Сезонность в Сочи — явление очень заметное. Лишь Адлерский район востребован у отдыхающих зимой и летом: популярность олимпийских мест в последние два года растет радующими темпами. Кроме того, именно в Адлере у многих гостей и складывается то самое первое, самое важное впечатление, от которого зависит отношение к Сочи. «Наш район первый принимает многие государственные и международные делегации, поэтому мы должны быть в любой момент готовы принять не только отдыхающих, но и официальных лиц, показать все достоинства и вовремя устранить возможные недостатки» — Е. Пивень, глава администрации Адлерского района, «представительскую» роль Адлера не принижает. И все же, даже в этом постоянно «боеготовом» районе к сезону объявляется мобилизация.
— Необходимо отметить, что стратегической задачей является подготовка Сочи к Олимпиаде и его развитие как горноклиматического курорта мирового уровня. Основной упор делается на переход района к работе круглогодично. Это, в первую очередь, касается санаторно-курортной отрасли. Сегодня около 10 таких предприятий работает у нас круглогодично — это такие здравницы, как «Зеленая горка», «С.С.С.Р.» и др. По сравнению с прошлым годом уровень заполняемости в зимний период возрос на 2 процента. Это связано и с маркетинговой работой самих предприятий, с растущей привлекательностью города и правильной организацией бизнеса.
— Можете самокритично признать: вот в том-то и том-то мы не дорабатываем?
— Пожалуй, не дорабатываем в деле информационной обеспеченности отдыхающих: куда пойти, куда поехать, как это сделать? Любой человек, который приезжает в город, хочет ознакомиться с достопримечательностями. Аэропорт, вокзалы должны быть более информативны. Преподнести себя, город — с этим у нас пока проблемы. Главная задача курорта — создать условия для отдыха. Но не менее важно суметь заманить, привлечь своего потребителя.
— Умение продавать — это, безусловно, важно. Но проблемы ведь не только в продажах.
— Да, к примеру, в прошлый сезон были определенные проблемы с уборкой мусора — мы были вынуждены привлекать дополнительно подрядчиков.
— Проанализировали, сделали выводы, наказали, кого сочли необходимым?
— Не только. Тогда спецавтохозяйство оправдывалось отсутствием кадров и техники. Сегодня в город, в том числе наш район, поступает новая техника, идет работа по установке евроконтейнеров. Особое внимание накануне сезона этой работе уделяется в прибрежной зоне, а в Красной Поляне евроконтейнеры были установлены еще зимой.
— Адлерские пляжи «Чайка» и «Огонек» в этом году уже определились, кто будет заниматься на их территории уборкой? Санатории-то разберутся…
— Мы тоже разберемся. Как и прежде, уборку этих территорий будет осуществлять компания «Чистый город». Мы вообще стараемся сделать все возможное, чтобы подрядчики — успешные подрядчики — не сменялись. Потому что любая замена ведет к определенным сложностям, а нам нужна стабильность. Созданы рейдовые группы по координации деятельности подготовки к сезону — и объектов показа, и санаторных объектов, и объектов национального парка. Будут проводиться и общерайонные субботники — опыт проведения таких мероприятий есть. Привлекаются ТОСы, муниципальные учреждения, общественные, молодежные организации и т.д.
— И что, действительно эффективно? Какими слоганами заманиваете людей?
— Любовью к району. Результат: и санитарная очистка территорий, и формирование менталитета, отношения — это ведь действительно важно.
— В городе значительно сокращается число точек выносной торговли. Как у вас?
— Принято постановление главы города, которое значительно ограничивает размещение временных объектов торговли на центральных трассах и улицах, ведущих непосредственно к морю, набережным. В настоящее время корректируется дислокация.
— Предприниматели, наверняка, не рады…
— Мы стремимся к тому, чтобы защитить интересы наших предпринимателей, и понимаем, что город пока достаточно подвержен сезонным колебаниям. Более того, значительная часть предпринимателей, занимающихся указанной деятельностью, — это наши, сочинские работники бюджетной сферы.
— Не оптимистично…
— Но надо и понимать, что это — лицо нашего города. Что касается центральных улиц, на них в этот сезон выносной торговли будет значительно меньше. На остальных упор будет сделан на внешний вид указанных объектов.
— Вид — хорошо, но обслуживание, сервис — это выражение лица курорта. Есть какие-то административные ресурсы, способные заставить это лицо улыбаться?
— С помощью одного только «ресурса» это вряд ли можно сделать. Мы тесно взаимодействуем с РУДН — неоднократно совместно проводили встречи-семинары с предпринимателями, руководителями малых средств размещения, общепита. Есть курсы повышения квалификации, английского языка, барменов и т.д.
— Будет ли в этом году район принимать на отдых детские группы? Это ведь требует не однодневной подготовки, а особых навыков персонала?
— Детскому отдыху уделяется особое внимание, с нашей стороны — именно к порядку, условиям пребывания детей. В прошлом году с детьми работали 4 санатория Адлера, в этом изъявили желание 5. Проверяем.
— А иные средства размещения ревизуете?
— Если вы говорите о классификации гостиниц — то это дело добровольное. Работаем, прежде всего, с владельцами малых средств размещения — крупные санатории и гостиницы у нас классифицированы все. Разъясняем, что классификация — это то, что необходимо самим предпринимателям: делать рекламу, выходить в Интернет, СМИ удобнее, имея определенную звездность, заявляя определенный уровень сервиса. В рыночных условиях, при вале рекламы это немаловажный фактор.
— Как насчет незаконного предпринимательства в деле приема гостей?
— В районе зарегистрировано и стоит на налоговом учете 1300 предпринимателей, предоставляющих услуги по краткосрочному пребыванию. Из них 400 — это крупные. Санаторно-курортный комплекс района рассчитан на 16 тысяч койко-мест. В период летнего курортного сезона действует рабочая группа, совместно с налоговиками проверяющая постановку на налоговый учет, уплаты налогов. Число нарушений уменьшается из года в год.
— Какие-то меры силами района можно предпринять по разгрузке дорог? Адлер — не самый крупный поселок, а пробки — прямо-таки столичные, и припарковаться, не нарушая правил, практически невозможно.
— Все зависит от реализации плана мероприятий по подготовке к зимним Олимпийским играм. Этот план включает и работу по организации стоянок. Мы, со своей стороны, внесли предложения по созданию парковок в микрорайонах Блиново, Голубые Дали — реализация проекта будет вестись в рамках олимпийской программы.
Светлана ВОЛОШИНА