За последние годы Краснодарский край стал наиболее динамично развивающимся регионом России. Растут объемы валового регионального продукта и привлекаемых инвестиций, бюджет края исполняется с профицитом. Свою роль в улучшении экономического климата сыграл и краевой парламент. Именно он рассматривает и утверждает бюджет края, который является мощным фактором реализации экономической стратегии региона.
О работе над основным финансовым документом рассказывает наш депутат в Законодательном Собрании Краснодарского края Александр ЗВЯГИН.
— В декабре 2007 года на последней сессии краевого парламента депутатами был рассмотрен и принят в окончательном варианте Закон «О краевом бюджете на 2008 год». Вы принимали непосредственное участие в работе над документом, поэтому нашим читателям, наверняка, будет интересна ваша оценка закона.
— Без преувеличения можно сказать, что в повестке дня сессии этот вопрос был главным. Объясняется это просто. Любой из законопроектов, принимаемых краевым парламентом, всегда будет в той или иной степени привязан к основному финансовому документу. Любая краевая программа ничего не стоит без стабильного финансирования. Бюджет-2008, являясь комплексным финансовым документом, призван обеспечить устойчивое развитие региона. Неизменной остается его стратегическая цель — повышение уровня и качества жизни наших земляков. Он нацелен на дальнейшее поступательное развитие Краснодарского края, выполнение его целевых, долгосрочных и экономических программ. Финансовые средства в 2008 году будут сконцентрированы на действительно важнейших направлениях социально-экономического развития края, будет снижена налоговая нагрузка на субъекты краевой экономики до уровня, способствующего его поступательному развитию.
— Как велась работа над главным финансовым документом?
— Наша практика — утверждение бюджета до наступления календарного года. Скажу прямо, в условиях досрочного сложения полномочий Законодательным Собранием Краснодарского края 3-го созыва, подготовки и проведения выборов в Государственную Думу РФ и ЗСК 4-го созыва было сложно выдерживать заданный ритм. Кроме того, основные показатели региональных бюджетов зависят от федерального и любые сложности в работе над бюджетом страны в целом сказываются и при утверждении региональных бюджетов. Тем не менее, и 2008 год наш регион встретил с бюджетом, уже утвержденным краевым парламентом. Разработчиком главного финансового документа является отраслевой департамент администрации Краснодарского края.
Хочу отметить, что в 2007 году департамент сработал на высоком профессиональном уровне и практически не оставил депутатам Законодательного Собрания возможности «работать над ошибками». Техническая конструкция бюджета выполнена просто безукоризненно. Отсюда и малое количество дополнений и поправок при принятии закона в первом чтении.
— Это — концептуальная оценка краевого бюджета на 2008 год. Думаю, нашим читателям будут интересны показатели основного финансового документа.
— Краевой бюджет наряду с бюджетами 426-ти муниципальных образований является составной частью консолидированного бюджета Краснодарского края. Доходы его формируют, в основном, налоги на доходы физических лиц, прибыль организаций, имущество юридических лиц, земельный налог, акцизы и арендная плата за землю. Прогнозируемые доходы консолидированного бюджета на 2008 год с учетом федеральных средств — 106,5 млрд руб., с приростом к 2007 году на 19 %. Проект консолидированного бюджета на 2008 год по расходам составляет 105,8 млрд руб. Из них на социальную сферу — 69,5 млрд руб., национальную экономику — 11 млрд руб., жилищно-коммунальное хозяйство — 10,8 млрд руб., национальную безопасность — 5,9 млрд руб., общегосударственные и другие вопросы — 8,6 млрд руб.
Краевой бюджет на 2008 год утвержден по доходам в сумме 78929932,2 тыс. руб. и по расходам в сумме 78512350,2 тыс. руб. Утверждено превышение доходов над расходами в размере 417582 тыс. руб.
Будут существенно увеличены объемы краевых субсидий и субвенций, направляемых органами государственной власти Краснодарского края в Сочи. Достаточно сказать, что только субсидии на реализацию федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006 — 2014 годы)» бюджету муниципального образования город-курорт Сочи составят 2859313,1 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 1610951,8 тыс. руб.
— В СМИ уже дана характеристика новому бюджету как «самому социальному» из региональных бюджетов в России. Каково ваше отношение к такой характеристике?
— Действительно, основной задачей нового финансового документа является качественное улучшение жизни населения Краснодарского края. Основные акценты в нем расставлены так, чтобы максимально укрепить самые необходимые жизненно важные бюджетные статьи. Это защита материнства и детства, развитие образования, забота о здоровье, обеспечение достойной старости. На социальную сферу будет направлено 69,5 млрд руб., или 78 % всех расходов бюджета, прирост к 2007 году здесь составляет 18 %, что благотворно скажется на дальнейшей реализации национальных проектов, позволит решить такие задачи, как сохранение и укрепление сети социально-культурных учреждений. А это свыше 7000 государственных и муниципальных учреждений. Среди них 1372 школы, 1374 детских сада, 457 больниц и поликлиник, 976 домов культуры и клубов, 220 объектов спортивной направленности. В бюджет заложены средства на своевременное повышение оплаты труда работникам социальной сферы, включая социальные выплаты и льготы. А это — 310 тыс. наших земляков. Сохранится динамика роста расходов в области здравоохранения и образования. Будут производиться денежные выплаты ветеранам, семьям с детьми и другим категориям населения в рамках установленных полномочий.
— Какие принципы бюджетной политики, на ваш взгляд, удалось реализовать при принятии этого закона?
— Принципы открытости, прозрачности. Бюджет края, кроме социальной ориентированности, еще и инвестиционно привлекателен. Еще раз подчеркну: эти принципы направлены, прежде всего, на повышение качества жизни наших земляков. Ради этого мы все и работаем.
— Принято считать, что при работе над бюджетом депутаты, прежде всего, лоббируют те отрасли и направления, которые им «ближе». Отсюда и широко употребляемое в политической лексике слово «лоббирование». Депутата Звягина можно назвать лоббистом?
— Знаете, я не обижусь, если меня назовут депутатом, лоббирующим интересы родного города. Я действительно это делаю, и когда у меня это хорошо получается, — бываю доволен своей работой. Доволен тем, что мне удалось отстоять в крае интересы своих земляков. Здесь нужно сказать, что, несмотря на то, что мнения депутатов-сочинцев в ЗСК часто не совпадают по отдельным вопросам, в отношении защиты интересов родного города — мы всегда едины.
Главное здесь — конечная цель, ради которой предпринимаются усилия. Если они направлены в сторону какой-то отдельной отрасли или направления, на мой взгляд, это — злоупотребление полномочиями депутата. Если же речь идет об интересах государства, края, родного города, это — проявление патриотизма.
А как раз патриотизма в органах власти сегодня нам ой как не хватает!
Беседовал Сергей ВИКТОРОВ