О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Олимпийский эпицентр

   Какие-то двадцать пять лет назад Красная Поляна была крошечным поселком, о котором не каждый сочинец знал. Дорога от аэропорта на «рейсовом такси» — семиместной «Волге» занимала 2,5 часа. Вертолет долетал до поселка за 12 минут. Вот и весь транспортный набор. Таксисты и те не рисковали ехать скалистой дорогой. Так что людям, которые в свое время поверили в горнолыжное будущее Красной Поляны и стали строить там подъемник и гостиницы, надо было очень верить, что будущее будет хоть немного светлым. С тех пор как появилась чуть более комфортная дорога к сочинским снегам, жизнь в поселке изменилась радикально. А сегодня, когда Красная Поляна — главный олимпийский поселок страны, масштаб грядущих изменений жителей поселка и радует, и …настораживает.

   — Вот здесь были картофельные поля, — рассказывает местный житель Сергей Юрьевич. — После уроков нас выгоняли сюда картошку собирать. А вон там был сливовый сад, а выше — яблоневый. Насколько знаю, по плану здесь будут трамплины. А значит, и трибуны, и гостинцы будут, и дорогу подведут. Думаю, кто захочет и не поленится — найдет свое место. Лишь бы по уму все сделали…
   Главное, что настораживает краснополянцев в олимпийских проектах, — информационный вакуум. Но как только информация появляется — и люди успокаиваются, и даже самые заядлые скептики не могут не признать: это к лучшему. Совсем недавно прошел слух: «Больницу сносят!» На поверку действительно оказалось: сносят. Но это только половина информации. Вторая часть состоит в следующем. Временно больницу переводят в отремонтированные помещения поликлиники, часть — в здание бывшей вечерней школы — ее подготовили к приему медиков и пациентов. А на месте сносимой больницы построят новую: на 150 коек, с поликлиникой на 100 посещений. Стоимость этого проекта — 709 млн рублей, выделяемых бюджетом Краснодарского края.
   Сегодня основное занятие краснополянцев — обслуживание туристов, пасечное дело, джипинг и сувениры. Только здесь — «живые» деньги. И, по наблюдению жителей, их поселок давно стал круглогодичным курортом. А совсем недавно из традиционных занятий было живо и скотоводство. Но эта отрасль сворачивается. Свободных пастбищ в окрестностях практически нет уже сегодня. Коровы «священным» маршем идут вдоль заборов строек, по федеральному шоссе, несанкционированно попадая на закрытые территории будущих олимпийских объектов и в заповедник, тормозя дорогие автомобили, которых здесь, пожалуй, больше, чем в центре летнего Адлера. Так что некоторые великолепные проекты — типа развития агропромышленного комплекса, в краснополянском поселковом округе тормозятся. Так, АПК округа выделено 1,5 миллиона рублей на кредитование желающих заняться сельским хозяйством. Но жители не берут — земли нет, нет и сельского хозяйства.
   Кстати, Интернет и федеральные рекламные журналы, да практически все СМИ тиражируют информацию о небывалой стоимости земли в олимпийских окрестностях: до 150 тыс. евро за сотку. Однако из «официально зарегистрированных» рекордов — 39 тыс. долларов США за 1 сотку в районе Первой Бригады. Но анекдот по этому поводу уже есть: 2013 год, известный олигарх звонит главе известного города: «У вас земля еще в Поляне есть?» — «Немного есть». — «Почем?» — «50 тысяч». — «Ну, нарежьте мне гектарчик». — «Мы гектарами не продаем — цена за килограмм…»
   Шутки шутками, но появление солидных мужей на дорогих авто, с умным видом рассматривающих на виду у сельчан простыни карт, нервирует. Тем более что после такой «презентации» по дворам идут люди, предлагающие, «пока вас не снесли под стадион», продать земельные участки. Две недели назад с такими «предложениями» вышли к жителям Кепши. Люди из автомобилей с московскими номерами показывали планы местности, рассказывали, что именно здесь, на месте Кепши будет строительство Олимпийской Деревни. Тихая паника среди жителей маленькой Кепши, в которой нет газа, а о канализовании даже планов не слыхали, немного угасла только после обращения в администрацию поселкового округа. Заместитель главы округа О. Кикило их успокаивал: «Пока о таких планах неизвестно. Если что — вы узнаете первыми». Но, как говорится, «осадочек» остался, и даже те, кто и в мыслях не держал переехать из поселка, теперь в раздумьях: делать ли ремонт, «пробивать» ли газ и даже покупать ли дрова на грядущий отопительный сезон — изменения в окрестностях настолько галопирующие, что некоторые боятся строить мало-мальски долгосрочные планы.
   Эти настроения поддерживает и произошедший на глазах всего Эсто-Садка случай: представители эстонской общины чуть ли не силой выгоняли буровиков, берущих пробы грунта прямо в историческом центре поселка. Сейчас решается вопрос о выделении другого участка земли под объект, который не дали «посадить» на сельскую библиотеку.
   Большинство жителей всех пяти населенных пунктов Краснополянского округа олимпийские надежды имеют четкие: работа, заработок, уровень жизни. И на начавшихся стройках зарплаты действительно выше среднегородских.
   Из самых наглядных сегодня объектов в Красной Поляне — газпромовский комплекс «Лаура». Отель на две сотни мест уже готов, еще два — строятся, а общая емкость гостиничного комплекса на берегу Мзымты с видом на заповедник — 900 мест. Комплекс поражает размахом и «несовковой» архитектурой коттеджей, деревянных вилл, корпусов. В планах — строительство спортивно-развлекательного комплекса.
   Верхняя «станция» уже построенной гондольной канатной дороги поднимает на высоту 1,5 тысячи километров к месту будущего «лыжного стадиона». На хребте Псехако уже построены 6 канаток. Вообще же в планах «освоения окрестностей» на ближайшие два года — строительство восьми веток канатно-кресельных дорог.
   Из примет того, что ответственные строители заботятся не только о возведении объектов, но и о работниках, — строительство огромного (почти на полторы тысячи мест) общежития для обслуживающего персонала того же газпромовского комплекса. Правда, в плане снабжения этого объекта электроэнергией здешние строители пока вынуждены «выходить из положения» самостоятельно, работая под треск генератора. Но объект архиважный. Для сравнения: согласно последней переписи населения, в пяти поселках округа — самой Красной Поляне, Эсто-Садке, Медовеевке, Чвижепсе и Кепше проживают около 5 тысяч человек. Фактически же, как утверждают в поселковой администрации, — почти в два раза больше. Но даже в этом случае строящееся общежитие — это 10 процентов нынешней емкости поселка.
   Строительство ведется и в горах. Об этом не дает забыть гул вертолета: опоры канатки комплекса «Роза Хутор» заливаются «с неба» — бетон доставляется вертолетом огромными бадьями весь световой день.
   С другой стороны, весь поселок сильно смахивает на стройплощадку: строительная техника, снующие миксеры, треск и шум — практически всюду и практически круглосуточно. К сожалению, подавляющая часть строительства ведется без разрешений, а уже построенные довольно крупные гостиницы и рестораны числятся «жилыми домами», и даже арбитражные разбирательства по поводу строений не затормаживают работу на них. Некоторые стройки поражают: осваивается, например, пространство прямо у берега «гуляющей» и известной бурным нравом Мзымты, причем строятся многоэтажные объекты.
   В комплексах типа «Лаура» и «Роза Хутор» предусмотрены практически автономные системы жизнеобеспечения: системы водозабора, водоочистки, канализования, комплексы ТЭС с газогенераторами. В «Лауре» предусмотрено даже собственное пожарное депо. Но пока коммунальный комплекс в Красной Поляне — одна сплошная проблема. И главнейшая — как таковое, отсутствие канализации и очистки стоков. На строительство предусмотренных ФЦП очистных сооружений сточных вод в Красной Поляне, способных переработать 12 тысяч кубометров в сутки, будет выделено 210 миллионов рублей бюджетных денег. Пока же давно затеянное создание очистных сооружений на 500 кубометров в сутки уверенно перешло в разряд долгостроя, а мини-установка, рассчитанная на 100 кубометров в сутки, уже сегодня не справляется с объемами, в результате «всё» попадает прямиком в реку.
   Особая проблема, впрочем, «универсальная» для всего Сочи, — энергообеспечение. Положение настолько «аховое», что многие улицы в населенных пунктах остаются без света в зимний сезон сутками, а когда электричество есть — даже холодильники не работают: не хватает мощности. А так как не только «гражданские» потребители, но и «олимпийские стройки» задыхались без электричества, то ввод в мае временного блока 10 МВхА «Поселковая», а потом и так называемой «Малой ГЭС» — уже существенное подспорье. Блочная комплексная подстанция «Поселковая», обеспечивающая 125 МВхА, по плану будет введена в эксплуатацию осенью следующего года. Кроме того, сельчане надеются на замену донельзя устаревших сетей, а с вводом новой линии электропередачи — и на то, что уже в ближайшую зиму отключений будет хотя бы меньше.
   — А еще надо, чтобы нам учителей привезли, — говорит Ольга Иванченко, краснополянская мама двоих детей. — А то сейчас математиков не хватает, историков нет и физкультуру, кажется, тоже некому вести. Правда, с физкультурой для подростков у нас в поселке нормально: есть волейбольная секция, секция лучников и лыжная школа олимпийского резерва. А что делать с математикой — ее же единым госэкзаменом надо сдавать — просто не знаю. Без математики в какой институт поступишь?
   В детском саду с кадрами тоже плохо: не хватает 6 воспитателей, из 9 необходимых нянечек — помощников воспитателей работают только две. Психолога найти — тоже проблема. Работа есть, да работать на фоне перспектив торгово-обслуживающей отрасли поселка невыгодно: зарплаты невысокие, а привезти специалиста не получится: аренда жилья во много раз перекрывает воспитательскую «ставку».
   Так что многие опасения, но и многие надежды краснополянцев связаны с Олимпиадой. Ольга Алексеевна добавляет:
   — Мы рассчитываем, что после нее (Олимпиады) здесь будет приличный дорогой курорт. И наши дети будут жить хорошо и не будут бояться за свое будущее.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT