О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ЛЕОПАРД ВОЗВРАЩАЕТСЯ

   Природа — самое дорогое, что у нас есть. И проведение в Сочи Олимпиады — это отнюдь не удар по экологии нашего уникального города. Как раз наоборот — все, что делается в связи с олимпийским движением, выверяется самыми строгими экологическими мерками и в дальнейшем послужит не только сохранению, но и расцвету растительного и животного мира Северного Кавказа. Об этом беседа нашего корреспондента с директором Всемирного фонда дикой природы (WWF) — Россия Игорем ЧЕСТИНЫМ.

   — Прежде всего, Игорь Евгеньевич, несколько слов о возглавляемом вами фонде. Какие цели он ставит перед собой?
   — Всемирный фонд дикой природы — одна из крупнейших общественных природоохранных организаций. В России он начал свою деятельность в 1988 году реализацией проекта по сохранению уникальной природы Нижней Волги. Сегодня у нас в программе — обширная работа на Кавказе, в том числе и в связи с планами проведения зимней Олимпиады 2014 года.

   — Какие конкретные проекты осуществляются сейчас в нашем регионе?
   — Если говорить кратко, то мы должны создать условия, гарантирующие долгосрочное сохранение биологического разнообразия и восстановление численности копытных не только в Кавказском заповеднике, но и на прилегающих к нему территориях, тем более что планируемая реинтродукция леопарда требует оптимизации системы природоохраны всего западного Кавказского региона.
   Основное, чем мы сейчас занимаемся, — создание биосферного полигона Тибердинского государственного заповедника. Он соединит территории Тибердинского и Кавказского заповедников — получится непрерывная система особо охраняемых территорий от побережья Черного моря почти до Эльбруса.

   — Вы — один из инициаторов программы по сохранению переднеазиатского леопарда. Насколько это реально?
   — Программа реинтродукции леопарда — это попытка вернуть его на Кавказ, где он еще в некоторой степени сохранился. Этот вид занесен во все Красные книги, и многие специалисты считали, что на Кавказе его вообще уже нет. Но экспедиции, проведенные здесь, подтвердили, что отдельные небольшие очаги обитания этого великолепного зверя все еще есть. Но на Северном Кавказе, где когда-то существовала достаточно устойчивая его популяция, леопарда на сегодняшний день нет. Надеяться, что этот вид сам по себе возродится, пока не приходится. На это можно было рассчитывать, если бы мы полностью прекратили освоение этого региона, то есть сделали бы Кавказ одной большой заповедной зоной. Поскольку это нереально, то единственным средством возвращения леопарда является его реинтродукция на исконные места обитания. Почему для этих целей избран Западный Кавказ? Леопард еще встречается в отдельных местах Чечни, Дагестана, Ингушетии, но там сейчас затруднительно проводить научную работу. В западной же части есть особо охраняемые территории, такие как Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Тибердинский заповедник. Эта система позволяет выделить довольно крупную территорию, не тронутую деятельностью человека. Именно там леопард в свое время существовал в достаточном количестве. На территории Кавказского заповедника, к тому же, самые крупные популяции копытных, они достаточно хорошо охраняются. Группа экспертов, обследовав весь Кавказ, пришла к выводу, что на сегодняшний день эта территория самая подходящая.
   Мы хотим отработать здесь методику реинтродукции леопарда, которую потом, возможно, будем внедрять на всей территории Кавказа и, путем переговоров с соседними странами, не исключено, распространять и там. Мирового опыта по размещению таких крупных кошек в горной местности нет. Начинаем практически с нуля.

   — Даже оптимисты в таких случаях говорят «если». Будут ли средства на это?
   — Это первый такой долгосрочный проект в России, финансируемый не только государством, но и бизнесом. Участвуют в нем две компании — оператор мобильной связи «Билайн» и сочинская «Роза-Хутор». Они приняли решение о выделении средств на первые четыре года, но потом, с получением первых практических результатов, есть перспектива продления сотрудничества.

   — Наивный вопрос, Игорь Евгеньевич: представляет ли опасность для человека выпуск в природу такого свирепого зверя?
   — Между прочим, наивные вопросы иногда оказываются самыми сложными в их решении. Поэтому когда мы выбирали территорию для начальных этапов реинтродукции, то остановились на участке заповедника, который ограничен двумя большими реками. Здесь есть возможность создать популяцию животных вдалеке от населенных пунктов. Там достаточно копытных животных для питания леопарда, и ему нет необходимости подходить близко к жилью человека.

   — Тот же вопрос, но только, так сказать, с другой стороны: как добиться того, чтобы человек не стал главной угрозой существованию леопарда? Ведь найдутся охотники и на прекрасную шкуру животного, и на то, чтобы хлебнуть адреналина в схватке с диким зверем. Кому-то просто захочется оградить себя от опасного соседства…
   — А помните, как было в Приморье? В начале 90-х годов, когда поставили задачу возродить амурского тигра, население холодно относилось к зверю. Понятно, кому такое соседство не покажется опасным! Бывали случаи, когда тигры в поисках пищи заходили в деревни, поселки, иногда убивали собак, скот. Понадобилось несколько лет активной работы с населением, чтобы изменить отношение к этому животному как фактору беспокойства и опасности. Даже в школах среди детей проводили просветительскую работу. Сейчас тигр в Приморье воспринимается как национальный символ, это своего рода брэнд края. Население крайне отрицательно относится к браконьерам. Такую работу надо организовать и у нас.

Беседовал Виктор ГОЛУБЕВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT