Ну вот, опять пора стричь шевелюры, выкраивать любую минуту, чтобы помчаться на свидание к любимой, «как в последний раз», собирать друзей и успокаивать родителей: «Все будет хорошо!». Начался весенний призыв…
Только что-то не вижу я на этот раз у военкомата, который уже много лет собирает сочинских призывников на улице Горького, ни заплаканных матерей, ни девчонок с распухшими от последних поцелуев губами. Да и традиционного «Прощания славянки» теперь не услышишь — на плеер ее не пишут, а последний чудак с гармошкой давно исчез с близлежащих улиц.
Подполковник Артур Саакян, исполняющий обязанности военкома, приоткрыл завесу, в чем тут дело: «С 1 апреля начался очередной призыв молодого пополнения в Вооруженные силы Российской Федерации. В Сочи будет призвано в нынешнем году около 300 человек. Это все, как обычно. Зато впервые они пойдут служить всего на один год. Чего ж тут лить слезы и убиваться от горя родным? Окончание призыва — 15 июля, на полмесяца позже, чем раньше. Это даст возможность юношам-студентам закончить обучение, получить диплом. Они идут служить в армию с высшим образованием. Таких ребят у нас около сорока процентов, то есть практически каждый третий призывник будет иметь высшее образование. Ожидаем в этот призыв больше ребят с военно-учетной специальностью. Ее они получили в школах РОСТО. Водителей и электромехаников готовим в Лазаревском районе, причем делается это бесплатно для призывников, а специальности такие, что и на «гражданке» пригодятся. Надо сказать и об отсрочках. И теперь их остается немало — 21 вид. Но кое-какие и отменяются. Сейчас, например, мы будем призывать молодых людей, жены которых имеют срок беременности более 26 недель или ребенка до трех лет. Но при рождении ребенка женам призванных будет выплачиваться единовременное пособие в размере 14 тысяч рублей и ежемесячное пособие на ребенка — по шесть тысяч».
В первый же день работы комиссии перед ней прошло около 50 юношей. С каждым проведена индивидуальная работа. Кому-то предоставлена отсрочка от призыва, а кому-то дали возможность служить в тех войсках, где он мечтал. Иван Шершнев, паренек из Лоо, выскочил из комнаты, где заседает призывная комиссия, с широченной улыбкой.
— Буду погранцом! Как и хотел!
— А я — в матросы! — откликается Артем Вагаев из Лазаревки.
До этого парням пришлось пройти серьезный отбор. Учитывали уровень образования, наличие профессии, а еще, как сказал мне один из прошедших все кабинеты призывной комиссии пареньков, «очень сильно «прикапывались» к здоровью».
Артур Арустамов, председатель военно-врачебной комиссии, успокоил и обрадовал:
— Мы на медицинской комиссии, по сути, подводим итог работы с призывниками. Всю основную работу провели заранее. С января всех ребят осмотрели, кого-то направили на консультации к узким специалистам, кого-то — на лечение. Поэтому сегодня у нас никаких проблем и неожиданностей нет. У двух человек, которые пришли к нам впервые, выявлены патологии, и мы их направили на обследование.
…В коридоре военкомата, отдельно от гогочущей ватаги парней, притулилась в уголке симпатичная девушка. Ей-то чего тут надо? Пытаюсь пошутить:
— На службу забирают? — Хотя какая в этом шутка? В Вооруженных силах и «слабый пол» теперь не редкость. Еще как служат девчата — и связистами, и программистами, много других чисто женских профессий перекочевало сюда из «гражданки».
— Да нет, мой там, на комиссии, — слегка зарумянившись, охотно отвечает она.
— Братишка?
— Муж! На Северный флот хочет, а я болею за него.
Наташа не говорит о том, что будет трудно, ее волнует, сбудется ли мечта любимого. Вот так! Сама она заканчивает медицинское училище и еще только-только начнет зарабатывать. Но есть у них маленькая Юлька, и государство теперь будет оказывать помощь.
— Конечно, скучно будет без мужа. Но ничего, год пройдет быстро, буду ждать!..
Виктор ГОЛУБЕВ