…ПОЧЕМУ АРХИТЕКТОР ПЕРЕПУТАЛ ЗНАКИ ЗОДИАКА?
«Ждала подругу на автобусной остановке у железнодорожного вокзала. Она задерживалась, и я постоянно поглядывала на часы, что на вокзальной башне. И вдруг увидела то, чего раньше не замечала: знаки Зодиака, изображенные на циферблате, расположены в неправильной последовательности. Почему?
Алина Петросян
В таких случаях принято говорить, что у грамотных архитекторов ошибок не бывает. Однако в случае с сочинским вокзалом все не так однозначно. Здание, открытое 10 сентября 1952 года, было возведено по проекту Алексея Душкина, главного архитектора «Метропроекта» и «Метростроя», а также Центральной архитектурной мастерской Министерства путей сообщения СССР. Проекты, выполненные под руководством Душкина, легли в основу ряда вокзальных зданий, решенных в духе послевоенного советского стиля «триумф». Его основы заложены архитектором еще в 30-е годы XX века. Авторству Душкина принадлежат наиболее красивые и величественные станции московского метрополитена той поры.
Сочинский вокзал — одно из лучших творений архитектора. Однако работа над проектом проходила трудно. Его долго рассматривали, потом со скрипом утверждали. Чиновники всевозможных рангов, мало что понимавшие в архитектуре, постоянно придирались по мелочам. В числе нареканий, говорят, оказался и зодиакальный круг на часовой башне. В те времена астрология считалась «вражеской лженаукой». Поэтому, по одной из версий, Алексей Душкин специально «перемешал» знаки Зодиака, чтобы его проект одобрили «наверху». Другая, менее популярная версия предполагает, что отсутствие в те годы исчерпывающей информации об астрологии сыграло с архитектором злую шутку и что знаки были перепутаны случайно. Так это или нет, сейчас точно не скажет никто. Впрочем, и путаницу на часовой башне мало кто замечает. Даже наша внимательная читательница, судя по всему, не разглядела, что, например, кроме привычных Весов и Льва в зодиакальном круге присутствует Змея. А это уже не зодиакальное созвездие, а символ года.
…ЧТО ДО «ЦИФРЫ» В ТЕЛЕВИЗОРЕ — РУКОЙ ПОДАТЬ?
«Я слышала, Россия планирует перейти на цифровое телевещание. Для чего это нужно и когда это произойдет?
Анна Соколова»
Если вы когда-нибудь смотрели стереофильм в специальных очках, то понимаете разницу между объемной картинкой и обыкновенной. Примерно так же цифровое телевещание отличается от аналогового. Изображение в телевизоре стереоскопическим, конечно, не станет. Зато «картинка» будет четкой, без мельтешений и помех, звук -объемным, а число каналов увеличится. В нашей стране уже разработана программа развития телерадиовещания до 2015 года, в которой предусмотрен переход на «цифру».
Однако здесь есть несколько интересных нюансов. Во-первых, страны Европы намерены окончательно перейти на цифровое вещание уже к 2009 году. Это означает, что России имеет смысл поторопиться, чтобы не выпасть из европейского информационного пространства. Во-вторых, принимать телесигнал в «цифре» можно только с помощью специального декодера. Его стоимость в пересчете на рубли на сегодняшний день составляет примерно 2000. Сумма посильная, однако наверняка не все захотят ее платить. Поэтому, с учетом поджимающих общеевропейских сроков, некоторые чиновники даже озвучивают предложение раздавать декодеры бесплатно. Наконец, общедоступными обещают сделать лишь 5-6 федеральных каналов и 2-3 региональных. Остальные — за деньги. Правда, логично предположить, что при таком раскладе платные каналы будут без рекламы.
Первой страной, полностью отказавшейся от аналогового телевещания, стали Нидерланды. Россия пока что на пороге грандиозных преобразований. Впрочем, некоторые уже происходят. Минувшей осенью на сочинской телерадиопередающей вышке было заменено устаревшее оборудование. И модернизацию будут продолжать. Поэтому к строчке «Профилактика» в телепрограмме сочинцам нужно постепенно привыкать.
…КТО ОНИ, ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ СОЧИ?
«Проходил мимо администрации города, обратил внимание на таблички с именами почетных граждан Сочи. И захотелось узнать чуть больше об этом звании. Кому и за что его присуждают? Какие преимущества оно дает?
Евгений Николаенко»
Устав города Сочи в нынешней редакции гласит: звание почетного гражданина может быть присвоено любому человеку «за большой вклад в развитие экономики, городского хозяйства, образования, науки, культуры, за достижения в социальной сфере, в сфере здравоохранения, за сохранение традиций города». Звание «Почетный гражданин» присваивается решением депутатов Городского Собрания и является пожизненным. На сегодняшний день его удостоены 30 человек. Но, к сожалению, таблички на Стене почета около администрации города скупы на информацию, на них написаны лишь имена. И узнать подробнее о почетных гражданах можно разве что в Музее истории города-курорта Сочи.
А между тем люди эти не только внесли весомый вклад в развитие курорта, но и в определенной степени повлияли на судьбу всей страны. Например, ставший одним из первых почетным гражданином еще в 1970 году космонавт, Герой Советского Союза Виталий Иванович Севастьянов, академик РАМН и РАЕН, директор НИИ медицинской приматологии Борис Аркадьевич Лапин, ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы Михаил Григорьевич Трубачев, заслуженный работник культуры России, известный журналист Семен Исаакович Моняк, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, почетный работник высшего образования РФ Георгий Степанович Гура, бывший председатель горисполкома Сочи Вячеслав Александрович Воронков и многие другие.
Почетные граждане курорта в числе прочих льгот имеют право на бесплатные проезд в муниципальном транспорте, пользование городскими и ведомственными пляжами, посещение учреждений культуры и заповедных мест. Одно из наиболее существенных дополнений к высокому званию — ежемесячная денежная выплата. В прошлом году она была увеличена до 9000 рублей. Каждый почетный гражданин имеет право распорядиться этой суммой по собственному усмотрению. К примеру, глава Сочи Виктор Колодяжный, получивший звание почетного гражданина после признания российского курорта олимпийской столицей 2014 года, свои 9000 разделил поровну и распорядился перечислять эти деньги трем малообеспеченным сочинским семьям.
…КАК ВОРУЮТ ДЕНЬГИ С ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ?
«В нашей организации нововведение — сотрудникам выдали пластиковые карты и зарплату мы теперь получаем через банкомат. Однако у моего знакомого из Москвы счет опустошили с помощью каких-то «жучков». Такое возможно?
Алексей Савельев»
Действительно, пропажу денег человек обнаруживает «вдруг», в очередной раз вставив карточку в банкомат. И в большинстве случаев пострадавший даже не догадывается, что данные о его счете, в том числе и пин-код, были «считаны» злоумышленниками во время его предыдущего «общения» с банкоматом. А помогает мошенникам специальная насадка на картоприемник — скиммер, который копирует информацию с карточки, позволяя впоследствии изготовить ее дубликат. Как правило, скиммер используется в паре с накладкой на клавиатуру, имитирующей оригинальную. Так злоумышленники узнают пин-код. Устанавливается скиммер на небольшой промежуток времени, а преступники зачастую наблюдают за банкоматом из машины или кафе. Внешне насадки распознать непросто, они адаптированы под дизайн «железного банкира».
Специалисты составили «фоторобот» потенциально опасного банкомата. Он установлен в спальном районе (и им пользуется много людей), неподалеку от мест, где активно тратят деньги (супермаркеты, рестораны, развлекательные клубы), на улице (там проще установить мошенническую чудо-технику). В большинстве случаев у банкомата нет камеры видеонаблюдения, а поблизости находится большое количество припаркованных автомобилей (на еще одну машину внимания не обратят).
Как уберечься от грабежа? Прежде чем вставить пластиковую карту в банкомат, осмотрите картоприемник и клавиатуру. Заподозрив неладное, не вводите пин-код (если преступники попытаются его подобрать, карту блокирует банк). Не стесняйтесь показаться паникером и позвоните в службу технической поддержки банка. Справедливости ради стоит отметить, что в Сочи таких видов мошенничества пока не зафиксировано. Однако «прогресс» шагает по стране, и, вероятно, современный способ воровства, набирающий обороты «в столицах», могут применить и в нашем городе. Поэтому главное средство борьбы с такими преступлениями — бдительность. В Швеции, к примеру, клиентам «железных банкиров» даже советуют их потрясти. Там прогресс уже шагнул от скиммеров до псевдобанкоматов.
…ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ «ЛЕГКОЕ» МЕТРО ОТ «ТЯЖЕЛОГО»?
«Читал о проекте строительства в Сочи «легкого» метро, которое соединит Адлер с Красной Поляной и центром города. Что такое метро, я представляю. Но почему его называют «легким»? И разве можно строить его в условиях горной местности?
Антон Трезубов»
Именно потому, что строительство в Сочи обычного метро нецелесообразно, городу был предложен альтернативный вариант. У «легкого» метрополитена линии располагаются на поверхности или на эстакадах, а на пересадочных узлах и на транспортных развязках имеют тоннельные участки. Вагоны по габаритам меньше, чем в обычном метро, а поезда короче. На станциях нет эскалаторов, а чтобы поезда не грохотали по округе, колею огораживают специальными шумопоглощающими панелями. «Легкое» метро нельзя путать с монорельсовой дорогой, электричкой или скоростным трамваем (есть в России и такое!). Это разные виды транспорта, как, например, троллейбус и автобус.
Сочинское «легкое» метро предполагают построить к 2014 году, аккурат к Олимпиаде. Первая линия должна соединить Олимпийскую деревню в Имеретинской долине, центр Адлера, международный аэропорт и олимпийские объекты в Красной Поляне. В дальнейшем из Адлерского района отходящая линия пройдет в Хостинский и Центральный районы до Мамайки. А в перспективе может быть продлена до Дагомыса и Уч-Дере в Лазаревский район.
Проектом предусмотрено несколько трехвагонных метропоездов вместимостью по 800 человек. Они будут развивать скорость до 70 км/ч. А пропускная способность «легкого» метро составит до 60-70 тысяч человек в час. Двухпутные перегоны предполагаются преимущественно наземными и эстакадно-надземными, а на горных участках — тоннельными. Известны даже названия будущих станций — «Виноградная», «Морской вокзал», «Бытха», «Курортная», «Мацеста». Некоторые из них будут пересадочными на железнодорожные вокзалы и станции электропоездов железной дороги.
Сочинское «легкое» метро может стать третьим в России после Москвы и Санкт-Петербурга, 11-м метрополитеном в России и 21-м в СНГ.