В конце мая южное направление железных дорог станет горячим: перейдет на летнее расписание, а это значит, что станция Сочи будет ежесуточно принимать до 48-ми пар составов. В прошлом году железной дорогой с мая по октябрь в Сочи приехали без малого 2 миллиона гостей. Этот год готовит новые рекорды: планы строить — дело неблагодарное, но популярность отдыха у родных черноморских берегов среди россиян растет. Кому же мил весенний Сочи? Кто и с какими надеждами выходит на сочинский перрон?
Дама с йоркширским терьером, представившаяся Натальей из Москвы, приехала в Сочи «отдохнуть перед работой». Наталья — бухгалтер известного молкомбината, и лето для нее, как и для Сочи, высокий сезон — сезон мороженого.
— Почему же поездом приехали, не самолетом?
— Во-первых, боюсь, — объясняет свой железнодорожный выбор Наталья. — А во-вторых, чтобы лететь самолетом с собакой, надо собрать справки, сделать прививки, паспорт животному. А мне некогда. Прививки мы и так не пропускаем. Тем более, поезда сейчас не то что раньше. Сейчас в вагонах чисто, дорожки постелены, поезд идет быстро, вагоны новые, в купе — мягкие диваны.
Планы на сочинский отдых у Натальи «наполеоновские»: выспаться. Потом — нагуляться. Третий пункт программы — полежать под настоящим, несоляриевым ультрафиолетом и хоть на минуту влезть в море. Номер у Натальи, кстати, забронирован в «Лазурной».
Людмила Сергеевна, из Тулы приехала в Сочи по путевке в санаторий «Октябрьский». Половину стоимости десятидневного проживания в санатории оплатил завод, на котором работает Людмила Сергеевна. «Как пройти к автобусу?» — спрашивает она, и, честно сказать, мне не сразу удается направить ее туда, где толпятся маршрутные такси: она искала глазами именно автобус. Людмила Сергеевна посетовала, что многие поезда сочинского направления теперь курсируют вообще без плацкартных вагонов — только купе и СВ. «Не все же могут легко заплатить за купе», — рассуждает она. Впрочем, цена ее купейного билета заведомо ниже, чем цена июньского или июльского переезда тем же поездом. «Дифференцированное» ценообразование, конечно, помогает РЖД реагировать на спрос: летом и дорогие билеты в Сочи будут разлетаться, как горячие пирожки, но это увеличивает число в графе «цена» до 2,5 раза.
Группа из Краснодара, выгружающая из вагона коробки, как оказалось, приехала на профильную выставку. Конгрессный туризм вносит свою лепту в пассажиропоток, и его вклад особенно заметен в межсезонье. Впрочем, классических сочинских развлечений деловая составляющая этих визитов, как правило, не исключает. Прибывших быстро окружают таксисты, обещая довезти до мини-гостиницы в районе «Светланы» за… 250 рублей. Правда, желающих помочь дотащить коробки среди таксистов не нашлось. Гостиницу краснодарцы нашли через Интернет. Номера при двухместном размещении с завтраком стоят 600 рублей, при одноместном — 900.
У соседнего вагона мужчина отбивается от таксистов, объясняя: «Да местный я, местный».
А вот тех, кто приезжает в Сочи отдохнуть «неорганизованным порядком», пока немного, поэтому предложения квартиросдатчиков превышают спрос, и цены на размещение держатся минимальные. У центрального сочинского вокзала маклеры обещали разместить даже по 100 рублей за койко-место. «Правда, это не в самом центре», — честно предупреждают они. «Очень хороший номер» на улице Первомайской сулили за 800 рублей в сутки, а однокомнатную квартиру на Гагарина — вообще за 600. «Там есть горячая вода! — приводился аргумент. — Хотя полгорода без горячей воды — «профилактика» уже началась».
…»Уважаемые пассажиры! До отправления поезда Москва — Адлер остается 2 минуты» — глушит жилищно-коммунальные обсуждения объявление. Оно звучит над перроном сначала на русском, затем на английском языке. Пока это показатель не столько востребованности Сочи среди иностранных гостей, сколько необходимости соответствовать хотя бы имиджу международного узла. Через две минуты перрон опустеет. А ведь меньше чем через месяц пассажирские составы будут следовать по станции Сочи почти нон-стоп: каждые полчаса.
Софья ИВАНОВА