Фотография — это искусство. У него — свои законы, главный из которых: умения нажимать на кнопку недостаточно. И нередко снимки можно с точки зрения художественной выбрасывать в мусорное ведро по причине того, что человек просто не умеет держать в руках фотоаппарат. Стоит бегло просмотреть, что выплевывает из своих недр автомат печати фотографий, чтобы убедиться: большинство фотоаппаратовладельцев снимает стандартно: стоя, глядя в видоискатель. Изображение получается вполне привычным и… не самым интересным. Линия горизонта — место, где небо сходится с морем или где горные вершины рвут тафту облаков — оказывается посередине, фигуры людей имеют знакомые очертания и формы. Попробуем по-другому!
Композиция фотографий — золото
Фотографировать со средней точки площадь перед Художественным музеем, набережную, Курортный проспект и здания масштаба Зимнего театра вообще бессмысленно. Отлов перспективы — линейной (уходящие в бесконечность аллеи, колоннады, речки) или воздушной (впереди — четкий портрет снимаемого, а перспектива размыта дымкой) — спасает композицию. Но именно здесь важно попытаться уловить «золотое сечение», дающее наиболее гармоничную, спокойную, уравновешенную композицию. При этой пропорции расстояние от одной из сторон снимка до его главной детали (хоть лица, хоть пупка) равно примерно 3/5 расстояния между сторонами самого снимка.
Иногда снимок вытягивает такой дефект как «аберрация» — погрешности изображения, созданные объективом. Прямые линии, снятые с близкого расстояния, могут стать вогнутыми. Вот так иной раз, совсем без доброго умысла снимающего, город с фотографии начинает «улыбаться».
«Засада» близкого фотографирования таится в портретной съемке. Каждый, кто пытался заснять камерой родного телефона себя дорогого, знает, каким выдающимся в этом случае получается нос (даже если у оригинала он как у Шерон Стоун), как шикарно-округло прорисовываются хомячьи щеки, как мило по бокам этой композиции смотрятся развесистые уши. Вообще, появление в кадре уха крупным планом оправданно только в одном случае: если это сочинское Ухо для загадывания желаний. Или пособие для ЛОР-врачей. Но иногда жесткая ирония в идее снимка может и порадовать смотрящих фотоотчет о днях, проведенных в Сочи. Например, классический снимок на скамье Примирения в парке «Ривьера» можно сделать не «в лоб», а сзади. Если, конечно, сзади фотомодель достаточно ммм… фотогенична.
А на фоне красного Ленина у той же «Ривьеры» хорошо фотографироваться в положении парадного снимка членов политбюро: важные позы, озабоченные лица. А-ля «пионерские линейки» неплохо получаются на фоне знамен, выставленных в одном из корпусов «Мацесты». В других ситуациях сложно извинить столь «живенькую» композицию кадра. Но увы, мы, фотолюбители с «мыльницами» наперевес, так и норовим выстроить компанию в рядок даже на фоне, к этому совсем не располагающем: будь то Бременские музыканты на площади Искусств или Отдыхающий в «Жемчужине». Упорствующим в своей фотобездарности по плечу даже испортить виды с чудной достопримечательностью центральной набережной — Нептуном. Хотя с ним-то уж снимать — одно удовольствие, главное не пытаться это сделать ясным полднем: на лица будет страшно глядеть. Нептуну-то все равно, он бетонный, а люди, увидев себя с глубокими тенями под глазами и черными морщинами у рта, начинают задумываться о стоимости пластических операций. Немного снимает этот эффект принудительная вспышка. Желание уместить в снимок все и сразу нередко приводит к кошмарным решениям. Например, дети на снимках часто выходят держащимися за ручку с безголовой мамой (голова в кадр не попала).
Пальмы и прочие елки-палки
Не сфотографироваться на фоне пальмы — непростительно ни для одного отпускника. В самом деле, сняться на фоне ресторанного натюрморта можно в любом другом городе страны. Можно попытаться сняться крупным планом с пальмой в обнимку. В этом случае рядом со снимающимся будет красоваться своеобразная волосатая нога, неизвестно где берущая начало и непонятно чем заканчивающаяся. Можно уместить в стандартные 10х15 пальму в полный рост и фотомодель размером с таракана. Для этого есть два пути. Отойти от прелестей пальмы хотя бы на пару метров, тогда в кадре хватит места обоим. И второй: снять красавицу в одиночестве и из положения «снизу». Это же касается всех вертикальных предметов — столбов, колонн и т.д. За счет перспективного искажения в кадр поместится вся роскошная шевелюра пальмы, и для облаков место останется. Память об отдыхе на всю зиму будет теплой.
При съемке снизу новыми очертаниями заиграет и без того нетипичный двухэтажный автобус-бар на пляже «Ривьера». Нижняя точка съемки делает красавца прямо-таки уходящим в бездонное сочинское небо. Кстати, ноги прислоненной к автобусу фотомодели в таком ракурсе тоже будут как у Нади Ауэрман (правило действует и без автобуса).
Архитектурные излишества
Передать прелести типичной сочинской архитектуры на плоском снимке довольно сложно: большинству компакт-камер не хватит «широты объектива». Но можно попробовать — город-то действительно красив. Правда, новые здания, увы, часто грешат против фотоэстетики. Черное зеркальное здание на снимке будет выглядеть черным пятном, желтое здание с синими тонированными окнами, соответственно, вариациями украинского флага… так что они если и проберутся в кадр, то, скорее всего, лишь в виде фона, просвечивающего через маскировочную сочинскую зелень. Тем не менее, изящный мостик через искусственный ручей заслуживает своего места в домашней фотогалерее. Да и все здания, которые приглянулись, можно попытаться снять так, чтобы в кадр вошел не только фас, но и хотя бы часть боковой стены.
Архитектуру снимают не под палящим солнцем и не в пасмурную погоду, а в то романтично-прекрасное время суток, когда на город начинает наступление томный вечер, садящееся солнце золотит фасады, а глубокие тени придают особый шик и перспективу архитектурным творениям. И уж совсем немного умения требуется, чтобы заснять удивительный по своему решению сочинский «Колизей». Огромное сооружение над водой и на фоне неба кажется легким и напоминает паруса, надутые самым ласковым сочинским бризом… Именно этого впечатления и добивался архитектор.
Впрочем, кое-что из действительно интересных архитектурных маячков Сочи снять прилично не удастся при всем желании. Подвесной мост через реку Сочи изящен в своей задумке и, увы, запущен в своей сути. Фотография в этом плане жестока и объективна. И как перед съемкой стоит замазать наиболее выступающие прыщи на лице, так и мостик неплохо бы хоть покрасить. Впрочем, теперь арки моста служат носителем рекламных баннеров, а сниматься на фоне рекламных логотипов нужно только неспроста.
Мороз и солнце -вид прелестный
Совсем скоро снимки, сделанные на льду сочинского городского катка, что на стадионе гимназии № 8, можно будет относить к историческим. Но пока есть возможность, забежав из плюс 35, вдохнуть морозный воздух, надо делать снимки и там. Здесь советы бывалых относительно съемки касаются не столько композиционного построения кадров, сколько отношения к снимающей технике. Она тоже не любит резких перепадов температуры. Даже если в пленочной мыльнице не потрескается пленка, смазка перематывающего механизма не застынет в самый неподходящий момент, а батарейки не дадут нужный разряд, пожалейте сам аппарат. Пуcть перед съемкой поохлаждается минут пятнадцать. При выходе из сочинского полюса холода дайте агрегату время прогреться: движущиеся части и оптика отблагодарят вас за теплое отношение бесперебойной работой.
Снимки же на льду прекрасны своей экспрессией. В самом деле, если коньки ты надел первый раз летом, да еще и в Сочи, трудно сохранить на лице дежурную фотоулыбку, от трафаретности которой скулы сводит. После попыток поймать счастье катания в движении, как правило, приходится объяснять рассматривающим фотографии: это синенькое размытое пятно сбоку — я, а это красненькое в верхнем углу — моя девушка. Итак, по возможности выставляем максимальную выдержку, ловим объективом объект и, пытаясь не смещать его положение в кадре, ведем за ним фотоаппарат, поворачиваясь всем корпусом. Тренировка для такой съемки потребуется, но результаты изумляют: пойманное мгновение передает ощущение скорости за счет четкого «объекта» и размытого фона.
Мохнатые и мокрые
И последний (не по значению) пласт сочинской натуры, требующий особых знаний при съемке, — животные. В сочинском аквариуме делать нормальные снимки относительно просто, и главное правило написано при входе: со вспышкой не снимать. Ну зачем вам художественно запечатленные блики?
Второе правило съемки животных относится к желающим щелкнуться с экзотической птичкой, обезьянкой или рептилией, которых буквально впихивают в руки отдыхающим. Совет этот от фотоискусства далек: помните, платить придется не за кадр, а за количество животных, которых вам успеет напихать в руки и водрузить на голову владелец передвижного мини-зоопарка. Самый безопасный для съемок представитель фауны расположен… нет, не в вольерном комплексе, не на страусиной ферме и не в зооуголке санатория «Октябрьский», хотя и там снимки будут чудными. Представитель сидит на лавочке на улице Воровского и круглосуточно готов радовать всех своей голливудской улыбкой. Садитесь и улыбнитесь: птичка вылетает! И Сочи вам улыбается!
Светлана ВОЛОШИНА