Делегация из Китая, направлявшаяся на официальную встречу с руководством нашего города, опоздала на 32 минуты. Протокольной вежливостью такую задержку объяснить нельзя — по элементарным неписаным правилам административного этикета на подобные встречи принято приезжать заранее. Где же вы были, товарищи? По прибытии делегации стало ясно: стояли в сочинской пробке на улице Виноградной. Хорошо хоть маршрут шел не через Донскую…
Своеобразие транспортных перемещений по главному курорту страны давно уже стало притчей во интернетных языцех и обязательным элементом рассказов о Сочи среди отдыхающих — очень уж яркое явление. И вопросов порождает немало, причем порой неожиданных. К примеру, вопрос — почему на «главный концерт этого лета» — в ночь голосования МОК из-за пробок опаздывал Н. Белан, более известный как Дима Билан? Оказывается, пробка была настолько плотной, что поклонницам удалось даже атаковать машину любимого певца.
Но чаще вопросы возникают на нешуточные темы и касаются каждого. Есть, конечно, часть населения страны, которой сочинские пробки практически не страшны. Включают уж полгода как запрещенный спецсигнал — и по встречной. Если пользоваться точными терминами, то такое поведение на дорогах соответствует понятию «хамство». Но для большинства из нас хамство гораздо ближе. И если парковки в неустановленных местах, непредсказуемые развороты, подрезания и общение с сотрудниками ГАИ хоть как-то регулируются ПДД, то каждый пользователь общественного транспорта может попасть в эпицентр «неуставных отношений». Самым вежливым общественным средством передвижения по Сочи можно считать обыкновенный рейсовый автобус. Один минус — ждать на остановке 5-рублевый транспорт можно долго и безрезультатно: несмотря на наличие расписания, любой руководитель автотранспортного предприятия, не напрягаясь, назовет вам минимум семь причин, по которым именно сегодня на линии пусто: от болезни дефицитных водителей до дороговизны топлива и экономической нецелесообразности перевозок. Так что вопрос отдыхающих «На каком автобусе проехать до…?» безответен. По большому счету, было бы неплохо на каждой остановке иметь схему движения автобусов и маршрутных такси, но пока эта проблема формулируется лишь вопросом: «Почему схемы нет?» Популярные в силу регулярности и многообразия маршрутов перевозки микроавтобусами типа «Газель» имеют свои плюсы. К примеру, многие автовладельцы признают, что проскочить Краснодарское кольцо с проворством «Газели» не удается даже малолитражкам. Главные вопросы тех, кто видит специфику маршруточных перевозок незамыленными глазами, касаются набившего оскомину курения водителей. В правилах перевозок, выписки из которых висят в каждом салоне, четко написано, что курение в салоне запрещено… пассажиру. По какой причине водители думают, что им позволено травить пассажиров свежим никотином, — неясно. Следующая серия вопросов «из «Газелей» — «Почему водитель нервный?» Ну а почему водители маршруток нарушают все возможные правила — это вопрос, казалось бы, к надзирающим организациям. Если бы не одно «но» — правила разрабатывают, прежде всего, для безопасности. Что бывает при вольном чтении этих правил, можно проиллюстрировать сводкой происшествий только одного сочинского дня. Случай 1: маршрутное такси сбивает отдыхающих из Красноуфимска. Мать и шестилетний ребенок переходили улицу по обозначенному переходу. Светофор, увы, «естественно», не работал, водитель маршрутного такси (тоже «привычно») не пропустил пешеходов на переходе. Ребенок с закрытой черепно-мозговой травмой — в больнице, у матери многочисленные травмы. Случай 2: маршрутное такси, двигаясь задним ходом, сбивает пожилого сочинца. Мужчина 1926 года рождения госпитализирован с многочисленными переломами. Случай 3: водитель «Газели» практически на «зебре» сбил отдыхающую из Самары. Гостья курорта проводит отпуск на сочинской больничной койке с сотрясением мозга. Конечно, по всем фактам проводятся проверки, но легче ли от них пострадавшим? Гораздо реже в маршрутных такси выходит на передний план вопрос о стоимости проезда. Вопрос, конечно, менее травмоопасен, но не поднимается зря. С наступлением курортного сезона ценовая политика в отдельно взятых маршрутных такси становится непредсказуемой. За проезд от аэропорта до адлерского железнодорожного вокзала водитель может взять ровно столько же, как и до сочинского вокзала. Неопытные отдыхающие списывают это на специальные «морские» цены и не скандалят. Проезд от центрального вокзала до «Лазурной» может оцениваться водителем и в 9 рублей, и в 15, в зависимости от уровня жадности, во что обойдется проезд в Дагомыс — 15 или 20 рублей — тоже иной раз регулируется внутренним ощущением водителя. Кстати, если пассажир озвучит вопрос: «Почему вчера были такие же, но по 9?», то «разницу в тарифе» получит после довольно непродолжительных, хотя и, безусловно, противных, пререканий.
Ну а сочинские такси — те, что с шашечками, — это вообще «Война и мир» под капотом. Проводимые проверки этого вида транспорта из года в год показывают одни и те же результаты: таксисты имеют свое представление о том, во что одеваться, и следуют только ему, машины не моются и подозрительно пахнут, водитель на просьбу не курить рассказывает, что это — его машина. Стоит ли добавлять, что лицензии сочинские таксисты тоже имеют в исключительных случаях? При проверке таксистов, работающих в аэропорту, к этому списку прибавляются хватание за руки потенциальных клиентов едва ли не на взлетной полосе и поднебесные цены. Услуга частного извоза, безусловно, востребованна и важна. Как ее привести в состояние минимальной удобоваримости? Есть методы грубые: некоторые «элементы», вовсе не украшающие столицу великого государства, под Олимпиаду-80 были вывезены на «101 километр». Не сказать, что такое решение: нет «элементов» — нет проблем, полно изящества. Но пока проводимые в Сочи рейды имеют только один эффект: на следующий день после них невозможно «поймать» машину. Этих «нюансов» можно попытаться избежать, вызывая такси по телефону. Пара фирм, предоставляющих таксомоторные услуги на сочинских дорогах, довольно четко определили для своих сотрудников, как себя вести за рулем, объяснили, почему водителю такси важно быть одетым по схеме черный низ — белый верх, почему нельзя курить в салоне и вести дискуссии на жизненные темы с пассажирами. Правда, когда автомобиль доберется к заказчику через тернии сочинских пробок, никто не берется предсказывать.
Ну а главный и ехидный вопрос отдыхающих, касающийся нашего транспортного своеобразия, звучит по-чернышевски всеобъемлюще: «Что с ним (своеобразием) делать?».
Лариса ЗУЕВА