О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

НЕ ЗА ГРОШ В БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ

   ЦЕНЫ НА СОЧИНСКИХ ЯРМАРКАХ КУБАНСКОЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ДОГОНЯЮТ РЫНОЧНЫЕ. ПОЧЕМУ?

   «За морем и телушка — полушка, да рубль перевоз» — эта народная поговорка все чаще упоминается продавцами на сочинских рынках с началом курортного сезона. Все потому, что не только отдыхающие из средней полосы России, но и, что удивительно, сибиряки и уральцы с нескрываемым удивлением смотрят на ценники фруктов и овощей самого популярного города житницы всей страны — Кубани. «Почему у вас на юге такие же цены на природные витамины, как и у нас в Красноярске?..» И в ответ слышат упомянутую выше поговорку.
   Местный покупатель со временем смирился с экзотическим буйством цен, но такова уж психология человека, что он все равно будет искать компромисс с законами рынка. Народ помаленьку учится торговаться с продавцами, хотя в этом умении мы явно уступаем въедливым покупателям с Ближнего Востока и Средней Азии, платящим продавцам в конечном счете цену намного меньшую, чем предложенная поначалу другой стороной.
   Дальше. Львиная доля сельхозпродукции на сочинских рынках — привозная: Кубань, Турция, Египет, Аргентина, Марокко… Даже самые смелые оптимисты вклад сочинских производителей овощей и фруктов в торговлю оценивают не более чем в 10 процентов. Пессимисты же от обиды вообще не дают более одного-двух процентов, но пусть их рассудит золотая середина: пять процентов. Воздержимся от менторства и нравоучительных рекомендаций по подъему сельского хозяйства и решению продовольственной программы в отдельно взятом городе Сочи. Эта проблема более чем серьезная, с глубокими корнями и разносторонними интересами.
   Хотя есть факты очевидные. Конечно, цена на продукцию, как известно, зависит от себестоимости всех затрат, вложенных в ее производство. Хозяева фермерских и личных подсобных хозяйств только-только начинают понимать, что в банках можно выгодно взять долгосрочную ссуду или кредит на приобретение скота, закупку транспорта и малой сельхозтехники и т.д. и т.п. Будет меньше расходов, снизится отпускная цена на продукцию, увеличится ассортимент. А пока… На полпути к этому будущему «изобилию» и с целью способствовать облегчению покупательской способности населения и гостей курорта администрация города в октябре 2005 года приняла постановление об организации и упорядочении работы ярмарок по реализации сельхозпродукции товаропроизводителей Кубани и Сочи.
   Для этого поначалу было выделено 16 площадок по всему городу (сейчас их больше), и работать они должны были по выходным дням. Казалось бы, при должной организации работы таких ярмарок обоюдная выгода сторонам гарантирована. Ответственным за общую организацию назначили МУП «Сочипродснаб», кроме того, за встречу и размещение гостей отвечали одни, за стоянку и сохранность автотранспорта — другие, за качество продукции — третьи, за обеспечение электроэнергией — четвертые, за санитарную уборку — пятые и т.д. На деле же оказалось, что организаторы ярмарок ограничились в основном выделением собственно площадок, а надлежащие условия для торговли — дело, мол, второстепенное. И напрасно. Вскоре в редакцию нашей газеты пришло коллективное письмо жильцов с улицы Абрикосовой, возмущенных беспорядком на соседней ярмарке. Они жаловались на круглосуточный бедлам под окнами по выходным, несанкционированное подключение торговцев к электропитанию их домов, отсутствие биотуалетов на ярмарке и повсеместную антисанитарию.
   Вскоре аналогичное письмо поступило от жителей с улицы Ялтинской из Хосты с такими же претензиями. Но чувствовалось, что люди в принципе не против благой идеи устройства ярмарок, только не в таком виде и… не с такими ценами.
   Что же случилось с ценами? Ведь их демократичность и лежала в основе идеи выездных ярмарок кубанской сельхозпродукции! Из-за ненадлежащего контроля со стороны «Сочипродснаба» ярмарки вскоре начали превращаться в «базар», со своими «организаторами и кураторами», ассортиментом продукции и, главное, ценами на нее. В торговых рядах, кроме фруктов и овощей, вскоре появились кастрюли и тазики, калоши и носки, подушки, стулья и прочая разномастная утварь. А что — плати 300 рублей в сутки за место (без всякой квитанции) и торгуй чем хочешь!
   С каждыми выходными среди продавцов все меньше оказывалось кубанских производителей и все больше «наших», но что странно, цены у тех и других начали выравниваться, причем в большую сторону — «нашенскую». Этот парадокс объясняется просто: кубанцы с неохотой начали относиться к предложениям ездить за тридевять земель, ночевать в выходные в кабинах и кузовах машин, без возможности не то что помыться, но даже руки ополоснуть. И они все охотней начали оптом сдавать свою дешевую сельхозпродукцию шустрым перекупщикам.
   А сегодня даже подросток может объяснить основополагающие принципы рыночной торговли: чем больше звеньев в цепочке от производителя продукции до покупателя, тем выше на нее цена. Каждое звено должно сорвать свой законный процент. Который на финишной стадии оплачивает кто? Правильно, покупатель.
   И что же покупатели получили в итоге? А то, что ярмарочные цены на самую востребованную продукцию вначале сравнялись с ценами на стационарных рынках города, а сейчас уже имеют тенденцию обставить цены на центральном рынке. Достаточно было одной обзорной экскурсии по нескольким ярмаркам в выходные дни, чтобы в этом убедиться. Вот несколько усредненных сравнений с небольшими погрешностями, сделанные за один день. Центральный рынок: картофель (прошлогодний) — 15-18 р., молодой -40 р., лук — 20-25 р., морковь — 30-40 р., капуста -17-18 р., свекла — 25 р., помидоры — 50-60 р., огурцы — 50-60 р., черешня — 150-180 р., клубника — 120-140 р., яблоки 40-45 р., зелень (пучок) — 5 р.
   Ярмарки «кубанской» сельхозпродукции (ул. Абрикосовая, ул. Бытха, ул. Ялтинская): картофель прошлогодний — 15-20 р., молодой — 35-40 р., лук -20-25 р., морковь — 35 р., помидоры — 50-60 р., огурцы — 50-60 р., капуста — 16-18 р., свекла — 25 р., черешня — 150-170 р., клубника — 120-150 р., яблоки — 40-50 р., зелень (пучок) — 5-7 р.
   Имейте в виду, что цены меняются буквально ежедневно. Несколько интересных наблюдений. Где-нибудь у подземного перехода или в переулке у местной хозяйки клубнику можно купить по 80 рублей за кило. Пучок любой кубанской зелени по цене 5 рублей после деления на три перекупщики превращают в три пучка по пять рублей, но уже за каждый! Навар — 200 процентов! А перекупщики картошки (мешочек 6 кг) даже не объясняют, что эта картошка — египетская, а потому и мешочек стоит 150 рублей. Неужели берега Нила унавожены обильнее, чем кубанский чернозем? Нет, просто «за морем и телушка полушка, да рубль перевоз»!
   Таким образом, в силу многих причин, и прежде всего слабой организации выездной торговли, бесконтрольности принимающей стороны, ярмарки некогда дешевой сельхозпродукции на глазах превращаются в обычные рынки с привычно высокими ценами. Ради справедливости отметим, что местные продавцы заморские цены на овощи и фрукты оправдывают тем, что летом на них огромный спрос. А есть спрос — получите предложение. Не хочешь — отойди от прилавка. И тем еще оправдываются, что торговля у нас идет 3-4 месяца в году. Для сравнения скажем, что на курортах Кавминвод круглый год цены на такую же продукцию в полтора-два раза ниже, чем в Сочи. Понятно, там же курорт практически круглогодичный.

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT