О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Вся правда о «Фестивальном»

   Совсем мало времени отпущено Сочи, чтобы из города с мировой известностью превратиться в курорт с мировой популярностью, а работы — почти буквально — непочатый край. И тем приятнее, что одна из самых значимых точек роста на сочинской карте расположилась в области культуры. К этой части нашей жизни в России давно отношение специфическое: с одной стороны — испытанный повод для гордости, а с реверса той же золотой монеты — финансирование по остаточному принципу и, как следствие, заброшенные ДК, концертные площадки из прошлого века, с боями выбиваемые на реконструкцию театров деньги. Один из первых «олимпийских» инвестиционных проектов в своей основе имеет идею создания в Сочи уникального, самого современного и удобного на Юге России концертного и выставочного зала. О будущем «Фестивального» — наше интервью с руководителем департамента по архитектуре и строительству, главным архитектором Краснодарского края Юрием РЫСИНЫМ.

   — Юрий Владимирович, здание концертного зала «Фестивальный» дорого очень многим сочинцам и носит звание «визитной карточки города» с момента строительства. При всей спорности этого строения с точки зрения нынешних вкусов, быть может, есть возможность не строить новое, пусть и ультрасовременное здание, а реконструировать и переоборудовать то, что имеем?
   — Здание для своего возраста действительно не в самом плохом состоянии. Но поддерживать этот уровень дальше невозможно. Это был прекрасный проект, дитя своего времени, выполненный на острие тогдашних технологий. Но прошло время. Если не обманывать ни себя, ни людей, то надо признать: объект этот не может быть модернизирован в силу целого ряда обстоятельств. Технические и технологические запросы к театральным залам кардинально изменились, необходимы усиление конструкций, замена металла, который «устал», соблюдение совершенно иных требований к сейсмическим расчетам, использование подземного пространства гораздо более эффективно. Необходимо учитывать современные требования к кондиционированию, отоплению, вентиляции, безопасности. Театральные здания на сегодняшний день — одни из самых высокотехнологичных, это самые сложные из гражданских объектов. Поэтому начать модернизировать существующее здание, перекрывать, закрывать — только испортить его, при этом, не обеспечив главные требования безопасности.
   — Честно говоря, сочинцев пугает неумеренная многоэтажность новостроек в центре города.
   — Технологии идут вперед: только что у нас была встреча с сингапурскими архитекторами, они показывали свои наработки — это же уже просто «космос». Наша задача — к 2014 году привести к мировым стандартам весь город, а не только олимпийскую зону. Человек, попав в Сочи, однозначно захочет посмотреть достопримечательности, сходить на концерт: не будет же вся жизнь локализовываться в Имеретинской долине. А мы уже сегодня не можем гастрольные коллективы мирового уровня привезти в Сочи, потому что нет современной площадки. А все преимущества открытого пространства — главный козырь «Фестивального» сегодня — при нынешних технологиях легко воспроизводятся: достаточно сделать наружную стену трансформируемой.
   — Проект предусматривает такую возможность?
   — Сегодня прорабатывается эскизная часть, и проектом можно это предусмотреть, если мы поставим такую задачу. Тем более что, судя по заявке, которую делает инициатор проекта, — именно на это он и готов делать основной упор: самые современные технологии, самые современные материалы, электроника, мощная компьютеризация.
   — Депутаты, которые голосовали против принятия этого инвестиционного проекта на прошлой сессии Городского Собрания, аргументировали: «Мы не должны брать первый попавшийся проект, не надо торопиться, давайте подождем — возможно, будут другие предложения»…
   — Необходимо отметить, что окончательной концепции сейчас нет. Я видел шесть вариантов: в основном, они касаются образа здания. Я согласен с тем, что, пока решение не принято окончательно, вариантность, может, и должна быть. Возможно, возникнет необходимость провести конкурс. Почему нет? Но заказчику сегодня надо понять: мы будем вообще это делать или нет? Только тогда люди начнут вкладывать деньги, экспериментировать, разрабатывать. Но должны быть политическая воля и понимание того, что объект этот просто умирает. Надо искать пути спасения этого уникального сочинского места, пока у нас есть время и возможность. Что для меня абсолютно очевидно: необходимо сохранить прелесть этой территории — озеленение, террасирование, особенности рельефа, «втягивание» зеленого пространства в фойе, в открытые террасы — это однозначно должно быть сохранено. Нельзя здесь установить железобетонную, покрытую стеклом коробку! И концепция здания должна быть вписанной в реальную ситуацию, эффектной, образной, учитывающей окружение объекта. Прежде всего, должно быть общественное здание, которое добавит сочинскому шарму еще и элемент столичности.
   — Политическая воля в каком объеме? Первое чтение в Городском Собрании — это уже воля или еще нет?
   — Это серьезное проявление намерений и свидетельство того, что власть — и краевая, и городская, общественность, депутаты готовы принять четкое решение. Это важно, потому что архитектура всегда, а тем более сегодня в Сочи, выполняет социальный заказ.
   — Создание современного мультипрофильного развлекательного центра у нас сегодня идет как социальный заказ?
   — Социальный заказ — поднять статус города-курорта Сочи. В том числе для этого необходимо создавать современные зрелищные объекты, торговые, транспортные, инфраструктурные. Не будет хоть какого-то одного из этих элементов — не будет современного города, не надо себя обманывать. Современный зрелищный комплекс в Сочи — такая же составляющая высокого уровня, как и все вышеперечисленное.
   — Проект создан специально для Сочи или аналогичные сооружения есть в стране, мире? И известна ли его примерная стоимость?
   — Строго безоговорочно — это специальный проект. С точки зрения алгоритма любое крупное сооружение рождается по одному сценарию, но, с точки зрения индивидуализации задачи, тем более, учитывая высокую сейсмическую опасность района и социальную нагрузку, — это уникальный специальный объект, разрабатывая который авторы очень серьезно подошли к вопросу «вписывания» его в городскую среду. Изменения в проекте будут. После принятия принципиального решения будут детализация, другой уровень проектирования, варианты. По стоимости же могу сказать только одно: было бы наивно и несерьезно пытаться на глазок определить стоимость такого объекта. Cкорее, это сотни миллионов долларов. Масштаб таков.
   — Кроме строительства рядом с новым концертным комплексом двух высоток гостиничного и апартаментного типа, как это предполагают предварительные разработки, будут ли у застройщика другие преференции? Участки в Имеретинке, Красной Поляне?
   — Поскольку движение по пути превращения Сочи в город мирового уровня только начато, не исключено, что инвестор захочет что-то еще построить, войти еще в какой-то проект. Почему бы и нет? Лишь бы это было в интересах города и края.
   — В этом проекте рассматривается вторая, менее известная часть — накрыть Летний театр парка имени Фрунзе. Это еще не вычеркнули под шумок?
   — Ни в коем случае! Это полноценный альтернативный вариант. Мы же не можем потерять на годы строительства зал и за это время отучить людей от того, что в Сочи проходят серьезные культурные мероприятия. Это не временная мера, а создание другого полноценного объекта, который будет востребован и после строительства нового комплекса. Ни один, даже новый современный гигантский зал не справится с потребностями огромного курортного города. По большому счету, в каждом районе должны быть хорошие объекты культуры: один — главный и несколько — поскромнее. Летний — один из главных дублеров на многие годы. Конечно, эта часть менее затратная и по срокам более сжатая, но ни на качестве, ни на сроке службы нового объекта это не должно сказаться.
   — У меня чисто «российский» вопрос: кто будет контролировать весь ход работ, соблюдение инвестиционного контракта, распределение полученных площадей и т.д.?
   — Такой объект может реализовывать только высококлассная управляющая компания и опытный, мирового класса подрядчик. Естественно, и проектная организация должна быть мирового уровня, имеющей опыт, вес, репутацию. А контролировать — не самый сложный вопрос. Никаких компромиссов с ухудшением проекта быть не может. Заявить высокий уровень и наблюдать, как на твоих глазах этот уровень падает, никто не позволит. В первую очередь, руководители края, города, архитектурные службы, архитектурная общественность — Союз архитекторов России, Российская академия архитектуры. Статус олимпийского города — вещь серьезная, и никаких поблажек здесь быть не может.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT