Если сказать, что в разгар курортного сезона, когда в Сочи десятки, а может быть, и несколько сотен тысяч гостей, проблема транспорта, и вообще движения, обостряется, то это будет неточно. Она до того остра в любой сезон, что, кажется, дальше заточить ее уже ничто не сможет. Временами город замирает в единой пробке, а вечерами улицы, особенно в районах остановок общественного транспорта, превращаются в сплошные людские «демонстрации». Но это не променад отдыхающих к морю, это, в основном, возвращающиеся по домам после рабочего дня сочинцы.
Есть ли выход из этого транспортного тупика? Есть! Теоретически он очерчен в федеральной целевой программе развития Сочи, в программах, связанных с подготовкой Олимпиады, региональной и муниципальной программах социально-экономического развития. Но сегодня уже можно сказать, что предпринимаются и практические шаги по развязке этого туго затянувшегося транспортного узла.
Проблема эта, по сути, делится на две составляющие: транспортировка грузов и организация пассажирских перевозок. Обе они неизбежно упираются в фактор перенасыщенности городских магистралей автомобильным транспортом.
Вот только несколько более чем характерных цифр. Если в 1990 году в Сочи было зарегистрировано 80 тысяч автомашин, то сегодня — 140 тысяч. Каждый год их количество увеличивается на 5 тысяч. Признаки растущего благосостояния сочинцев дополняются извне. Причем очень мощно: в августе по городу разъезжало около 170 тысяч автомобилей. Теперь задача стоит четко и однозначно: необходимо разгрузить этот транспортный поток.
Как заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, «сегодня вся наша работа переходит конкретно на автомобильные дороги курорта, морские терминалы, железную дорогу и объездную трассу вокруг города. Мы — министерство транспорта, администрации края и города — подпишем протокол уже конкретно по тому имуществу, которое необходимо будет строителям для того, чтобы построить развязки, а также для восстановления морского сообщения внутри Большого Сочи».
Позже, во время встречи в администрации Сочи министр пояснил, как это все будет происходить на практике.
— Мы обсуждали конкретные вопросы по проезду в городе и строительству новых развязок и морских причалов. Наши специалисты доложили один из вариантов — это строительство второго яруса над Курортным проспектом. Конечно, решать транспортную проблему в Сочи надо было раньше, но, тем не менее, у нас время есть. Сочинские специалисты предложили свои варианты, которые мы в ходе знакомства с ситуацией на месте еще обсудим.
Главное — и руководство города на этом настаивает — максимально сохранить зеленый наряд курорта. А подобные многоярусные эстакады возможны разве что в центре мегаполисов, например, в Гонконге (на снимке на с. 1), но никак не на курорте. Кстати, уже запроектировано строительство автодороги Мамайка — Лоо (в том числе и 7 мостов) стоимостью 50 млн. руб. Деньги на это уже выделены.
А Игорь Левитин уточнил: «Нам нужно подготовить Сочи за год-полтора до начала Олимпийских игр. Наша задача, чтобы в 2012 году все транспортные объекты города были готовы».
На днях принято решение на год раньше сдать большую объездную дорогу вокруг Сочи — к середине 2009 года. А в начале 2008 г. начнется строительство 4-полосной малой объездной.
И еще одна хорошая новость, которую сообщил Игорь Левитин: будут восстановлены 14 пирсов или, точнее, портопунктов, находящихся в собственности государства, а значит, возобновится пассажирское морское движение вдоль всего сочинского побережья. Это значительно снизит нагрузку с автомобильного транспорта. Все желающие смогут добираться из Адлера до Лазаревского со всеми предусмотренными остановками, как в добрые старые времена, по морю. Специалисты уже ищут ответ на вопрос, какие суда могут быть использованы под «морские такси». А это, согласитесь, совсем иной аромат поездки, нежели по загазованному проспекту, даже и по второму его ярусу.
Не будет в обозримом будущем и обычного для лета «прироста» машин на городских улицах. Виктор Колодяжный сообщил, что предусмотрено выделение земли от поселка Лазаревского и до самого центра для парковок «приезжих» автомобилей. То же самое планируется сделать и в Красной Поляне. С будущего года движение легковых машин здесь будет осуществляться только до тоннеля. Дальше можно будет добраться на комфортабельных автобусах, оставив автомобиль на временной стоянке.
Безусловно, разворачивающаяся в Сочи грандиозная стройка не может не касаться функционирования города в этот период, выделения земель, сноса строений. Вот что считает по этому поводу В. Колодяжный:
— Мы сделаем все, чтобы интересы горожан никак не пострадали. Будем стараться, чтобы все решалось без сноса. Слухов вообще много ходит. Но мы будем разрабатывать все проекты так, чтобы город работал и существовал в обычном режиме. Говорят, например, о том, что центр будет сноситься и перестраиваться. Это не так. Мы сегодня все делаем, чтобы защитить интересы сочинца. На сегодняшний день в частную собственность оформлена земля под 600 домами. Планируем эту работу закончить в 2009 году. Каждый житель многоэтажного дома будет защищен. Во время недавней встречи президент Владимир Путин четко поставил перед нами задачу сделать так, чтобы не были ущемлены законные права граждан — жителей города. И мы ее, безусловно, выполним.
Виктор ГОЛУБЕВ