Поход в баню — это шок. В шоке будут знакомые: стандартная реакция на сообщение о намечающемся банном мероприятии — соболезнующая: у вас что, горячую воду отключили? Впрочем, в банной процедуре шок — это главное: весь лечебно-профилактический эффект в этом заведении основывается на шоке. В том смысле, что экстремальные температуры и влажность идеальны для того, чтобы сделать плохо-плохо, потом вернуть, как было, а организм за это будет благодарен. Так что, если ходить в баню так, чтобы не было мучительно гм… неудобно за «человека, похожего на…», а с чистым помыслом — попариться, то веник вам в руки.
От сауны до сэнто
Существует множество видов бань. В зависимости от источника тепла и способа получения пара различают римские и турецкие бани, русскую баню, финскую сауну, сэнто и офуро в Японии… Различия между банями складывались исторически и обусловлены традициями народов, национальными обычаями и в немалой степени климатическими особенностями. Идея использования бани для укрепления здоровья, борьбы с различными недугами — ровесница самой бани, так что сузить определение бани до «помещения для мытья тела» невозможно в принципе. Ведь еще сто с лишним лет назад в «Московском врачебном журнале» о бане писали, что она «отменно успокоительна после дороги и в путешествиях, усталый от ходьбы или разбитый ездой человек едва тащится в баню, а выпарившись там и вымывшись, идет домой свеж и не чувствует в себе никакой разладицы…» Впрочем, некоторые современные физиологи утверждают, что чрезмерный перегрев в парной может даже вызвать приступ агрессии. Но это, скорее всего, как для кого.
В Сочи существует довольно много бань, большая часть которых настроена на предоставление скорее… ммм… развлекательных услуг. Причем нередко высококачественных.
Общественных бань в ранге МУП на весь Большой Сочи всего 3. И так как строились эти коммунальные предприятия, как правило, в самом центре населенных пунктов, то судьба их то и дело подвешивается: земля под банями довольно дорогая. Коль скоро мы коснулись этой проблемы, нельзя обойти вниманием и младших братьев бань — душевых павильонов. С ними еще плачевнее: к примеру, в Лоо душевые павильоны не работают уж полтора десятилетия. Разрушенное муниципальное имущество бывших «помывочных» в Красной Поляне ныне — площадка для инвестиционного проекта. Баня в Лазаревском то и дело становится эпицентром имущественных войн. Другое дело в армии. Там у «помывочных» защита военная: баня для любой части — объект стратегический: солдата надо в чистоте блюсти. Так то в армии…
Признаки «развлекательных» бань очевидны: собственно парилка в них неуютная. Даже если термометр показывает требуемые для русской классической бани 60 градусов, а гигрометр — стандартную для русской парной 60-процентную влажность, пар здесь не «легкий», а если еще и плеснуть на камни — получится сущая душегубка, в которой голова кружится, сердце бьется нездорово и хочется скорее выйти на воздух. Такого же неприятного эффекта можно добиться, если в парилке сушить полотенца.
Шок — это по-нашему
В чистом виде «сауны» или «русские парные» среди городских сочинских бань не представлены. Утром в парилке жарко и сухо — условия, максимально приближенные к «финским», потом вениками и полотенцами заносится влага, и уже к обеду условия вполне «русские». От головной боли любителей спасает большая поверхность выпаривания: полок в городской парилке много. А в душевой перед парилкой — вообще условия турецкой бани. Хотелось бы, конечно, не суррогатов, а разных отделений, но за неимением… С другой стороны, банные комплексы, позволяющие, не выезжая из Сочи, попробовать довольно правдоподобные стилизации под «настоящие турецкие», «финские» и прочая-прочая бани, в городе есть. Правда, в другой ценовой категории. Например, «Баня-лэнд» на Красной Поляне.
В то же время, любое температурное воздействие, как его ни назови и где ему ни подвергайся, это шок для человеческого организма. 65-80 % — это нормальная влажность нашего атмосферного воздуха. То есть влажность в русской бане соответствует нормальным климатическим условиям и сама по себе не является стрессовым фактором. Другое дело, что в сочетании с температурным режимом в 70 °С она создает фактор шокового воздействия на организм. Если же при такой влажности догнать температуру до 90 °С, то это уже будет нечто экстремальное, и выдержать такую парилку смогут далеко не все. Влажность в сауне составляет обычно 3-8 %. Такого сухого воздуха не бывает в природе, и наши легкие не приспособлены им дышать, это для организма тоже своеобразный шок. Но при средней температуре 90-110 °С и правильно спроектированной системе вентиляции в сауне легко дышится, и большинство людей себя вполне хорошо чувствуют. Теплопроводность влажного воздуха намного выше, чем сухого, поэтому существует обратная зависимость температуры и влажности в бане: чем выше влажность, тем меньшую температуру можно выдержать, и наоборот.
С веником и в маске
Посещение как русской бани, так и сауны и городской бани «смешанного типа» оказывает положительное воздействие на здоровье человека, так как способствует выведению шлаков из организма в результате потоотделения. Но какая же баня без веника? Главное место, в котором городской житель приобретает свой главный банный аксессуар, — не в лесу или парке, а на рынке. Торжище предлагает веники на любой вкус: встречаются даже с лапами елки. Но самые популярные в Сочи — дубовые (покупают преимущественно мужчины), а также березовые, можжевеловые, даже крапивные и, конечно, эвкалиптовые. По поводу последних не сочинским покупателям продавцы долго объясняют, что, хоть с длинными листиками, хоть с круглыми, эвкалиптовый веник — отличная штука. Из «банно-гламурных» новинок на рынке — кленовый веник: мягче дубового, но с усиленным «массажным» эффектом. Цены на связанный товар, кстати сказать, в последнее время подскочили — инфляция. В мужском отделении принято веники перевязывать «под себя» — ритуал такой. А иные профессионалы такие веники даже «прессуют», а то и листья на них секретным способом подрезают.
В каждой сумке, проносимой в женское отделение, — несметное разнообразие всего, что можно на себя намазать. Легкий вариант — мед и соль. У любительниц банных процедур со стажем вполне при себе может оказаться полкило горького шоколада. Его растапливают в парилке и наносят на все тело. Вид получается довольно жуткий. Но потом кожа на ощупь — нежнее, чем от самого лучшего французского крема. Встречаются и совсем уж неожиданные массы для нанесения на тело: в ход идут и тонко смолотые засушенные корочки мандаринов, и осадок со дна винной бочки — кладезь биологически активных веществ, и, безусловно, «стандартные» — сметана, клубника…
В «банном клубе» все равны
О популярности банного клуба по интересам можно судить по регулярности ссор за место для шайки. Классических деревянных шаечек в городской бане нет давным-давно: пластиковые тазы и дезинфицировать легче, да и дешевле они. И все же, «интриги» (кто куда ставит этот тазик и прилагающиеся аксессуары) плетутся постоянно — этакое стандартное развлечение, впрочем, как правило, проходящее в стиле «лайт», — драка с вызовом милиции случилась лишь однажды. Кстати, произошла она в женском отделении. И надо же было такому случиться: вызванный «на разборку» милиционер оказался… мужем одной из подравшихся дам. Вспомним еще раз напоминание физиологов о возможной агрессии из-за злоупотребления парилкой. Иначе говоря, голову беречь надо, а то напечет. И вообще, в парную без шапочки или полотенца на голове заходить не стоит. Перенапрягаться и высиживать в парной 20 минут, «чтоб пробрало», тоже нежелательно — на сердечно-сосудистую систему нагрузка непомерная. 6 заходов по 3 минуты дают лучший лечебный эффект. Ну и уж ни в коем случае нельзя идти в баню «сильно после вчерашнего» и, тем паче, «сегодняшнего». Тут уж не до агрессии, до инфаркта можно допариться.
Кстати, интересный факт. В стене, разделяющей мужское и женское отделения, есть дверь. Она, естественно, заперта. Но все равно каждый пятый парящийся мужчина проверяет ее замок «на крепость». Женщины, правда, таких попыток не предпринимают. Но вот что всех парящихся объединяет. Если в парную по служебной необходимости вдруг входит сотрудник (в женское отделение) или сотрудница (в мужское), то раздается «команда»: «Извините, просьба отвернуться!» И что? В лучшем случае один-двое так и сделают. Все же остальные, наоборот, развернутся в «полный анфас». Да, баня смывает все, у многих даже элементы стыдливости.
И все же в бане больше перспектив попасть под вполне дружелюбную взаимопомощь, чем под агрессию: народ здесь в большинстве своем распаренный, мягкий. А тот, кто еще и к массажисту завернул, вообще полулежит себе в креслах фантастической конструкции в предбаннике и на радикальные действия не способен уже абсолютно. И уж точно одно: раз побывавшие в бане, сюда возвращаются за этим простым удовольствием снова и снова. Можно, конечно, попытаться воссоздать парные условия дома: паровые кабины и душевые с паром — очень популярный в Европе вариант. Можно просто полежать в горячей ванне. Тоже имеет свою прелесть… Но баня — она и в Сочи баня. Ведь здесь — свой клуб «по интересам», нет генералов и рабочих — нагишом все равны. Здесь возникает ностальгическое ощущение такой привычной «коммунальной квартиры». А еще если рядом на столике — рыбец, пивные кружки или горячий ароматный чай с лимоном!
Очень часто в баню приходят с детьми. И те, подрастая, уже не мыслят себя без похода в нее. Здесь свой мир. Баня — не помывка, это ритуал. Она, в хорошем смысле слова, как наркотик. Не случайно, когда летом «главная сочинская» баня на какое-то время закрывается из-за ремонта котельной, то у закрытых дверей нет-нет да и толпятся люди, расспрашивая друг друга: «Не знаете, скоро ли?..»
Вы дочитали эти строки? А теперь — идите в баню. И с легким паром!
Лариса ЗУЕВА, Владимир СУРОВЦЕВ