Каждое утро тысячи и тысячи машин пробираются к центру города, одни — по Курортному проспекту, другие — по Виноградной или Донской. Попав в заветное городское «яблочко», они начинают метаться в поисках места для стоянки. И мало кому везет сразу. Кто-то из водителей делает по две-три петли вокруг центральных улиц, а кто-то, чертыхнувшись, становится прямо под знак «Остановка запрещена», рискуя напороться на эвакуатор или штрафные санкции со стороны ГАИ.
Мне в этот раз повезло больше, чем этим отчаянным автовладельцам. За рулем не я, а государственный инспектор отдела технического надзора ГИБДД Сочи майор Павел Страхов, и, значит, ни то ни другое нам не грозит. Впрочем, и задача у нас не припарковаться, а посмотреть, как это делают сочинские водители.
— Надо строить стоянки, парковки. Это однозначно! Офис строишь — сделай хотя бы для своих сотрудников стоянку. Магазин открыл — позаботься о 5-10 стояночных местах. В некоторых городах добросовестные предприниматели, чтобы не загромождать городские улицы, пускают бесплатные автобусы для покупателей супермаркетов. Но у нас позволительно решать проблему проще, — то ли поясняет ситуацию, то ли выплескивает наболевшее «мой» водитель. В этот момент аккурат поворачиваем на Советскую.
— Вот смотрите!
Один из банков «отхватил» от проезжей части солидную полосу, выставив металлические ограждения. А ну-ка каждый офис, а потом и житель, начнет таким же методом обеспечивать себя любимого персональной стоянкой! Куда поедем?
Пока едем в сторону автовокзала. Магазины, офисные здания. Сам автовокзал занимает немного места, и для обслуживания пассажиров его хватает, а вот для всего остального транспорта требуется стояночных мест побольше.
Дальше, на ул. Горького, — картина похожая. Даже под знаком «Стоянка запрещена» у входа в УВД Центрального района жмутся друг к другу припаркованные с утра машины.
Перед железнодорожным мостом, на подъезде к Ареде, находим еще одну «стоянку». Не менее 20 легковых автомобилей обосновались здесь, похоже, надолго. А между тем, стоять здесь по правилам категорически запрещено. Это так называемый «островок безопасности», на что указывает совершенно четкая разметка. Такие «островки» есть и в других местах. Например, перед гостиницей «Москва», на развилке ул. Горького и Платановой аллеи. Однако наши водители воспринимают их именно как законные стоянки.
Но вернемся к маршруту. У моста через р. Сочи на ул. Чайковского появился Казачий рынок. Он «съел» пусть небольшую, но удобную стоянку. Это вместо того, чтобы прирастить что-то для удобства своих же покупателей.
Дальше — центральная городская поликлиника. Парковаться негде. Из трех полос две — справа и слева — полностью забиты автомобилями. В «щелку» потихоньку медленно протискиваются машины.
— К лету, мне кажется, — говорит инспектор, — движение здесь вообще станет.
А между тем рядом совсем еще недавно была автомобильная стоянка. Место и теперь есть, оно пока не застроено, но, похоже, недолго ждать. Оно уже огорожено.
«Крутить» по городу становится скучно. Это сплошная «стоянка запрещена», забитая автомобилями. Долго ищем место, где можно «приткнуться» и сделать какие-то выводы. И хотя на нашей машине все опознавательные знаки ГИБДД, сделать это непросто. Не съезжать же на тротуар, как делают это некоторые водители.
Но вот находим небольшой кусочек тихой улицы Роз, останавливаемся.
— Что же можно сделать для разгрузки городских улиц? Может, штрафы собирать активнее, а на вырученные деньги строить стоянки? — предлагаю я.
Инспектор, вижу, не испытывает оптимизма от этого предложения.
— Сегодня мы не получаем и 40 процентов от выписанных штрафов. Просто не платят. Получают протокол — и до свидания! Через службу судебных приставов и то не всегда удается довести процедуру до логического конца. А уж до суда дойти — целая проблема. И это понятно: слишком невелика исковая сумма — 50, ну, 150 рублей.
— Кстати, у нас в Сочи сколько машин? — спрашиваю П. Страхова.
— Не как в Париже, конечно. 128 тысяч зарегистрировано, да несколько десятков тысяч иногородних. Цифры эти ежегодно растут примерно на десять тысяч.
Мы вспомнили с инспектором, как водится, и эпоху строительства социализма. Да, тогда одной из популярных идей в нашей стране было предложение пересадить всех частных автомобилистов на общественный транспорт. Под эту идею, видимо, и были заточены все архитектурные проекты городского строительства по всей России. Хотя санитарные нормы любого цивилизованного города при строительстве жилого дома предусматривают наличие во дворе 700 мест под автостоянки на 1 тыс. жильцов, об их соблюдении россиянам, в том числе и сочинцам, остается только мечтать. Большинству приходится в прямом смысле этого слова добывать место для своей машины где-то в другой части города или отвоевывать его у двора или детской площадки. А теперь вот и вообще остановиться негде стало.
— А что если перед въездом в центральную часть города «перехватывающие» стоянки организовать, чтобы владельцы автотранспорта, оставляя машины, пересаживались на автобусы? — вслух рассуждаю я и тут же сам себя «торможу». Автобусы-то откуда возьмутся? Но инспектор не замечает моей заминки и сам продолжает:
— В Брюсселе, рассказывают, бесплатных парковочных мест мало, а в центре и на торговых улицах их вообще нет. В спальных районах жителям дают наклейки, разрешающие парковаться на улице. Где-то можно встать «на время» — от четверти часа до четырех часов. На этот случай у всех европейцев в машинах есть синие картонные «часы», на которых водитель уходя отмечает время начала парковки. Простоял лишнюю минуту — штраф. Многие крупные фирмы за свой счет строят для своих сотрудников подземные паркинги. Вот бы нам тоже.
Мы вместе смеемся, понимая, насколько все это сложно при нашем менталитете.
Впрочем, в Федеральной целевой программе развития курорта, да и в олимпийских программах тоже, предусмотрены значительные средства на развитие транспортной инфраструктуры. На строительство автостоянок и парковок, включая проектно-сметные изыскания, например, предусмотрено почти 683 миллиона рублей. На ремонт внутригородских дорог — миллиард, чуть больше — на строительство дорог к достопримечательностям. Но это — будет. А пока… Я лично взываю к своим собратьям по баранке. Мы, конечно, сможем выдержать весь прессинг со стороны ГАИ и службы эвакуаторов. Но все же давайте уже сейчас сами стараться не ставить машины там, где должна проехать «скорая помощь» или пожарная машина, где обозначен пешеходный переход или должен проехать кто-то еще. Это не только наша водительская культура. Это необходимость. От этого тоже будет зависеть, сможем ли мы сами завтра вообще проехать по нашим сочинским улицам.
Виктор ГОЛУБЕВ