Судьбу не выбирают. Она сама ведет по жизненному пути, и иногда случаются такие повороты и встречи, что трудно и поверить. Однажды мне в студию адлерского радио позвонила женщина: «В годы войны я работала на Адлерском радиоузле диктором, объявляла воздушную тревогу, передавала новости…» Так мы познакомились с Анной Дмитриевной НИКОЛЬСКОЙ. О ком же, как не о ней, рассказать в День радио, который отмечается на этой неделе.
В тяжелом 41-м четырнадцатилетняя Анечка Тищенко была смешливой и звонкоголосой школьницей. Когда боевые действия приблизились к Кавказу, отец ушел в горы в составе истребительного батальона, восемь раз писал заявление об отправке в действующую армию — возвращали из-за болезни и только на девятый раз добился своего — ушел на фронт. Старшая сестра Женька (старше Ани она была всего на два года) свое восемнадцатилетие отметила в окопах под Крымском, войну закончила уже в Чехословакии. Мама рыла окопы, рубила лес, строила блиндажи под Туапсе, за свой труд была награждена медалью «За оборону Кавказа». Младшая в семье Анечка вместе с одноклассниками пошла на строительство военного аэродрома. Вскоре ей после небольших курсов предложили работать дежурной радиоузла. Находился радиоузел в то время возле самого моря, в здании, где сейчас располагается музей истории Адлерского района.
На работу она бежала по мощеным улицам, огибая воронки от бомб, мимо казавшегося тогда огромным трехэтажного здания аптеки. В нем во время войны разместили зенитную батарею, служили там молодые девчонки. Аня помнит, как бегала с друзьями на реку смотреть на сбитый зенитчицами фашистский самолет, как гордились все этой победой и завидовали юным защитницам адлерского неба.
Вместе со своей сменщицей, такой же несовершеннолетней девчонкой, Аня дежурила по двадцать четыре часа возле микрофона, чтобы в любую минуту быть готовой выйти в эфир с тревожным объявлением: «Воздушная тревога!». А бомбили Адлер в те грозные дни часто.
Голоса юных дикторов раздавались в домах и квартирах адлерцев из напоминающих большие черные тарелки репродукторов марки «Рекорд». Приемнички часто ломались, и девочкам пришлось осваивать специальность радиомонтера, ковыряясь в свободное от эфира время в допотопной технике. А когда выходила из строя местная электростанция (такое бывало нередко), дикторы превращались в электриков и заводили грохочущий движок на аккумуляторах с соляной кислотой. Но радио продолжало работать без перебоев!
Когда отступил фронт от подступов к нашему городу, в программах адлерского радио появились совершенно новые мирные новости: о том, как восстанавливаются колхозы, как высаживаются в центре Адлера деревья, какие замечательные урожаи дает на нашем побережье табак, как ударно работают школьники на уборке фруктов. Такие новости диктору Ане Тищенко нравились гораздо больше, чем предупреждения о бомбежках.
…Война завершилась, пора было возвращаться в свой десятый класс, хотелось учиться дальше. Не удалось в послевоенной сутолоке у Ани продолжить карьеру журналиста, радиоведущей, она закончила нефтяной техникум. По направлению уехала на морские промыслы Дагестана, затем ее пригласили на работу в Москву в министерство нефтяной промышленности, а позже она работала в министерстве геологии. Одно из ярких впечатлений тех лет — участие во Всемирном фестивале молодежи в 1957 году. На время фестиваля она стала гидом в павильоне «Геология, нефть и химия» на ВДНХ — вот где пригодилась дикторская практика, полученная на адлерском радио!
Настоящая любовь пришла поздно. В 1972 году она познакомилась с удивительным человеком, полковником ГРУ, долгие годы проработавшим нелегально за границей. Может быть, именно его возвращения и ждала Анна столько лет? Счастливые годы замужества пролетели как сон. А после смерти супруга, четыре года назад Анна Дмитриевна вернулась на родину, в Адлер, где и по сей день живет ее старшая сестра Евгения Дмитриевна.
Как-то в трудную минуту она прочла совет в одной книге: «Если вам плохо — рисуйте!». С тех пор она начала создавать свои удивительные картины-вышивки, которые сегодня не только украшают ее дом, но и демонстрируются на городских и районных выставках. Анна Дмитриевна любит дарить свои работы. Есть такая светлая солнечная картина и в студии «Радио Адлера». Подаренная с открытым сердцем и любовью, она, как незримая участница передач, несет в эфир энергию добра. От сердца — к сердцу, из поколения — в поколение.
Татьяна МАРТЫШ, редактор «Радио Адлера»