеспособного сочинца. Но когда выясняешь, что сочинец этот не ходил на премьеру уже несколько месяцев, и выдаешь наивное «Почему?», в ответ то и дело слышишь сакраментальное «А куда?»…
СОШЕЛ С ОРБИТЫ
Так чаще всего говорили о кинотеатре «Спутник», когда было объявлено о его закрытии. О «Стерео», наоборот, ничего не говорили — эта кинообитель умерла тихо и практически незаметно. Какое-то время вздыхали о старой доброй «Родине». Теперь причитают о будущем «Юбилейного». О детском кинотеатре «Светоч» сейчас вообще не вспоминает никто. У этих кинотеатров разная судьба. На месте «Спутника» обещают суперсовременный развлекательный центр. Правда, стремительно растущей этажностью пока восхищаться не приходится. «Стерео» пострадал за наше общее светлое завтра — вместо него в здании теперь размещается интеллектуальный и финансовый центр грядущей Олимпиады. «Юбилейный» печально выглядывает из-за строительного забора, и его будущее вызывает большие опасения. Только «Родина», как птица Феникс, воскресла из пепла. Правда, в статусе арт-медиацентра с выставочными и конференц-залами. Но даже после официального открытия киносезона здесь пока не заметно ни афиш с анонсами премьер, ни очередей у билетных касс.
Иная судьба у кинотеатра «Сочи». В тот самый момент, когда местные жители готовились оплакивать его кончину, он как-то «вдруг» стал кинотеатром № 1. Сюда перевезли аппаратуру из разрушенного «Спутника», провели реконструкцию и открыли второй кинозал. Впрочем, географически «Сочи» расположен не особо выгодно. Подъехать на машине к нему практически невозможно. А по пути непременно застреваешь в пробке на Краснодарском кольце.
— Посещаемость у нас ниже, чем была в «Спутнике», — признается директор кинотеатра Светлана Языджян. — Хотя мы не делаем из этого трагедию. Даже наоборот, планируем перейти на цифровое оборудование, открыть цифровые кассы в центре города и третий кинозал. А часть фильмов будем показывать в стереорежиме.
В наследство от старого «Сочи» обновленному кинотеатру досталась и немалая аудитория школьников, для них здесь организуют специальные сеансы — показывают фильмы по произведениям школьной программы. Не так давно кинотеатр стал лучшим в крае по работе с детско-юношеской аудиторией. Из 220 тысяч зрителей в прошлом году 61 тысяча — дети.
Оптимистичная картина? В целом — да. Если не учитывать то обстоятельство, что больше в городе нет ни одного кинотеатра с подобными успехами.
ЭХ, ПРОКАЧУ!
У остальных как-то все поскромнее. И это давно уже стало привычным. Еще во времена «Спутника», практически еженедельно «выстреливавшего» новинками кинопроката, в остальных кинотеатрах города крутили фильмы, мягко скажем, не совсем свежие по сходной цене — 30-50 рублей. Потому как, в отличие от преуспевавшего «Спутника», работали они не напрямую с российскими правообладателями фильмов, а с муниципальным киновидеопрокатным учреждением города. В «Аэлите» и «Луче» ситуация и по сей день непростая. Каждая новинка здесь сродни празднику. Только праздники эти случаются не так часто, как хотелось бы. А «Комсомолец», «Октябрь» и «Восход», ныне ставшие унитарными предприятиями и разросшиеся до статуса развлекательных центров, предпочли работать с поставщиками «из столиц». Что и позволило им на данном этапе удержаться на плаву.
— В прошлом году мы смогли закупить немногим более 10 фильмов, среди них, например, «Призрачный гонщик» и «Такси-4», — говорит заместитель директора по прокату муниципального киновидеопрокатного учреждения Светлана Морозова. — Однако проблемы с бюджетным финансированием не позволяют нам рассчитывать на что-то большее. Нам предлагают определиться с каким-то одним поставщиком, у которого были бы приемлемые цены. Но для киноиндустрии это тупиковый путь, поскольку у каждого поставщика — свой индивидуальный репертуар. Выбрав кого-то одного, мы рискуем потерять множество интереснейших новинок.
А вдобавок еще и федеральные законодатели «прокатили» киноиндустрию, приняв очень интересный документ. Не вдаваясь в тонкости, остановимся на сути: отныне киновидеопрокатное учреждение не имеет право брать у поставщика фильмы для проката в городских кинотеатрах, оно может их лишь закупать. В то время как за самими кинотеатрами такое право сохраняется. И если для кинотеатров, решивших напрямую работать с поставщиками, такая ситуация в целом приемлема, то для киновидеопрокатного учреждения она может означать начало конца.
Странно наблюдать эту парадоксальную картину… Муниципальное киновидеопрокатное учреждение с крупнейшим в крае фондом, обслуживающее не только кинотеатры, но и львиную часть санаториев и даже президентскую резиденцию «Бочаров ручей», оказалось на грани закрытия. Конечно, вслух об этом никто не говорит, но представить будущее не сложно. Лишившись киноновинок, сначала от работы с этой организацией откажутся все кинотеатры, затем санатории. Предприятие лишится дохода, а как следствие, и лучших сотрудников. А дальше? Уже сегодня в здание киновидеопроката зайти страшно. Оно не знало капитального ремонта десятки лет. Да и само предприятие давно уже выросло из «коротких штанишек»: коробки с фильмами здесь попросту не помещаются, об них то и дело спотыкаешься в коридорах и даже на продуваемой ветрами веранде. А ведь в этих коробках зачастую уникальные фильмы, которых больше нигде не сыщешь. Ведь предприятие существует аж с 40-х годов прошлого века! Ни о какой «оцифровке» кинолент, равно как о новом помещении, здесь даже не мечтают…
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Наверное, именно так можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию с сочинскими кинотеатрами. Пока одни карабкаются к вершинам успеха, другие хиреют. Но сколько кинотеатров, лишившись муниципальной «киноподпитки», сможет выжить в условиях рыночной экономики? Оставшись при этом кинотеатрами, а не амебными развлекательными центрами, где кино, возможно, будет занимать отнюдь не главенствующую роль. Сколько их сейчас, кинотеатров, в которые не стыдно сходить? Беглый опрос среди сочинцев показал, что, кроме как «Сочи», другого кинотеатра они назвать в подавляющем большинстве не могут. Да и тот, что очень характерно, нередко называют «Спутником».
Особняком стоят лишь DVD-кинотеатры. Впрочем, доверие горожан к ним было серьезно подорвано еще несколько лет назад, когда там, особо не церемонясь, частенько начали выводить на экран изображение с явно «пиратских» дисков. Вот и получается, что «большого кино» в Сочи практически нет. Что, помноженное на грядущее закрытие концертного зала «Фестивальный», редкие гастроли театральных трупп и малое количество музеев, сулит совсем не радужные перспективы. Наверное, станем, как в деревнях, по вечерам на закат смотреть да семечки лузгать. А по большим праздникам — к обезьянкам в цирк. Кина ведь не будет…
Максим БЕРЕЗИН