О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ПРОДАВЕЦ ЗРЕЛИЩ

   Корреспондент «НДС» на время сменил профессию, став продавцом экскурсионных билетов
   Решившись на эксперимент: ненадолго занять место продавца экскурсионных билетов, я готовилась ко многому, но кто же мог предположить, что против меня будет само… солнце. Ясный солнечный денек — удар ниже пояса по экскурсионному бизнесу Сочи. Все, кто имеет возможность идти на пляж, туда и отправляются, толпой проходя мимо штендеров точек реализации экскурсионных билетов, усталых реализаторов и даже киосков «установленного образца». Именно в таком киоске, по условиям эксперимента, мне довелось проработать несколько часов. Отчет прилагается.

   Сон экскурсанта
   Подготовка к эксперименту была основательной. Во-первых, пусть и попирая чистоту эксперимента и основы «случайности выборки», место имело значение. Из 740 официально зарегистрированных управлением по курортному делу и туризму сочинских точек реализации билетов предпочтение киоску фирмы «Империя туризма», что напротив входа в «Ривьеру», было отдано по одной причине: при необходимости, экскурсионные билеты себе и своим гостям я бы купила именно здесь. Работает эта точка давно, да и само наличие не только стульчика под зонтиком, но и вполне бюджетного киоска говорит о том, что стоит он здесь не с целью быстренько собрать денег у граждан и раствориться.
   Боевое крещение пришлось принимать в экстремальной обстановке: под желтым зонтиком «экспериментальной» точки реализации появился мужчина с неприкрытым маской светскости желанием немедленно закатить скандал. Улыбка, которая была заготовлена для всех потенциальных клиентов, не сработала. «Мы купили у вас билеты — а на экскурсию не попали. Верните деньги!» «Здравствуйте», — автоматически отвечаю и понимаю, что полученные накануне познания о глубине и протяженности Воронцовских пещер в данной ситуации меня не спасут. В роли спасателя выступила временно уступившая мне рабочее место Светлана Сергеевна. Битые полчаса она с улыбкой и шуточками доказывала не попавшему на конную прогулку по Пластунке отпускнику, что такая веская причина как «да я просто проспал» основанием для возврата денег не является. Собственно, об этом черным по белому было написано и на обратной стороне его билета. Люди оглядывались на довольно шумное зрелище, но это совсем не то внимание, которого бы хотелось.
   — И часто так? — спрашиваю, когда успокоенный экскурсант уходит от нас с новыми билетами в руках (как при таком начале разговора удалось продать ему билеты еще и на другую экскурсию — так и осталось загадкой мастерства).
   — За все время, которое я здесь работаю, — впервые. Вообще-то, большинство отдыхающих благодушно настроены и дисциплинированны, хотя, люди разные, бывает, просто человек такой: все ему не так, на все надо пожаловаться.

   По следам МОК и «кольцу Абхазии»
   В раскаленный сочинский полдень продающийся рядом с нашим торговым местом квас привлекает гораздо больше, чем красивые снимки с видами достопримечательностей. Но вот обгоревшая до волдырей довольно молодая пара интересуется Красной Поляной. Перво-наперво — ценой. Она их не просто радует — веселит! Несмотря на широчайшую пиар-акцию этой зимы в честь поселка (эксперимент проводился до голосования МОК), цена на экскурсию и сегодня почти такая же, как и в прошлом году. Мини-путешествие к нашему Олимпу по-прежнему стоит 250 рублей. Правда «расходы на маршруте» с прошлогодних 850 рублей выросли до 1000. Столько придется заплатить за джипинг или подъемник. Плюс не оговариваемая сумма за питание. Но даже в Центральном районе можно купить экскурсию на 20-30 рублей дешевле. Дело в том, что каждый год на сочинский рынок экскурсионных услуг выходят 4-5 новых фирм, и некоторые из них стараются побыстрее «отбить» вложения простым способом — указать цену чуть меньше. Потом, зачастую, у въезда на каждый рекреационный объект начинается довольно некрасивая процедура вытягивания «экологического сбора», о котором заранее никого, естественно, не предупредили. В результате, «осадочек» остается и работает против всего сочинского экскурсионного бизнеса.
   …Я рассказывала этой паре про подъемник и альпийские луга, высокогорные озера и чистый горный воздух, безопасность дороги и чудо-тоннель по пути и сама удивлялась, какие увлекательные у нас места, но они остановили меня вопросом, казусность которого дошла не сразу: «А снаряга напрокат сколько стоит?» Оказалось, интересовались ребята из Томска перспективами… лыжной прогулки. По снегам Сочи в конце июля…
   «А вот еще рекламировали тур по следам МОК…» Было дело. Рекламировали. Но в свободной продаже мне эти прогулки что-то не встречались. Да и экскурсии в Эсто-Садок продают с надеждой, что единственный подъемник внезапно не отключат. Но экскурсантам этого, естественно, не говорят. Ограничиваюсь вежливым: «К сожалению, по этому направлению не работаем». В конце концов, томичи покупают билеты на один из самых популярных маршрутов: по «кольцу Абхазии». Не последнюю роль в их выборе сыграла техническая сторона вопроса: путешествие идет на хорошем полутораэтажном автобусе с кондиционером.
   — А если дождь пойдет? — пессимистично, но дальновидно поинтересовалась девушка.
   — В этом случае экскурсия переносится на другое время, — эту фразу мне подсказали при «первичном инструктаже».
   — А если людей будет мало — поедете? — проявляет прагматизм гость курорта. Остается заверить: безусловно. У экскурсионных фирм взаимовыручка действует четко: сегодня мы к вам подсаживаем, завтра — вы к нам, чтобы зря арендованные автобусы не гонять. Да и интересно иной раз глянуть — как работает «дружественная организация». Случается, что на ту же Красную Поляну едут люди с купальниками и надувными кругами: на месте продажи им сказали, что на Поляне — чудесная речка Мзымта. Кто хоть раз пытался глянуть на эту горную красавицу вблизи, знает: большого желания искупаться она не вызывает.

   В пещеру — какна светский раут
   Тем временем под центральным входом в «Ривьеру» начинают собираться экскурсанты на обзорную поездку по городу. Половина дам — при полном макияже и на каблуках. И этот процент от экскурсии к экскурсии не меняется. И на Змейковские водопады, и даже на совсем уж пешую экскурсию, на 33 водопада, дамы умудряются прийти одетыми именно так, а отправляясь в пещеры — не взять ничего из теплых вещей. А ведь предупредить о дресс-коде — дело чести каждого продающего экскурсионные билеты. Пару раз интересовались экскурсиями в тисо-самшитовую рощу, один раз хотели узнать — правда ли, что Волконский дольмен спасает от женских несчастий? За четыре рабочих часа мне удалось оформить лишь пять билетов на экскурсии. «Ничего, — утешала меня Светлана Сергеевна, — к 6-7 вечера народ потянется — будет больше продаж».

   Итоги и выводы
   Главный итог трудового полудня — оформление 5 экскурсионных билетов. Побочный итог: полдня попыток продажи экскурсионных билетов едва не закончились для экспериментатора больничным. К вечеру проявились все признаки теплового удара. А ведь уже в 9 утра следующего дня Светлана Сергеевна заступила на свой экскурсионный форпост.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT