Нацпроект «Здоровье» в олимпийском Сочи реализуется олимпийскими темпами. Возводятся новые корпуса больниц и поликлиник, реконструируются старые, приобретается новое оборудование. Однако на заседании департамента здравоохранения сочинцам настоятельно рекомендовали ускорить темпы. Начальник управления по здравоохранению Юрий Митин убежден: это реально, но пока что мешает человеческий фактор.
— Юрий Сергеевич, представители вашего управления и районных администраций начали осуществлять прием граждан непосредственно в медицинских учреждениях. Более того, в поликлиниках и больницах установлены специальные ящики для писем горожан. С чем связано такое новшество?
— Для нас крайне важно наладить конструктивный диалог с теми, ради кого мы работаем. Раньше пациенты, к сожалению, не всегда могли рассчитывать на внимательное отношение со стороны медперсонала. А порою актуальные вопросы решались не сразу. Где-то они выходили за рамки полномочий руководства учреждения, где-то проблемы банально пускали на самотек. Однако наша задача — создать для пациента обстановку взаимопонимания, иметь возможность аргументированно ответить на его вопросы и принять конкретные меры. Люди доверяют нам, но это доверие нужно ведь заслужить. Поэтому и ящики для обратной связи, и участие руководства в процессе диалога с людьми — показатель того, насколько такое общение необходимо. Обеим сторонам.
— Говорят, обращений горожан стало больше. Что может быть причиной — уровень услуг или возросшие требования населения к их качеству? Самосознание потребителя, если угодно…
— Думаю, и то, и другое. В равной степени. Люди сегодня имеют гарантию получения медицинской помощи. Но задают резонный вопрос: а какого качества эти услуги? Будут они оказаны своевременно и на надлежащем уровне? Соответственно, растет и число обращений граждан. Мы же будем регулярно анализировать поступающие вопросы и предложения, принимать по ним решения. Где-то, быть может, нужно добавить узкопрофильного специалиста, где-то изменить часы приема, где-то обустроить подъезды к медучреждению, а кое-где обратить внимание на этические вопросы и проблему взаимоотношений врачей и пациентов. Откровенно говоря, мы еще не до конца изжили равнодушие и невнимательность со стороны медиков, особенно по отношению к людям преклонного возраста. Начиная с регистратуры и заканчивая кабинетом врача. А участвуя в таком диалоге, люди сами формируют благоприятные для себя условия.
— Мы можем назвать этот диалог достаточно эффективным?
— Конечно. Но только в том случае, если обе стороны будут принимать в нем активное участие. Если пациенты с большим пониманием станут относиться к медперсоналу. И будут видеть в них не только источник помощи, но и живых людей. А врачи не будут отмахиваться от пациентов, не позволят себе очерстветь. Если не будут разменивать профессионализм на мздоимство и извлечение прибыли.
— Может, недостаточно высокий уровень зарплаты влияет на это?
— Чаще всего финансовым вопросом прикрываются те, у кого с этим все в порядке. А истинные профессионалы просто работают. Заработная плата у медицинских работников увеличивается. Кроме надбавки стимулирующего характера для работников поликлиник (10 тысяч — участковым врачам и 5 тысяч — медсестрам), получают выплаты и врачи фельдшерско-акушерской службы, скорой помощи, ряд других работников медицинской сферы. В скором времени это коснется медработников стационара. Конечно, мы пока не можем говорить, что создали полную финансовую привлекательность профессии, однако ситуация разительно отличается от той, что была еще лет пять назад, когда вся отрасль жила на «сухом пайке». Тогда мы потеряли немало специалистов, которые предпочли более спокойную и лучше оплачиваемую работу в санаториях. А сегодня люди начали возвращаться.
— Известны и другие положительные тенденции. Реконструируется 4-я городская больница, переживает второе рождение больница в Адлере, в ряде лечебных учреждений обновлено оборудование. Однако на заседании департамента здравоохранения у вице-губернатора Галины Золиной были претензии к медицинскому развитию Сочи…
— Сегодня глава города большое внимание уделяет социальному блоку, в том числе здравоохранению. За короткое время отремонтированы лечебные учреждения во всех районах города, некоторые фактически возводятся вновь. Деньги — колоссальные. Вместе с тем, в былые годы наши больницы подолгу не знали ни ремонтов, ни обновления медицинского оборудования. Поэтому и объемы работ велики. В определенной степени мы уступаем некоторым регионам, где развитие отрасли и прежде шло успешнее. Часть претензий были высказаны в адрес ряда руководителей медучреждений. Наряду со строительством и реконструкцией больниц, приобретением нового оборудования нужно работать над «внутренним содержанием» тех, от кого зависит наше здоровье. Ведь формирование общественного мнения о состоянии медицинской сферы зависит от самих медиков. А к общественному мнению прислушивается и руководство города, и руководство края. Потому и высказывают претензии. Обратная связь — та самая, с которой мы начали разговор, работает.
— Связь работает, принимаются конкретные меры. Но это вопросы, скажем так, местного регулирования. А как реализуется нацпроект «Здоровье» в нашем городе?
— Сейчас активно привлекаются средства в рамках национального проекта «Здоровье». Мы обращаем особое внимание на первичную медико-санитарную помощь, на наши поликлиники. За минувший год приобретено 67 комплектов диагностического оборудования. В ремонт лечебно-профилактических учреждений вложено свыше 215 миллионов рублей. Реконструкция той же «четверки» — кардиологического отделения горбольницы — обошлась городу в 250 миллионов. Теперь больница оснащена по последнему слову техники и сможет единовременно принимать 650 пациентов. Город приобрел 19 автомобилей скорой помощи. А в планах на этот год — начало строительства больницы в Красной Поляне. Нынешняя построена еще в 1912 году и давно уже не отвечает современным требованиям. Новая больница — на 150 мест — будет построена примерно за полтора года и сможет оказывать помощь по всем направлениям патологии и хирургии. Также планируется завершение строительства больницы в Дагомысе и там же возведение инфекционной больницы на 300 мест. Среди других достижений — сокращение нецелевых расходов и оптимизация финансирования, грамотное взаимодействие с фондом медицинского страхования и, что особенно приятно, повышение рождаемости. В 2007 году в Сочи родилось на 600 младенцев больше, чем годом раньше. Стоит отметить систему обучения и повышения квалификации работников медицинской сферы, организованную государством. Но государство требует и отдачу в виде квалифицированной помощи людям. Система совершенствуется, но темпы могут быть и выше. Самое важное для нас — преодолеть человеческий фактор — непонимание, равнодушие, бездействие.
— И тогда, наконец, необходимость в обратной связи отпадет…
— Ни в коем случае! Если мы откажемся от нее, мы похороним все наши достижения и перечеркнем годы работы на созидание. Поэтому обратная связь будет всегда. Она наш ориентир в развитии всей отрасли здравоохранения.
Беседовал Максим БЕРЕЗИН