«Я еще слишком молод, чтобы раньше времени опускаться под землю», — говаривал один известный в Сочи пожилой медик, суеверно обходя подземные переходы стороной. Но прогресс не стоит на месте, и напряженный «транспортный вопрос» курорта заставляет счищать с асфальта полосатую «зебру» и строить новые подземные переходы. Два из них скоро появятся в районе парка «Ривьера».
Тот, что строится открытым способом около автобусной остановки «Спортивная», стал головной болью сочинских автолюбителей. Наполовину перегороженная проезжая часть собирает на протяжении всего дня километровые пробки. Впрочем, водители чертыхаются, но терпят. Потому как понимают: когда подземный переход, наконец, достроят, движение автотранспорта в этом районе существенно улучшится. А такая светлая перспектива оправдывает нынешние часовые задержки в пути.
Строительство второго подземного перехода вблизи главного входа в «Ривьеру» многие водители даже не замечают. Здесь — впервые на курорте — применили закрытый способ. Единственное неудобство — временно перекрытый пешеходный мост через реку Сочи. Рабочие фирмы «Транстоннель», подразделения ОАО «Тоннельный отряд № 44», находятся на объекте круглосуточно — строительство не прекращается ни на минуту. Вахтовым методом по 15 дней здесь трудятся 60 человек. Из техники — трактор, погрузчик и несколько КамАЗов.
— У нас опытные специалисты, — говорит начальник участка Тамаз Мумладзе. — На нашем счету — десятки тоннелей. Порою в таких сложных условиях работать приходилось! Тоннели на строящейся объездной — тоже наша работа. Мы и с московскими метростроевцами сотрудничали — тоннели для новых линий пробивали. Решат в Сочи метро строить — и с этой задачей справимся. Быстро и без проблем.
Так же быстро строят и подземный переход около «Ривьеры». За время строительства вывезено уже около 2000 кубометров земли. На днях завершили проходку, работа заняла всего 1 месяц и 10 дней. Сейчас тоннель укреплен временными металлическими рамами. В ближайшее время будет вырыт котлован на месте будущего входа в переход со стороны парка. А после этого начнется внутренняя отделка перехода. Здесь уложат плитку, стены отделают мрамором, установят освещение. К лету будет облагорожена прилегающая территория. Рабочие восстановят набережную — установят новые балюстрады и фонари освещения, приведут в порядок пешеходный мост и построят новую лестницу к автобусной остановке. Затем близлежащие газоны украсят цветами и декоративными кустарниками.
Торжественная церемония открытия состоится предположительно в июне. Взорам сочинцев и гостей курорта предстанет двухрядный подземный переход длиною 42 метра, шириной 9 и 3 метра в высоту. Со стороны реки вход будет как бы продолжением пешеходного моста и гармонично впишется в облик этой части города. Со стороны «Ривьеры» в переход можно будет спуститься по лестнице, укрытой от дождя крышей. Это будет небольшое и, можно даже сказать, стильное сооружение, которое легко впишется в окружающий ландшафт. А вот с «зеброй» около главного входа в «Ривьеру» придется проститься. Здесь предполагается установить ограждения, чтобы отбить охоту у несознательных граждан перебегать дорогу в неположенном месте. А автолюбители в кои-то веки вздохнут свободно: исчезнет одна из основных причин возникновения вечной «ривьерской пробки» в летний сезон — бесконечный поток отдыхающих, беспорядочно снующих по «зебре» к входу в парк и обратно. И тут уже будет не до причудливых суеверий. Молод не молод, а… добро пожаловать под землю!
Максим БЕРЕЗИН